ЮНАЯ РАЗВЕДЧИЦА КЛАВА ШОКОЛАДОВА

1943

 

 

Klava Shokoladova 01 В марте 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения Клавы Шоколадовой. Имя этой девушки, юной разведчицы, сейчас известно далеко не всем. А девушка из Псковской области внесла большой вклад в разгром немецкой армии и совершила подвиг, не менее значимый, чем Зоя Космодемьянская.

 Клавдия Герасимовна Шоколадова родилась в марте 1924 г. в дер. Михалкино Насвинской волости (нынешнего Новосокольнического района) Псковской области. С 1931 г. по 1935 г. училась в Насвинской школе, а с 1935 по 1941год – в Назимовской школе. 

Klava Shokoladova 2220 июня 1941 г. в Назимовской средней школе был выпускной вечер. Была музыка, смех, шутки. Всем было весело. Юноши и девушки собирались в группы и делились планами на будущее. «Моя мечта — стать летчиком, — тихо сказала светловолосая девушка своим друзьям. – Я уже сделал заявку в Рыбинское авиационное училище, получила письмо и условия приема»«Клавка обязательно пройдет!, — послышались голоса. –  Она у нас такая, и если захочет, то добьется своего!» И снова пары закружились в вихре быстрого вальса.

Месяц спустя, в июле 1941 г. Клава согласилась эвакуировать колхозных животных из Насвы в советский тыл. Больная мать и младший брат Толик остались дома. Внимательные и добрые глаза матери просили дочь остаться. Но Клава, нежно прислонившись к матери, тихо сказала: «Прости, мама, это необходимо». В душе она глубоко переживала расставание с дорогим человеком, понимала, что это прощание может стать последним, но слез на глазах не было...

Пройдя по тылу сотни километров, в одном из городов Калининской области девушка явилась в районный комитет комсомолаKalininskij front и подала заявление с просьбой отправить её в действующую армию. Её направили в школу разведчиков при штабе Калининского фронта, где она успешно прошла учёбу, в совершенстве овладела немецким языком.

 "Шоколадова Клавдия Герасимовна, 1924 года рождения, по приказу штаба Калининского фронта в составе группы Ивана Андреевича Петрусенко 1 сентября 1942 года перешла линию фронта для ведения разведывательной работы в районе Крулевщинской железной дороги. город Глубокое, железнодо-рожная станция Подсвилье, деревня Липово».     [4, с. 214 - 215]

Сначала пятеро разведчиков жили в шалаше, потом построили землянку. Когда прояснилась ситуация, познакомились с местными жителями – перебрались жить в деревню. Первоначально группа разместились в деревне Пестуны Псуевского сельсовета в доме Сильвестра Семёновича Кураша. Отсюда отправилась юная разведчица на выполнение первого боевого задания. 

Смелая и находчивая девушка точно выполняла боевые задачи, быстро установила связи с молодёжью, старшими поколением, создала широкую агентурную сеть. Знакомство с местными жителями давало возможность разведчикам получать точную информацию о движении немецких эшелонов на линии Крулевщизна – Полоцк

Соня Кураш познакомила ее с Верой Юльяновной Рачковской и Петром Иосифовичем Савицким из Псуи. Пётр Иосифович имел велосипед, которым порой пользовалась Клава для быстрого передвижения. С Верой Рачковской разведчица ходила на задание в Прозороки, Зябки, Лужки. Свои люди у Клавы появились в деревне Зябки.  Владимир Александрович Навойчик и учитель Жимайтис по предложению разведчицы устроились работать на железную дорогу. Валентина Владимировна Пасюковская (Алексеева) обеспечивала обувью, платьем, чтобы было во что переодеться для выполнения очередного задания.

