Церковь Святого Николая в д. Заборье - уникальный пример деревянного зодчества начала ХХ века.
Первый храм в деревне Заборье Полоцкого воеводства был построен в 1739 году. В 1876 году, по распоряжению Императорской археологической комиссии, эта церковь была закрыта с формулировкой «по ветхости». Учитывая тот факт, что недалеко от Заборья действовала наново освящённая в 1869 году Свято-Преображенская церковь в деревне Мамаи, вопрос о строительстве нового приходского храма был отложен. И только в 1916 году в Заборье была построена в типичном ретроспективно-русском стиле нынешняя святыня. На сегодняшний день – действующая.
Служителями храма на протяжении более 280 лет были:
Боготкевич Стефан
Священник церкви в м. Заборье Полоцкого воеводства,1703.[1]
Герасимович Михал сын Яна
Родился в 1764 году. Пономарь церкви в м. Голубичи Дисненского уезда, 1816–1817; пономарь церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 1817.[2]
Грибовский Сымон
Звонарь церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 14.04.1834.[3]
Дыман Августин
Служка церкви в м.Заборье Дисненского уезда 14.04.1834. Жена Франтишка; сын Ромуальд,*1832; мать – Теадора.[4]
Заборовский Ян
Дьячек церкви в м.Заборье Дисненского уезда. 14.04.1834[5]
Иллинич Антон
Презентованый полоцким подстолием Юзефом Дешпатом–Зеновичем до 08.07.1777; викарий 19.11.1775 и священник 10.12.1782 церкви в м.Заборье Полоцкого воеводства.[6]
Иллинич Пётр
Священник церкви в м.Заборье Полоцкого воеводства 25.03.1754–19.11.1775. Умер до 08.08.1777.[7]
Иллинич Франтишак
Родился в 1771 году. Дьячек церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 1816. Сын Ян,*1809, “неизвестно где находися” 14.04.1834. Умер до 14.04.1834.
Карнилович Леон
Родился в 1774 году. Учился в школе при Брасловским монастыре базилиан; рукоположен в сан в 1815 году; администратор церкви в м.Заборье Дисненского уезда, (1815–28.11.1819). Жена Юстина Либа (род. 1779); дочери: Марианна (род.1805,) Косильда (род. 1812).[9]
Косецкий Александр
Родился в 1782 году. Священник церкви м.Поречье (“Ново–Поречье”) Дисненского уезда, 1816; священник церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 14.04.1834–25.02.1837. Жена Ягана; сын Стефан (род. 1808)[10]
Косецкий Бернард
Пономарь церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 14.04.1834. Сын Каятан, учицца в школе при Березвечском монастыре базилианов, 14.04.1834.[11]
Лапковский Ян
Пономарь церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 1816–14.04.1834.[12]
Младинович Григорий
Служка церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 1816; уволен из духовного сословия до 14.04.1834.[13]
Радишевский Войцех
Служка церкви в м.Заборье Дисненского уезда,14.04.1834.
Жена Юстина; дочь Сусана.[14]
Садковский Маврикий
Служка церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 1816; уволен из духовного сословия до 14.04.1834. Сыновья: Ян*1809, Виктор.[15]
Соколовский Стефан
Родился в 1758 году.
Священник церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 1816.
Жена Тереза Косецкая; сын Ян*1806 на гражданской службе 14.04.1834. Умер до 14.04.1834[16]
Шавельский Франтишак
И.о. викария церкви в д.Черневичи Полоцкого воев. (теперь Глубокский район) 05.02.1784; администратир церкви в м.Заборье Дисненского уезда, 05.05.1798[17]
Шпаковский Флориан сын Яна
Родился в 1778 году.
Администратор церкви в Заборье Полоцкого уезда, 1816; администратор церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Полоцке («на Запалоцці») Полоцкого повета. 30.04.1834; администратор церкви в д. Артёйковичи Полоцкого пов. 1831–30.04.1834; викарий церкви в м. Друя (должность не указана) 25.02.1837 Дисненского повета.
