Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Бушики

 Zalecki hram. jpg

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Бушики имеет богатую историю.

Zalecki hram. Foto Misha x MishaСогласно книге «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба» Залеская Прокровская приходская церковь была построена прихожанами в 1798 году. Правда, история христианской святыни на этих землях имеет более внушительный период. После первого упоминания о Залеской церкви в 1552 году, следующую информацию о ней мы находим в купчей Евстафия Корсака Голубицкого 1618 года. Из этого документа стало известно, что Евстафий Корсак купил имение Залесье «...которому дал вечистую запись и описание границ этого имения, явленные им в земстве Полоцком в 1618 году октября 16 дня» у князя Варпаховского. В 1625 году он составил завещание, согласно которому своё именье Залесье Островно «…с двором, подданными, озёрами и прочее…» оставлял «монахам чина Святого Василия Великого, живущим в здешнем монастыре». Его жена, согласно завещанию, владела имением до 1649 года. После смерти пани Корсаковой владельцем Залесья стал Гавриил Коленда, в то время архимандрит Березвецкого монастыря. По договорённости с Виленским Свято-Троицким монастырём монахи-базилиане из Березвечья брали в аренду на четыре года имение Залесье. И только в 1654 году во владение Залесьем вступил законный владелец - Виленский Свято-Троицкий монастырь. [1]

Благодаря исследованиям Д.Лисейчикова нам известны имена священников, которые служили в церкви в то время, когда она была униатской.

 

Гутарович Евхим (Эдмунд?)

Родился в 1760 году. Учился в школе при Березвечским монастыре базилиан; возведен в сан титулярным епископом А.Бутримовичем 1793; служитель церкви м.Залесье Полоцкого воев. 20.09.1792; администратор 05.05.1798 и священник 13.12.1819-08.04.1834 церкви в м.Узмёны Дисненского уезда.; вдовец 13.12.1819. Сыновья: 1-ый Ян, *1785, Яна жена Элеонора, Яна сын Клавдий* 1824, Яна дочки: Теодора, Виргилия, 2-ой Марцелий, *1791, неженат 08.08.1834 [2]

Караскевич Андрей

Священник церкви в д.Залесье Полоцкого воев. (теперь Глубокский район) 25.02.1777-18.01.1784. [3]

Караскевич Антон сын Романа

Родился в 1778 году. Викарий церкви в м.Залесье Дисненского уезда, 1816; администратор церкви в м.Цветино Дисненского уезда 1818; викарий церкви в м.Замошье Дисненского уезда 24.04.1834-30.04.1834; викарий церкви м. Иказань Дисненского уезда 25.02.1837; вдовец 30.04.1834. Брат Тадеуш (род.1793) [4] 

Караскевич Роман

Родился в 1734 году. Учился “в школах”; священник церкви в м.Залесье Полоцкого уезда (после Диснеснкого уезда) 20.09.1792-1820; “мае павагу ў калятараў і любоў парафіянаў” 1806.

Умер в 1820 году. [5] 

Караскевич Тадеуш сын Романа

Родился в 1792 году. Дьячок церкви в м.Залесье Дисненского уезда. 24.04.1834. Жена (2-я?) Тереза дочь Флориана Хруцкая; сыновья: Ян (род. 1814), Антон (род. 1822). [6]

Малишевский Игнат сын Василия

Родился 29.01.1808. Крещен в церкви д.Рагинь Рогочевского уезда Учился в Полоцкой духовной семинарии (14.08.1820-15.07.1830) (атестат №19 от 12.01.1831); священник церкви в м.Залесье Дисненского уезда. 24.04.1834-25.02.1837.

Жена Екатерина дочь Яна Самович (род.1805). Венчание 02.10.1830 м.Залесье Диснеснкого уезда. [7]

Саульский Стефан

Возведен в сан митрополитом К.Жаховским; святар церкви в м.Залесье Полоцкого воев. (теперь Глубокский район) 1703[8]

Самович Ян сын Яна

Родился в 1768 году. Учился в школе при Березвечским монастыре базилиан; возведен в сан в 1800 году; администратор царкви в м.Березино Борисовского уезда. 19.03.1806; администратор церкви в д.Осингородок Дисненского уезда 1816; администратор церкви в м.Залесье Дисненского уезда (1819-1830).