В местечке Подсвилье Клаве помогала семья Самсоновых: хозяин Максим Филимонович, его дочери Анна, Екатерина, сыновья Яков, Гриша и Тимофей. Юные Анна, Екатерина и Тимофей получили от неё задание следить за движением немецких поездов по железнодорожной станции. Екатерина по заданию Клавы устроилась на работу в Плисскую комендатуру, где выписала «аусвайсы» и одновременно обеспечивала бланками немецких паспортов советских партизан. С Тимофеем у Клавы дружеские отношения переросли в любовь.

В апреле 1944 года в семью пришли немцы. Тимофей попал в немецкий плен. Екатерину угнали в Германию, она стала узницей немецкого концлагеря Освенцим. На левой руке у нее на всю жизнь сохранился лагерный номер 79810. Анна успела уйти в лес, в партизанскую бригаду им. Суворова. [1.]

Шоколадова была заместителем начальника разведгруппы. Самые ответственные и сложные поручения командование давало именно ей. Имя бесстрашной разведчицы знали в Чашницкой бригаде «Дубова», бригаде имени ЦК КП(б)Б, 1-й бригаде имени А.В. Строгова, партизанских отрядах Медведева, Хомченко и других и других.

По словам товарищей, Клава была отчаянной девушкой. Она могла быть в разных образах. Часто девушку в простом платье с корзиной в руках видели на базаре в д. Прозороки, в другой раз она была в Плисе в образе старенькой бабушки. Или приодевшись как модница, в шляпке и на каблучках, смелая разведчица могла остановить немецкую машину и доехать до нужного места, в Ветрино или Полоцк. Юную разведчицу можно было увидеть в Зябках, Псуе, Глубокое или Лужки, где располагались вражеские гарнизоны [2].

В Глубоком Клавдия смогла устроится на работу в немецкую комендатуру переводчицей. Враги и не подозревали, что скромная девушка – советская разведчица. От неё поступали ценные сведения в разведцентр. Зашифрованные радиограммы информировали: «Сообщаю управляющий состав Глубокого: главный комиссариат возглавляет генерал Гофман, его заместитель Гемлат, начальник полиции – Гебель». «В Глубокое прибыли эшелоны – 4000 солдат, 300 машин». «На кладбище в Плисе строят бензохранилище». «На аэродроме Ситцы находится 90 самолетов и 70 зенитных орудий». [3.]   Эта информация помогла советской авиации уничтожить склад вооружения противника в д. Лавриновка и полевой аэродром в Докшицком районе. Заметив, что попала под подозрение, Клава смогла покинуть Глубокое избежав ареста.

Девушка неоднократно наведывала местечки Плисса и Лужки.  В местечке Лужки Шарковщинского района гитлеровцы сформировали из советских военнопленных бригаду так называемой «Русской национальной народной армии» под руководством В.Гиль-Родионова. Клава наладила связь с бойцами «добровольческой» армии, приносила им в казармы номера партизанской газеты «За Свободу», агитировала уходить в партизаны.

16 августа 1943 г. на сторону партизан перешла так называемая "Русская национальная народная армия", организованная немецко-фашистскими захватчиками из военнопленных. Она получила наименование 1-й Антифашистской бригады. 25 августа 1943 г. закончилось ее формирование, в результате которого были созданы 5 стрелковых отрядов, рота автоматчиков, рота связи, артиллерийская батарея, саперно-подрывной отряд. Бригада успешно сражалась с немецкими формированиями. [7.]

Все, кто когда-либо встречал Клаву, запоминали эту необычную девушку, ее любили за сердечность, коммуникабельность, веселый характер. Друзья и командиры всегда просили её быть осторожной. Она же отвечала: “Либо  грудь в крестах, либо голова в кустах”.

«Мы всегда с нетерпением ждали нашу Клаву, – вспоминала бывшая радистка разведгруппы, ближайшая подруга Клавы Антонина Мигунова. – Она излучала жизнерадостность и оптимизм. Клава запомнилась невысокой, с круглым приятным лицом, светлыми волосами и слегка припухшими глазами. Она всегда была внимательна к людям, умела подбодрить. Уходя на боевое задание, Клава пела свою любимую песню: «Чубчик, чубчик, чубчик кучерявый, Развевайся, чубчик, чубчик по ветру...» [5.]