Жена Эльжбета * 1785; сыновья: Ян * 1812, Киприан * 1819 на учёбе 30.04.1834, Николай * 1821, на тренировке 30.04.1834, Николай * 1821 на учёбе, Антон * 1816 на тренировке; дочери: Антонина * 1816, Гертруда 1829.[18]
Шпаковский Ян
Родился в 1750 году. Администратор церкви в д.Митковичи Полоцкого уезда. 24.02.1780; священник церкви в селе Заборье Полоцкого. 03.11.1811. Сын Фрол (Флориан) * 1778.
Щанснович Антон сын Филиппа
Родился в 1799 году
Администратор церкви в д.Заборье Полоцкого уезда. 14.07.1834 (бывший); после того, как церковь была преобразована в православный храм оказался безработным; Администратор Свято–Николаевского храма в городе Свислочь, Бобруйский уезда. 04.05.1834–25.02.1837.
Жена. Аполония * 1808; дочери: Екатерина * 1827, Марианна * 1829, Эльзбета * 1831.[20]
***
После Полоцкого собора 1839 г. храм Святого Николая был освящен в православную церковь.
Известно, что в 1876 году приход состоял из: “Николаевская въ с. Заборьѣ или Мамаяхъ. Настоятель 1. Псаломщикъ 1.
С. Заборье. Д. Волотьково, Осово, Пырщина, Кисаревщина, Боровцы, Прудово, ІІялевщина, Хотиловцы, Гиньки, Шубники, Мамай, Каминщипа, Слобода, Вороново, Гвоздово, Лялюши и Огурня”[21]
В том же 1876 г. по распоряжению Императорской археологической комиссии, церковь эта была закрыта с формулировкой «по ветхости». Учитывая тот факт, что недалеко от «ветхого» Заборского храма уже действовала наново освящённая в 1869 году Свято–Преображенская церковь в деревне Мамаи, вопрос о строительстве нового приходского храма был отложен.
Литовские епархиальные ведомости за 1886 №14 сообщают, что Заборский приход насчитывает 2331 душ обоего пола.[22]
В тех же Литовских епархиальных вестях за 1913 год №9 находим объявление о вакансии священника: «Въ с. Заборьѣ, Дисненскаго уѣзда, жалованья 400 р.; земли 34 дес.; постройки имѣются; прихожанъ 2173 души об. пола.»[23]
В 1906 г. на съезде депутатов Литовской епархии заслушивался вопрос об освобождении от упраты взносов в эмеритальную кассу отдельных церквей, в связи с их обеднением.
«Протоколъ № 5. Съѣздъ депутатовъ духовенства Литовской Епархіи слушалъ протоколъ духовенства Шумскаго благочинія и словесное заявленіе Виленскаго уѣзднаго благочиннаго, священниковъ церквей: Олькеникской, Желядской, Веселовской, Псуйской и Заборской о томъ, что духовенство этихъ церквей не можетъ вносить вслѣдствіе обѣднѣнія церквей причитающихся съ оныхъ взносовъ.
