Роман в рассказах Фазиля Искандера, который сам автор отнёс к жанру плутовского романа. Центральное произведение в творчестве писателя.
В романе 32 новеллы. Все они объедены временем, местом и героями — жителями села Чегем. В центре повествования — дядя Сандро из рода старого Хабуга.
Сандро прожил 80 лет: он статный, стройный, с седыми волосами, усами и бородой. Он любит рассказывать о своей жизни, которая была очень интересной и насыщенной приключениями.
Уже в юности у дяди Сандро проявлялся гибкий ум, тяга к авантюрам и неудержимый темперамент. Он даже был любовником княгини, и его ранил ревнивый соперник. Этот факт, как и многие другие свои «подвиги», старый Сандро вспоминал с гордостью.
![]()
В романе повествуется история многих реальных исторических лиц: Иосифа Сталина (в романе его часто называют Большеусый), Нестора Лакобы, Ноя Жордания, принца Ольденбургского, а также вымышленных героев и даже целых вымышленных народностей (эндурцев и кенгурцев).
Фазиль Искандер создал объемную народную летопись и отразил в ней историю XX столетия — от приезда на Кавказ принца Ольденбургского и до середины 1960 годов. Свидетель века — неунывающий балагур Сандро, а потому вся история рассказывается как будто за вкусно накрытым столом, голосом добродушного тамады. Но при этом по драматизму и глубине этот эпос не уступает античным героикам.
Впервые одна из новелл цикла была опубликована в 1966 году. Первое журнальное издание в СССР, сильно купированное цензурой, вышло в свет в 1973 году, после чего Фазиль Искандер продолжил работу над циклом. Роман переведён на многие иностранные языки. В 1989 году за создание романа «Сандро из Чегема» писатель был удостоен Государственной премии СССР.
В первой главе «от автора» писатель вспоминает о том, что идея книги, «воспевающей поэзию народной жизни», родилась у него ещё в детстве. Из Чегема родом была мать Искандера, и в детстве он провёл там много времени. Работа над произведением продолжалась много лет, дополняясь автобиографическими мотивами, новыми образами и подробностями, подсказанными самой жизнью.























