#Очарование забытых книг
Анатолий Алексин "Третий в пятом ряду"
Рекомендуем для прочтения вместе с детьми. Вернитесь вместе в ваше детство.
Главная героиня повести «Третий в пятом ряду» – учительница Вера Матвеевна, по воле обстоятельств, вспоминает о событиях двадцатилетней давности, о своём ученике Ване Белове, том самом «третьем в пятом ряду»:
«В моей комнате, над столом, висели фотографии классов, в которых я преподавала литературу и русский язык. Или была к тому же еще и классной руководительницей. На фотографиях первые ряды полулежали, вторые сидели, а третьи и четвертые обычно стояли. У лежавших, у сидевших и у стоявших выражение лиц было не детское, напряженное. Может быть, из-за присутствия учителей, которые всегда располагались в центре второго ряда.
Елизавета любила водить пальцем по фотографиям и спрашивать: «Это кто? А это кто?..»
Поскольку главное свойство склероза — помнить все, что было очень давно, и забывать то, что было недавно, я сразу называла имена и фамилии своих бывших учеников.
Только на одной фотографии рядов было пять… Рыжий парень, который на черно-белом снимке выглядел просто светловолосым, в отличие от других, улыбался. Он был третьим слева в том самом пятом ряду.
Я уже давно объяснила внучке, что это Ваня Белов, а рядом с ним стоит ее папа. Ваня поспорил в тот день, что сможет удержаться на стуле, который будет поставлен на другой стул. Так образовался дополнительный ряд, которого не было больше ни на одном снимке».
Именно Ваню Белова Вера Матвеевна считала своим злым гением. Он один из всех её учеником спорил с ней, разбивал вдребезги её авторитарный стиль управления классным коллективом. Да, Вера Матвеевна была авторитарной, даже деспотичной, хотя сама себя считала справедливой и принципиальной. Шёл 1937 год, и иной стиль руководства был не принят. Спорить с учителями было нельзя...
Только через много лет Вера Матвеевна понимает, что именно Ваня Белов был настоящим прекрасным человеком будущего. А она не поняла, не оценила своего ученика. Своей крошечной внучке Елизавете она рассказывала о Ване, чтоб она так никогда так не делала, поступки и шалости Вани она приводила в качестве отрицательного примера. Но добилась обратного: Елизавета во всём подражает Ване. Она, как и он, борется за справедливость. Крошечная пятилетняя девчушка стала яркой индивидуальностью в отличие от своего папы Володи, которого Вера Матвеевна задавила своей авторитарностью, и он вырос бесхребетным, безответным...
Анатолий Алексин был известным детским писателем в СССР, его добрые книги радовали многие поколения детей.
Многочисленные повести Алексина, такие как "Необычные похождения Севы Котлова" (1958), "Говорит седьмой этаж" (1959), "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле" (1965), "Поздний ребенок" (1968), "Мой брат играет на кларнете" (1968), "Очень страшная история" (1969), "Звоните и приезжайте!" (1970), "В стране вечных каникул" (1970), "Обратный адрес" (1971), "Десятиклассники" (1974), "Третий в пятом ряду" (1975), "Безумная Евдокия" (1976), "Пойдем в кино" (1977), "Сердечная недостаточность" (1979), адресованные в первую очередь подросткам, принесли ему славу одного из лучших авторов литературы для юношества. Пронизанные юношеской романтикой, порой немного сентиментальные, но при этом всегда достоверные благодаря узнаваемым ситуациям и реалистичности персонажей, эти произведения снискали Алексину любовь юных читателей и признание профессиональных критиков.
Практически с самого начала Алексин «нащупал» для себя семейную тему: «Я понял, человечество состоит из семей. Остроактуальные проблемы быстро становятся непонятными. Вечное – то, что связано с мамами, папами, бабушками, дедушками»... Герои его произведений – в первую очередь дети. Он смотрел на мир глазами ребенка и видел его честно, искренне, непредвзято, со всеми недостатками, нелепостями и трагедиями, которые взрослым уже кажутся привычными. Анатолий Георгиевич считал, что дети понимают больше, что взрослые могут быть не правы, но дети – в состоянии исправить эти ошибки. Для того времени это было прорывом. Поэтому Алексина читали и любили. На его книги в библиотеках были очереди, а каждое новое произведение становилось событием.
В книгу же (на снимке) вошли повести "Поздний ребенок", "Мой брат играет на кларнете", "А тем временем где-то...", "Третий в пятом ряду", "Безумная Евдокия", "Сердечная недостаточность", "Домашний совет".