Съѣздъ постановилъ: освободить означенныя церкви отъ взносовъ въ эмеритальную кассу, сложить причитающіяся недоимки за этими церквами въ ту же кассу за прежніе годы, остальные же всѣ взносы должны быть сдѣланы. г. Вильна, 26 января 1906 г. На семъ резолюція Его Высокопреосвященства отъ 4 ѣевраля: “Утверждается”»[24]
Известно и о фактах кражи из храма: «Святотатства. Въ ночь на 5–е іюня изъ Заборской церкви, Дисненскаго уѣзда, похищены два потира, два дискоса, звѣздица и блюдце антидорное, — всѣ сосуды серебряные».[25]
В 1913 году еще раз поднимается вопрос о постройке нового храма «м. Заборье, Дисн. у. Къ сооруженію новаго храма. Въ девяти верстахъ отъ мѣст. Глубокаго расположено село Заборье. Заборскій приходъ одинъ изъ самыхъ скудныхъ приходовъ въ епархіи. Жизнь пастыря не легка въ немъ, прежде всего по причинѣ скудности матеріальной. Однако нынѣшній священникъ, о. М. Врублевскій, отринулъ заботы о собственныхъ нуждахъ и прежде всего обратилъ вниманіе на нужды храма. Ветхъ, убогъ этотъ деревянный домъ молитвы и больно сжимается сердце, когда видишь его позлѣ красивыхъ, прочныхъ, гордо высящихся костеловъ Задорожскаго, Глубокскаго, Удельскаго, Дисненскаго и др. Почти двѣсти лѣтъ этому храму. Одно время онъ даже былъ признанъ опаснымъ для богослуженія. Воздвигнуть новый храмъ и поставилъ себѣ цѣлью о. Мефодій. Послѣ долгихъ неизбѣжныхъ хлопотъ былъ учрежденъ комитетъ дли сбора пожертвованій на эту церковь. Открылъ комитетъ свои дѣйствія и свѣтъ не безъ добрыхъ людей. Потекли скромныя даянія на Божіе дѣло. Затѣмъ было возбуждено ходатайство объ отпускѣ лѣса и подано прошеніе о пособіи и въ недалекомъ будущемъ, къ великой радости скромныхъ прихожанъ, будетъ приступлено къ сооруженію церкви. Обыватель.[26]
В 1914 г.у в Заборьи был построен в типичном ретроспективно–русском стиле деревянный храм – церковь Святителя Николая Чудотворца. Храм является уникальным примером деревянного зодчества, внесённым в список историко–культурного наследия.
+ фото В 1916 году церковь в д.Заборье посетил Владыка (епископ Ти́хон (в миру Васи́лий Ива́нович Белла́вин): «С. Заборье, Дисн. у.
Прихожане Заборской церкви и сосѣдней Плисской, будучи заблаговременно освѣдомлены о пріѣздѣ Владыки, 30–го августа собрались въ церковь къ 9 часамъ утра и послѣ Божественной Литургіи ожидали Владыку до 4 1/2 часовъ вечера. Каждая крестьянская дѣвица несла съ собой цвѣты и посыпала ими погостъ и дорогу отъ церкви къ дому священника. Всѣ съ радостью ожидали Владыку и посматривали въ сторону Березвечскаго монастыря, откуда долженъ былъ пріѣхать Владыка. Въ 4 1/2 часа Владыка подъѣхалъ къ церкви, гдѣ былъ встрѣченъ народомъ съ иконами и хоругвями. Предъ молебномъ о дарованіи побѣды надъ врагами Владыкою было сказано поученіе о важности посѣщенія храма Божія всегда и въ особенности въ настоящее важное время. Послѣ молебна и благословенія народа Владыка зашелъ въ домъ священника, гдѣ пилъ чай и милостиво со всѣми бесѣдовалъ. Въ 7 часовъ вечера Его Высокопреосвященство, въ сопровожденіи Епархіальнаго Наблюдателя, Лидскаго Исправника и Дисненскаго благочиннаго отбылъ въ село Порѣчье. Свящ. В. Бортникъ.[27]
Показателен и тот факт, что в 19 веке в Заборском приходе кроме описанного выше храма находилось и два церковища (т.е места, где раньше стояли православные святыни). Одно из них размещалось на расстоянии 70 сажней (примерно 150 метров) от деревни Заборье, а второе – сажнях в 50 от деревни Озерцы. Причём остатки фундамента храма у деревни Озерцы были ещё хорошо видны в конце 19 века.
К сожалению, на сегодняшний день месторасположение древних церквей не найдено, а значит, пока ещё не соблюдена христианская традиция – устанавливать крест на святом месте.