Жена Эльжбета Тарашкевич*1779; сыновья: Игнат*1800, учится в школе при Березвечским монастыре базилиан 1819, работает в Дисненском уездном суде адвокатом 20.04.1834, Антон*1801, Франтишек*1807, учится в школе при Березвечским монастыре базилиан 1819, учиться в Виленской медико-хирургичсекой академии 24.04.1834, Андрей*1809, учится в школе при Березвечским монастыре базилиан 1819, работает в Дисненском уездном суде вице-регентом 20.04.1834, Валериян*1814, учиться в Полацкой духоўной семинарии 24.04.1834, Роман*1817, учиться в Полацкой духоўной семинарии 24.04.1834; дочери: Марциана*1804, Екатерина*1805, Констанция*1807, Дорота*1810; племянница Анастасия Шелепина.

Умер в 1830 году. [9]

Хруцкий Флориан

Родился в 1774 году. Дьячек церкви в д.Залесье Диснеснского уезда,1816-1826. Сыновья: Якуб*1807, ум.1820, Иосиф*1809, ум.1825.

Умер в 1826 году. [10]

Шостак Тадеуш-Ян-Теодор сын Яна

Родился 10.06.1790 года. Крещен в церкви в д.Мосар Ошмянского уезда. Учился в школе при Березвечским монастыре базилиан (аттест. от 07.04.1815); возведен в сам вспомогательным аршанским епископом А.Головней 1815; викарий церкви в м.Залесье Дисненского уезда 1816; администратор церкви в д.Цветино Дисненского уезда 1819; администратор церкви в д. Дубровки Лепельского уезда 26.04.1834.

Жена Бригитта Краскевич*1794 (венчались 25.08.1814); сыновья: Стефан*1822, Константин*1827, Игнат*1829, Пётр*1831; дочь Фелициана*1819. [11]

Юхновский Августин

Пономарь церкви в м.Залесье Дисненского уезда, 1816; переведен в дворянское сословие до 24.04.1834. [12]

 

После 1839 года церковь стала православной.

Bushiki Hram 1. jpgДавайте же проследим ее историю, которая была отражена на страницах “Литовских епархиальных ведомостей”.

В № 17 за 1863 год мы читаем: «ИЗЪЯВЛЕНИЯ верноподданнической благодарности и преданности.

По Дисненскому уезду.

м) Прихожане Залесской церкви, кроме присутствия и молитв за Государя в 1-й день мая на Литургии и молебне, положили со временем в память освобождения своего от крепостной зависимости выписать колокол для своей церкви в 20 пудов».

В 1865 году на страницах газеты появляется заметка о приобретении икон для церкви.

«Заботливость о приобретении икон.

Нам пишут из Дисны, что казенные крестьяне им. Залесье, по примеру глубокскаго общества, пожертвовали, по приговору, 15 руб. 15 коп. на выписку православных икон в свои дома. За эти деньги приобретены иконы литографии Морозова и обделаны в рамки за стеклом. 8-го апреля при большомъ стечении народа, по отслужении молебствия и окроплении икон св. водою, оне были розданы в Залесской Православной церкви 105 домохозяевам. Трогательно было видеть, как крестьяне на перерыв один перед другим спешили получить иконы - залог преданности их к православию». [13]

В 1876 году приход состоял: «Расписание приходов и причтов Литовской епархии

Покровская церковь в с.Залесье. Настоятель - 1, помощник -1, псаломщиков -2.

С.Залесье, д.Дехтевщина, заст. Гойшево, д.Бушики, заст. Белувица, Березовка, Зарубчики, Зубки, Стрыевщина, Карпики, Андреевщина, Гаспоровщина, Зазерье, Шилово, Новосельцы, Капыльщина, Гребля, Борсуки, Половица, Летники, Притыка, Забарцы, Каменка, Александровка, Сосновка, Лосня, Дмитровщина, Ерковцы, Носыри, Копачево, Земцы, Колесники, Угляны, Кухта, Сеты, Загорье, Гарано, Глинские, Матейка, Хролен, Сидари, Заполье, Голубчики, Зеляципино, Воробьи, Батраки, Потуны, Нарушево, Голуби. Заст. Родзыка. Д. Кухарово, Маковье, Лесники, Стукани, Черонка, Узречье, Петровщина, Барилы, Бабичи, Микулино, Курьяново, Соплево, Рудница, Грыда, Бычково, Горовляны, Круцели, Запрудье, Сороки, Сарики, Можаи, Меньшая-Лучайка, Большая - Лучайка, Дылевичи и Горядки» [14]

В 1886 году Залесский приход насчитывал 4368 душ обоего пола. [15]

«Акты и протоколы Виленскаго окружнаго училищнаго съезда духовенства.