Пришла весна 1943 года. Природа распускалась зеленью и цветами, зацветали вишни, щебетали птицы. Клаве только исполнилось 19 ... Так хотелось жить и ждать победы над лютым врагом!.. Однако, друзья не смогли спасти разведчицу от трагической гибели.

В начале мая 1943 г. разведчики установили, что немцы увеличили подвоз живой  силы и техники по железной дороге. Центр требовал срочно выяснить, сколько и какие  воинские части перебрасываются на фронт, какие планы у противника.

Клава попросилась пойти в разведку. Она уже была знакома с начальником немецкого гарнизона в Зябках. У отважной разведчицы был план: похитить документы штаба гарнизона, и она упорно готовилась к его осууществлению. Девушка училась метко стрелять из немецкого пистолета «Вальтер», освоила приемы борьбы.

И вот Клава снова в Зябках. Она зашла в кабинет начальника гарнизона. Гитлеровец находился «под мухой». Сейф с документами был приоткрыт. Офицер хвастался перед девушкой, как лично расстреливал советских людей, как избивал и пытал их перед смертью. Слушая его, Клава едва сдерживала ненависть к этому фашисту-людоеду в человеческом обличии. Но дело требовало терпения и молчания.

Во время монолога в кабинет вошел немецкий солдат, отдал письмо и ушел. Офицер начал открывать пакет. В это время Клава достала из сумки пистолет и, направив его в голову гитлеровцу, тихо скомандовала по-немецки:

– Руки вверх! — Повернув фашиста лицом к стене, Клава взяла пакет, который принес солдат, и достала из сейфа еще несколько документов. Вдруг в соседней комнате послышались шаги. Клава прислушалась. Фашист, воспользовавшись этим моментом, с криком напал на девушку. Клава дважды выстрелила, но ранила фашиста лишь в плечо. Она попыталась выстрелить в третий раз, но случилась осечка. Набежали немецкие солдаты.

– Кто ты такая? Где партизаны? — кричал немецкий офицер. Клава повторила одно:
– Ненавижу фашистскую мразь! Вам никогда не покорить советских людей!

Отважную советскую патриотку безжалостно били. Однако она молчала. Тогда немцы собрали жителей деревни Зябки. В это время там находилась Аделя Сивицкая, жительница деревни Псуя:

— Избитую и измученную Клаву со связанными колючей проволокой руками, эсэсовец поставил на помост, – вспоминала она. – На ней было светло-зеленое платье, разорванное на плечах и груди. На лице кровоподтёки...

Гитлеровец через переводчика обратился к толпе:

— Кто знает эту партизанку? Мы обещаем 1000 немецких марок тому, кто ее опознает!

Клава обвела взглядом собравшихся людей, среди которых были ее связные, и просто улыбнулась им. Все видели, как трудно ей было это сделать: так измучена была девушка. Фашист угрожал, настаивал, но люди, низко опустив головы, молчали.

Ничего не узнав, каратели отвезли Клаву в Плиский ганизон, где продолжили допрос, а затем перевезли в Глубокое. И снова допрос и издевательства. Клава теряла сознание, её обливали водой и снова избивали. Но ничего… Она терпела все пытки и не сказала фашистам ни слова.

3 июня 1943 года в урочище Борок, вблизи Глубокое отважную девушку-разведчицу расстреляли. [6.]

Анна Максимовна Самсонова, связная из Подсвилья, вспоминала:

«... в апреле 1944 года, брат Тима (Самсонов) попал в плен к нацистам. Однажды при встрече с матерью он рассказал, что сидит в камере, где сидела и Клава. Среди надписей на стене была такая: «Смерть немецкому оккупанту! Клава Шоколадова».

Тимофея Самсонова долго пытали и казнили 9 мая 1944 года.