В приходе было несколько школ грамоты: “Заборскаго прихода, въ д. Мамаяхъ, школа грамотности, открыта въ 1884 г.; учениковъ 10 правосл. и 1 католикъ; учитъ кр. Лука Гавриловъ Кашпуль обучавшійся въ Глубокскомъ нар. училищѣ, холостъ. 7) Тогожѣ прихода, въ д. Хотяловцахъ, подвижная школа грамотности, открыта въ 1884 г.; учениковъ 13, православные; учитъ билетный рядовой Андрей Ильичъ Хохолка, обучавшійся въ полковой школѣ, холостъ. 8) Тогожѣ прихода, въ д. Осово, школа грамотности, открыта въ 1884 г.; учениковъ 12, православные; учитъ крест. Даніилъ Петровъ Девятуха, обучавшійся въ Глубокскомъ нар. уч., семейный. 9) Того жѣ прихода, въ д. Волотьковѣ, школа грамотности, открыта въ 1884 г.; учениковъ 7 православныхъ и 1 католикъ; учитъ крест. Николай Клементьевъ Бука, обучавшійся въ Плиссскомъ нар. училищѣ, холостъ. 10) Тогожѣ прихода, въ с. Заборьѣ, школа грамотности, открыта въ 1884 г.; учениковъ 11 православныхъ и 2 католика; учитъ дочь псаломщика дѣвица Ольга Викторовна Садковская, кончившая курсъ въ Вилѣнскомъ женскомъ Маріинскомъ монастырѣ” .[28]
В том же году учительнице Заборской школы Ольге Садковской было преподано Архипастырское благословение за усердие.[29]
Ведомость о домашних школах грамотности за 1885|6 учебный год, опубликованная в Литовских епархиальных ведомастях за 1886 год сообщает, что в д.Заборье в 1884 году в крестьянском доме была открыта школа, в которой учились 5 мальчиков, занятия вел крестьянин, который окончил народное училище. В том же году была открыта школа в д.Гвоздово, которая была подвижная и обучалось в ней 5 мальчиков, такие же школы были открыты в д.Вороново и д.Осово, в которых обучались по 9 мальчиков.[30]
Правда не все школы работали стабильно, уже через год по неизвестным причинам были закрыты школы грамоты в деревнях Гвоздово и Осово[31].
Глубокский благочинный рапортом от 11 августа 1910 года за № 573, донес Консистории «Что въ Заборскую церковь за время служенія при ней священника Николая Голенкевича поступили дать Епархіальнымъ Преосвященнымъ нижеслѣдующія указанія относительно привлеченія на будущее время діаконовъ къ учительству и законоучительству въ начальныхъ школахъ и производства съ нихъ вычетовъ за уклоненіе отъ учительства въ церковныхъ школахъ:
1) принимая во вниманіе, что распоряженіе Святѣйшаго Синода 1892 г. о производствѣ вычетовъ изъ доходовъ діаконовъ, не занимающихся обученіемъ дѣтей въ церковныхъ школахъ, послѣдовало въ то время, когда церковные школы, по недостатку средствъ, нуждались въ обезпеченіи даровыми учителями, каковой нужды нынѣ не ощущается, особенно со времени отпуска средствъ на жалованье учащимъ церковныхъ школъ, включенныхъ въ школьныя сѣти, предложить Епархіальнымъ Преосвященнымъ на будущее время не подвергать вычетамъ изъ доходовъ діаконовъ, оказавшихся неспособными къ учительству въ церковныхъ школахъ, или по тѣмъ или инымъ уважительнымъ причинамъ не могущихъ вести учительскія занятія въ сихъ школахъ, а также, по возможности, освобождать отъ таковыхъ вычетовъ и тѣхъ діаконовъ, съ доходовъ которыхъ нынѣ производится вычетъ;
2) въ виду назрѣвшей потребности въ увеличеніи законоучительскаго персонала въ начальныхъ школахъ, разрѣшить Преосвященнымъ возлагать на штатныхъ діаконовъ обученіе Закону Божію въ начальныхъ школахъ всѣхъ наименованій въ тѣхъ случаяхъ, когда окажется невозможнымъ для приходскаго священника вести обученіе самому во всѣхъ существующихъ въ приходѣ училищахъ подъ отвѣтственностію, однако, и наблюденіемъ священника;
3) въ виду возложенія на діаконовъ столь серьезной обязанности законоучительства въ школахъ,—вновь подтвердить епархіальнымъ начальствамъ, чтобы на мѣста штатныхъ діаконовъ назначаемы были впредь лица, по жизни и образованію подготовленныя къ законоучительству въ школахъ, и
4) съ цѣлію наибольшаго подготовленія діаконовъ къ законоучительству въ церковныхъ школахъ, рекомендовать Епархіальнымъ Преосвященнымъ устраивать для нихъ, по мѣрѣ нужды, кратковременные законоучительскіе курсы, съ испрошеніемъ потребныхъ на сей предметъ средствъ изъ находящагося въ распоряженіи Синодальнаго Училищнаго Совѣта курсоваго кредита. О чемъ, для зависящихъ распоряженій, и послать Епархіальнымъ Преосвященнымъ циркулярные указы».[32]
Особое место в истории церкви занимают сведения о пожертвованиях.