Депутаты съезда слушали препровожденное при отношении правления Виленскаго духовнаго училища, от 19 января сего 1887 г., за № 56, прошение священника Тверской епархии города Корчевы Василия Болотова о разрешении правлению училища высылать на имя просителя или в Кашинское духовное училище оклад казеннокоштнаго воспитанника и содержание внука его Михаила Гроздова, круглаго сына умершаго священника с. Залесья, Виленской губернии, Петра Гроздова. Принимая во внимание, что отец означеннаго Михаила Гроздова был священником в селе Залесье, Виленской губернии, где и умер, оставив после смерти сына и дочь, что если бы Михаил Гроздов не уезжал в Тверскую губернию, а оставался в Литовской епархии, то в Виленское духовное училище былъ бы принятъ на казенное содержание, а также бедность и многосемейность о. Василия Болотова, постановили: высылать, начиная с 1887 г., из сумм Виленскаго дух. училища, согласно просьбе о. Василия Болотова, 50 р. в правление Кашинскаго дух. училища, по время нахождения в означенном училище Михаила Гроздова, как круглаго сироты из Виленскаго училищнаго округа. При этом просить правление Кашинскаго дух. училища ежегодно доставлять в правление Виленскаго духовнаго училища сведения об успехах и поведении Михаила Гроздова, так как он будет числиться казеннокоштным стипендиатом Виленскаго училища, а ва казенное содержание принимаются ученики только с хорошим поведением и удовлетворительными успехами. О чем составленный протокол представить на благоусмотрение Его Высоконреосвященства. — На сем резолюция Его Высокопреосвященства, от 26 января, за № 309, такая: «Утверждается». [16]

16 декабря, по засвидетельствованию священника Залесской церкви, Дисненскаго уезда, Максимилиана Померанцева о примерном усердии и заботливости о благолепии и украшении местной приходской церкви старшины Залесской волости Захария Георгиева Орехвы, Его Высокопреосвященством означенному старшине преподано архипастырское благословение с выдачею похвальнаго листа. [17]

23 июня 1888 года, была освящена Залесская церковь, Дисненскаго уезда, после капитальнаго ея ремонта с пристройкою к ней колокольни. [18]

Вот как об этом событии писали «Литовские епархиальные ведомости» за 1888 год №33:

«С. Залесье, Дисненскаго уезда. 23 минувшаго июня у нас был местный праздник - освящение новой каменной колокольни и церкви после ремонта. Давно уже ощущалась настоятельная необходимость как в пристройке к каменной Залесской церкви новой колокольни, так и в капитальной починке всей церкви; старая деревянная колокольня совершенно рушилась, церковь же имела форму простаго здания: цоколь, крыша, полы в ней совершенно попортились и сгнили. Благодаря энергичной деятельности местнаго священника о. Померанцева, который сумел расположить к пожертвованию прихожан, все необходимое теперь сделано и ремонтировано на местныя средства хозяйственным способом под личным наблюдением священника и при деятельном содействии волостнаго старшины 3. Орехвы, Церковь наша, благодаря вновь пристроенной к ней колокольне, увеличившись по вместительности, приняла вид чисто православнаго храма, новая крыша ея украсилась приличным куполом, а внутренность церкви чрез переделку и перекраску приобрела благолепие приличное дому Божию. Освящение церкви и колокольни совершено было весьма торжественно при громадном стечении народа помощником Глубокскаго благочиннаго о. Троицким в сослужении с священниками: Лужецкой, Римковской и Ковальской церквей. Пред литургиею сказано было прекрасное слово свящ. Лужецкой церкви о. Булгаковским о значении и важности для христианина пожертвований на храм Божий. Священник Ковальской церкви о. Чернекович в речи своей выяснил историю празднуемаго нами в этот день возсоединения униятов. Местный же настоятель о. Померанцев выразил в своем слове искреннюю благодарность прихожанам за то, что они единодушно послушались его голоса и принесли посильное пожертвование деньгами и трудом на устройство вновь освященной колокольни и церкви. Такимъ образом, благодаря неусыпному труду и энергии о. Померанцева, наша церковь, в течении его 4-х летней пастырской деятельности в с. Залесьи, приняла совершенно другой обновленный вид, как внешний, так и внутренний. Благодаря его же хлопотам в церковь пожертвованы еще следующия вещи: три иконы, две хоругви, четыре полных священнических облачений и катапетасма. В настоящее же время о. Померанцев, видя, что одного народнаго училища далеко недостаточно для Залесскаго прихода, пожертвовал своих 100 руб. на устройство церковно-приходской школы, чтобы принести пользу своим же незажиточным прихожанам. Такая жертва со стороны о. Померанцева встретила очень живое участие в самих прихожанах и они все единогласно изъявили свою готовность весь строительный матерьял доставить на место и это участие их есть отголосок благодарности о. Померанцеву за его чисто отеческое отношение к ним. Кроме всего вышесказаннаго, о. Померанцев, благодаря такому расположению к нему прихожан, имеетъ весьма большое влияние и на нравственность их, к чему он с особенною энергией относится, отучивая их от дурных пороков и пьянства, которое весьма сильно развито, за что часто о. Померанцев переноситъ разнаго рода неприятности со стороны кабатчиков и их приверженцев. Да поможет ему Бог в его дальнейшей пастырской деятельности на пользу, нашего беднаго прихода. К-о.