Подвиг патриотки из деревни Михалкино Новосокольницкого района Псковской области не забыт на Глубоччине.

Ее имя присвоено пионерскому отряду Псуевской восьмилетней школы. ...В уголке боевой славы Псуевской восьмилетней школы установлен специальный стенд, посвящённый подвигу боевой разведчицы Клавдии Герасимовны Шоколадовой.

Имя отважной разведчицы занесено в Книгу почета Псуевского сельсовета.

Klava Shokoladova Местный художник В.Черепковский нарисовал портрет юной разведчицы.

О ее подвиге зубной врач из Подсвилья Зоя Игнатьевна Зарицкая написала пьесу «Кровь за кровь».

Именем Клавдии Герасимовны Шоколадовой названа улица в Глубоком.

В Глубокском районе ежегодно проводятся велогонки на приз К. Шоколадовой.

 

Краевед, учитель Псуевской ВШ Волков И.И написал «Песню о Клаве Шоколадовой».

Серп луны в небе медленно таял,

Серебрилась, искрилась роса.

Шла в разведку девчонка простая,

Покидая родные леса.

В Прозороках, Подсвилье, Глубоком

Клава умно работу вела,

И летели в эфире далёко

Донесенья о вражьих делах.

В Зябках Клаву фашисты поймали.

Девятнадцать ей девичьих лет.

Её страшно, жестоко пытали

А в ответ только слышали “Нет!”

Время долго тянулась, как вечность.

Шла о Клаве в народе молва.

“Ненавижу фашистскую нечисть!”–

Вот последние Клавы слова.

Клава Родину нежно любила

Клава Родину-мать берегла.

Подвиг Зои она повторила.

Не забудем её никогда!

Литература:

  1. Волкаў І.І. Жыла на свеце Клава Шакаладава / І.Волкаў // Віцебскі рабочы. – 1996. – 26 студзеня.  
  2. Волкаў І.І. Клава Шакаладава // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Глыбоцкага раёна / Беларуская Энцыклапедыя. – Мінск : БелЭн, 1995. – 450, [4] с. – С. 214 - 215.
  3. Волкаў І.І. Подзвіг разведчыцы / І.Волкаў // Шлях перамогі. – 1967.
  4. Волкаў І.І. Хвалюючая сустрэча / І.Волкаў // Шлях перамогі. – 1968.
  5. Котыш М.Т Псковитянка" : повесть / М.Т.Котыш // Красная звезда. - 1973. - 23, 24, 25 октября. 
  6. Лобанок В.Е. В боях за Родину / В.Е.Лобанок. – 3-е изд., доп. – Мн. : Беларусь, 1964. - 409, [2] с.
  7. Мигунова Антонина Ивановна // Кашинский городской округ. – Режим доступа: https://www.kashin.info/pochetnye-grazhdane-kashina-i-kashinskogo-rajona/297-migunova-antonina-ivanovna-1920-1999 . – Дата доступа: 30.04.2024
  8. Память народа. – Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/ . – Дата доступа: 30.04.2024
  9. Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 ― июль 1944): краткие сведения об организационной структуре партизанских соединений, бригад (полков), отрядов (батальонов) и их личном составе / [А. Л. Манаенков и др.]. - Минск : Беларусь, 1983. - 763, [2] с. 

Пошук па сайту

Russian Belarusian Chinese (Traditional) English French German Italian Spanish
Версия для слабовидящих

Banner 2 belyj fon

Simvaly RB

kulturaby

2024 gk

80 гадоў вызвалення Беларусі

mchs

pravo.by logo main

glub rik

02

kidspomogut.by

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

uni

vit

Vitebskie vesti

pomogut.by

scyag gerb

ncpi

qr

 

Счетчик посещений

Сёння 1

Учора 192

За тыдзень 1672

За месяц 3738

Усяго 185033

Перыяд:

2018-01-01 - 2024-12-14

Зарэгістравалася: 286