«Заборской церкви протоіерей Михаилъ Стукаличъ отъ 8 февраля донесъ Его Высокопреосвященству, что помѣщикъ Дисненскаго уѣзда имѣнія Окунева Рафаилъ Буйницкій (римско–католическаго исповѣданія) пожертвовалъ на устройство св. Чаши (потира) въ Заборскую церковь два фунта серебра 72 пробы, въ поминовеніе своей православной матери, урожденной Фроловой, и изъявилъ готовность отвести на своей землѣ выгоднѣйшее мѣсто, для построенія новой, — вмѣсто обвѣтшалой церкви, если постройка оной предполагается епархіальнымъ начальствомъ».[33]
«Дисненскаго уѣзда, Глубокскій Благочинный Іоаннъ Виляневскій доноситъ Консисторіи, что въ Заборскую церковь статская совѣтница Параскева Ивановна Исполатова пожертвовала священническую ризу съ покровцами и воздухомъ, цѣною въ 150 р. с.»[34]
«Статская Совѣтница Параскева Ивановна Исполатова пожертвовала въ Заборскую церковь, Глубокскаго благочинія: Дарохранительницу, Потиръ съ дискосомъ, лжицею, звѣздицею, двумя блюдечками, ковшикомъ для теплоты и копьемъ. Всѣ эти вещи, кромѣ копья, серебряныя 84 пробы, вызолоченныя, вѣсомъ 3 фунта золота, стоимостью 182 рубля серебромъ;—и пожертвованы въ память чудеснаго спасенія жизни Государя Императора 4 апрѣля.»[35]
«О пожертвованіи трехъ тыс. руб. на церкви Литовской епархіи.