ПОУЧЕНИЕ к простому народу по случаю освящения возобновленной церкви и новой колокольни в селе Залесье, Дисненскаго уезда.

Доброе дело вы сделали, возл. бр., для вашего св. храма. Нет, впрочем, не только доброе дело, но поистине спасительное, богоугодное. Вновь устроенная вами обширная и высокая каменная колокольня, составившая собою внесте и притвор для вашей церкви и разныя внутри храма и в самом алтаре переделки и поправки - все это вместе придало ему еще больше красоты, такъ что теперь ваша церковь по своему наружному виду сделалась просто не узнаваема. И все эго вы сделали па свои собственныя средства, жертвуя кто что мог. Подлинно, похвально ваше усердиие и достойно подражания. Без сомнения, усердным будет и награда от Бога. Радуйтесь же и благодарите Господа, что Он, по своей милости, благословитъ ваши заветныя желания, труды и посильныя жертвы добрым успехом, помня однако, что аще не Господь созиждет дом, всуе трудившагося зиждущий, как учит царь и пр. Давид (пс. 126, 1). Я думаю теперь и чувствую это, что если вам всегда было приятно посещать храм Божий и находить здесь отраду и успокоение, то послесего, когда он возобновлен и благоукрашен на ваши собственныя средства, даже при помощи ваших рук, вы будете еще усерднее спешить сюда, чтобы изливать душу в молитвах пред Богом. Эту же пламенную и деятельную любовь к святыне внушайте и вашим детям с малых лет и вы увидите, как они будут счастливы и благодарны вам. Внушайте им, что нет ничего дороже на свете, как благотворительность на св. храмы, особенно когда жертва идет от чистаго сердца, т. е. когда человек не жалеет, что жертвует. Внушайте им что если ценно в очах Божиих всякое доброе дело на пользу ближняго, ценно, напр., если кто из вас поможет в бедности своему соседу, уделить ему кусок хлеба и тем утолит его голод, если ты в случае болезни ближняго, хотя бы он был враг твой, поможешь ему на ниве его или приютишь горькую сироту, то еще более ценна и дорога в тех же светлых очах Божиих забота о св. храме. Помните и детям внушайте, что здесь, в св. храме, всякую жертву, как бы она мала ни была, лишь бы шла от чистаго сердца, Сам Господь невидимо принимает. Да и что такое в действительности наши жертвы на храмы Божии? Ведь это не что иное, как отдача Богу некоторой доли из тогоже самаго, чем Он, Милосердый, награждает нас, чаще всего не по заслугам нашим, а единственно не своей безконечной милости. Значит, жертвуя па церковь, мы возвращаем временами и по малым частям Божие Богу. О, с какою пламенною любовию и благодарным сердцем и мы должны каждый раз приносить сюда наши жертвы, потому что Господь, не смотря па то, что в приносимой жертве получает свои дары, награждает нас за них своими щедротами. Пусть же всякий твердо помнит, что забота о нуждах церкви должна быть на первом плане в жизни. Ростет ли у тебя прибыль в скоте, послал ли Бог урожай на ниве твоей, поднялся ли ты с одра болезни, спеши первым в церковь с благодарною жертвою и теплою молитвою. Ты покроешь нужды церковныя, а | Господь, по своей безконечной благости еще более покроет и тебя своими милостями и тогда на душе у тебя будет еще и легче, отраднее и светлее. Ты истратишь в церкви, придя к богослужению, несколько копеек, а в душе своей и почувствуешь такую радость и довольство, как будто нашел несколько сот рублей, лишь бы ты сделал это с и любовию и усердием. Вот и теперь, в день освящения вашего возобновленнаго храма, после ваших забот о благолепии его, сердце мое говорит мне, что сердца ваши радуются светлою радостию, а это уже вам и первая награда за доброе ваше дело, потому что и душевная услада не всегда дается человеку. Да и ангелы на небе радовались, и когда вы помогали своей церкви при ея возобновлении