Многие старожилы нашего города ещё помнят, как над озером Великое взмывал в небо самолёт с пассажирами на борту, отправляясь в очередной рейс. И это не фантастика, а жизненная реальность.
Проект газеты "Веснік Глыбоччыны"
"Здесь о районе каждая строка"
А. ХАЙНОВСКИЙ, старший научный сотрудник Глубокского историкоэтнографического музея.
_______________________________________________________________________________
Многие старожилы нашего города ещё помнят, как над озером Великое взмывал в небо самолёт с пассажирами на борту, отправляясь в очередной рейс. И это не фантастика, а жизненная реальность. Из Глубокого в 1960-70-е годы можно было максимально быстро добраться до Минска или Витебска, используя самолёт гражданской авиации. Именно в начале 1960-х эти авиалинии связали большую половину райцентров современной Беларуси. В их числе - Глубокое.
Да, в советское время в нашем городе находился аэродром с грунтовым покрытием, на который совершали промежуточную посадку
самолёты, выполнявшие местные авиаперевозки. Так в 1965 году на самолёте Ан-2 выполнялся рейс Минск - Докшицы - Глубокое - Ушачи - Улла - Витебск. Рейс Б-260 из Минска в Глубокое совершался ежедневно, кроме четверга. Вылет - в 11.35, а прибытие на аэродром г. Глубокое в 12.50. Время нахождения впути - один час (время на высадку и посадку пассажиров в Докшицах составляло 15 минут). Обратный рейс из Глубокого в Минск под номером Б-259 действовал по тому же графику. Вылет в столицу был в 11.10, а стоимость билета составляла 4 рубля. По данному графику самолёт совершал перелёты в летне-осеннее время - с 15 мая по 14 ноября.
В зимне-весенний период (с 15 ноября по 14 мая) график полётов был изменён. Вылет из Минска в 13.15, а посадка в Глубоком в 14.40. Отправление в Минск из Глубокого в 13.00. В это время самолёт совершал перелёты ежедневно, кроме воскресенья. Цена билет оставалась прежней - 4 рубля.
Количество пассажиров, перевозимых одномоторным пассажирским самолётом Ан-2, варьировалась от 10 до 12 человек. Самолёты совершали не только перевозку пассажиров, но и перевозили грузы. Вес перевозимого груза строго учитывался и также оплачивался по определённому тарифу.
С начала восьмидесятых годов местная авиация постепенно начинает закрывать аэродромы, отменяя авиарейсы. Большинство самолётов Ан-2 переводятся в сельскохозяйственную авиацию. Хозрасчётная система и совершенствование автомобильных дорог способствовали сокращению самолётных рейсов. Аэродром в Глубоком прекратил свою работу в 1983 году.
На сегодняшний день пока остаётся не проверенной информация о существовании аэродрома в другом районном центре - Подсвилье. Но многие исследователи становления гражданской авиации БССР называют в своих работах и аэродром в Подсвилье, который, по их мнению, существовал в 1960-61 гг. Именно к этому моменту центр Плисского района переместился из Плиссы в г.п. Подсвилье. Так что идея создания посадочной полосы с грунтовым покрытием вполне могла быть реализована и в этом населённом пункте Глубоччины.
Правда, нужно отметить, что первые сведения о существовании аэродрома в нашем городе можно найти ещё в оперативной разведывательной сводке №1 за 17 сентября 1939 года 2-го отдела штаба ВВС РККА. Вот цитата из данного документа о воздушной обстановке в направлении действий войск Белорусского фронта: «Польская авиация 17.09.39 г. активныхдействий на фронтах не вела. Мелкие группы польских истребителей замечены в районе Ковель. Нашими авиачастями сбито 3 польских самолёта - 3 лётчика-офицера взяты в плен. Аэродромы обнаружены в пунктах Глубокое, Свенцяны, Вильно, Волковыск, Новогрудок». Получается, что ещё в довоенное время наш город имел свой аэродром, только точное местонахождение его пока не удалось установить.
Возможно, этот военный аэродром и использовали немецкие люфтваффе в годы Великой Отечественной войны. Ведь о нём вспоминал в своих мемуарах участник глубокского подполья Александр Антонович Соболевский: «Пробраться в окружной фашистский центр или выбраться из него было нелегко. А он находился почти в самом центре «осиного гнезда»: с одной стороны нашего дома стояли радиомаяк и наблюдательный пункт авиации с обслуживающим персоналом, с другой - общее офицерское помещение и автогараж...». Дом, о котором говорит Александр Антонович, находился на улице Березвецкой (сегодня ул. Советская, 68). Значит аэродром или взлётно-посадочная полоса, должны были находиться недалеко. В фондах Глубокского историко-этнографического музея хранится несколько фотоснимков периода оккупации, сделанных немецкими солдатами у боевых самолётов. Эти фотографии позволяют предположить, что аэродром в годы войны находился на окраине нашего города, но недалеко от жилых построек.
Подводя итог выше сказанному, можно констатировать факт практически векового использования авиации жителями и гостями нашего города.