и теперь они, небожители, радуются, видя, как вы торжественно и светло празднуете освящение вашей церкви, собравшись на сей праздник в таком необычайном множестве - и стар, и мал, и тот, кто много потрудился, и та вдова, которая, может быть, принесла на дело Божие две лепты. Но и это еще не все. Сам Господь благословляет и восхваляет ваше безкорыстное усердие к св. храму. Как вы, возл. бр., после этого счастливы и как достохвальна ваша благотворительность в сии священныя и торжественныя минуты. И наоборот, как жалки и неразумны те, которые заботятся изо дня в день как бы послаще поесть и попить, понаряднее одеться, а, придя в церковь, бывают расчетливы до того, что жалеют употребить несколько копеек на свечи. Вот посмотрите на ваших ближайших соседей (да простят они мне за напоминание о них), как они радеютъ о святыне - своем приходском храме. С каждым годом церковь их приходит в ветхость, стоит, как безприютная сирота, имея печальный вид, словно никому нет дела до нея, как будто она никому не нужна. Прихожане ея отказываются от помощи своею бедностию. А посмотрите на этих бедных людей, как они проводят воскресные и праздничные дни, откуда у них что берется: девушка идет - нарядов на ней рублей на двадцать, а отец же, брат и прочая семья проводят время в кабаке. Что выходит на деле? Больно сказать, но правды не скрою. На деле выходитъ: на потеху диавола, на радость нечистой силе, на погибель своей души, на раззорение всего дома деньги есть, а для Бога, на радость всем святым, чтобы удержать свою приходскую церковь в порядке и благолепии — денег нет. Виноторговец от прибыли, получаемой с этих бедных людей с каждым годом богатеет, расширяет свои хоромы, а дом Божий, святыня Царя небеснаго с каждым годом приходит в запустение. Это ли благочестие? Это ли любовь к Богу паче всего? Так ли должно благоугождать Богу и спасать свою душу? Вот за такия-то неправды, за то, что люди начинают оставлять древо благочестия, начинают жить не по Божьему, не исполняют воли Господней, а творят волю бесовскую, за это небесное Провидение карает нас грешных, посылая для вразумления нашего разныя тяжкия испытания - то падеж скота, то неурожаи, то смертоносныя болезни, то опустошительные пожары. Итак, слава и благодарение Богу, что вы в деле возобновления вашей церкви, при неусыпной и разумной заботливости вашего добраго пастыря, явили себя достойными имени добрых христиан, показали пример, достойный подражания и похвалы. Да воздаст же Господь вам, христолюбивые благотворители, и вашему трудолюбивому пастырю по делам вашим сторицею, да будут очи Его ту и сердце Его во вся дни (3 Цар. 9, 3), да услышит Он, Всеблагий, ваши теплыя, молитвы в новоосвященном храме и отверзает Свою щедрую руку во благовремении вам и вашим детям, чтобы дающая рука ваша во веки не оскудела. Аминь. Священник Димитрий Булгаковский.

 

 (Продолжение следует)

 

Источники информации:

[1]- сайт Глубокского историко-этнографического музея

  [2-12] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.

[13] Литовские епархиальные ведомости.-1865.-№10

[14] Литовские епархиальные ведомости.-1876.- №15

[15] Литовские епархиальные ведомости.-1886.-№14

[16] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№23

[17] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№51

[18] Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№28

 

 

 

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

sm

kulturaby

2023 god miru

01

glub rik

02

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

uni

vit

Vitebskie vesti

pomogut.by

qr

 

Счетчик посещений

Сёння 2

Учора 47

За тыдзень 478

За месяц 1957

Усяго 97966

Перыяд:

2018-01-01 - 2023-03-26

Зарэгістравалася: 236