1871 года Генваря 25 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Литовская Духовная Консисторія слушали записку къ Его Высокопреосвященству Михаила Попова, отъ 30 Декабря 1870 года, въ коей прописано слѣдующее: Почетный гражданинъ Герасимъ Игнатьевъ Дашкевичъ, по духовному завѣщанію, пожертвовалъ въ пользу церквей сѣверо–западнаго края три тысячи руб. сер., возложивъ на его, Попова, обязанность разослать ихъ въ тѣ церкви, которыя будутъ указаны Его Высокопреосвященствомъ. Исполняя волю покойнаго, Поповъ проситъ Его Высокопреосвященство указать ему тѣ церкви, куда онъ долженъ разослать эти пожертвованныя три тысячи руб. сер. Справка: Списокъ церквей, болѣе другихъ нуждающихся въ церковной утвари: Заборская и Старо–Псуйская, Глубокскаго благочинія.»[36]
«Пожертвованіе на церкви: мировой посредникъ 2 уч. Кирсановскаго уѣзда, Тамбовской губ., г. Сатинъ, препроводилъ на имя Преосвященнаго Іосиѣа, епископа Ковенскаго, 185 руб. собранныхъ по приглашенію г. Сатина крестьянами ввѣреннаго ему участка, въ пользу православныхъ храмовъ С. – Западнаго края, которыя и распредѣлены, согласно желанію жертвователей, между бѣднѣйшими церквами Литовской епархіи, смотря по степени нуждъ—слѣд. образомъ:—въ церкви Слонимскаго уѣзда, Новоельнянскую 35 руб., Деревенскую 10 руб., Козловичскую 10 руб., Ольшевскую 15 руб., Наройскую Бѣльскаго уѣзда 15 руб., Сидерковскую Сокольскаго уѣзда 15 руб., Яловскую Волковыскаго уѣзда 20 руб., Ярошевицкую тогоже уѣзда 20 руб., Сосновскую Свенцанскаго уѣзда 15 руб., Заборскую Дисненскаго уѣзда 15 руб., и Рудоминскую Виленскаго уѣзда 15 руб. Итого 185 руб.»[37]
«Пожертвованіе. Въ Заборскую церковь, Дисненскаго уѣзда, генеральшею Елисаветою Сем. Ланиною пожертвованъ сребро–позлащенный напрестольный крестъ, стоимостью 45 рублей.»[38]
Пожертвованія. Настоятелемъ Кронштадтскаго Андреевскаго собора о. протоіереемъ I. И. Сергіевымъ пожертвовано и прислано при отношеніи отъ 2 іюня с. г. за № 1936, въ переводномъ билетѣ, двѣ тысячи триста рублей для разсылки 22–мь церквамъ на ремонтъ и др. нужды церквей, а также нѣкоторыхъ школъ, а именно: 200 р. на окончаніе устройства ц. – приходской школы въ зашт. гор. Видзахъ, Ковенской губерніи, и по 100 р. на нужды ц. – приходскихъ Виленскихъ Новосвѣтскихъ школъ, на ремонтъ Подберезской, Рудоминской и Быстрицкой церквей, Виленскаго уѣзда, на нужды Роговской церкви, Вилкомирскаго уѣзда, Бѣсядской, Камень–Спасской, Дуниловичской, Городокской, Груздовской и Яршевичской, Вилейскаго уѣзда, на ремонтъ Псуйской и Заборской церквей, Дисненскаго уѣзда».[39]
«Глубокскій благочинный рапортомъ отъ 11 августа 1910 года за № 573, донесъ Консисторіи, что въ Заборскую церковь за время служенія при ней священника Николая Голенкевича поступили слѣдующія пожертвованія деньгами: 475 р., на которыя поправлены и покрашены полы, исправлена желѣзная крыша съ куполомъ, окрашены эмалевой краской и позолоченъ иконостасъ въ приписной Мамайской церкви, пріобрѣтены слѣдующія вещи: въ самостоятельную церковь поступившія отъ прихожанъ: два прибора 84 пр. священныхъ сосудовъ въ 95 руб.; четыре священническихъ облаченія, четыре подризника, два діаконскихъ стихаря, четыре смѣны воздуховъ, три пелены на престолъ, восемь покрововъ на аналои, шесть иконокъ на царскія врата, двѣ иконы на сѣверныя и южныя двери, икона Богоматери въ кіотѣ, четыре бронзовыхъ канделябри съ хрустальными подвѣсками на 5 свѣчей всего на сумму 405 руб.
Отъ братчиковъ и сестеръ Николаевскаго приходскаго братства поступили въ Заборскую и Мамайскую церкви: образъ преподобнаго Серафима Саровскаго цѣною съ кіотомъ 175 руб., паникадило въ 70 руб., двѣ металлическія хоругви въ 80 рублей хоругви полотняныя въ 26 рублей. Икона Божіей Матери (выносная) 80 рублей, два подсвѣчника въ 40 руб. Св. Евангеліе въ бронзовомъ окладѣ съ эмалью въ 85 руб. икона Преображенія Господня въ золоченной рамѣ въ 65 руб., плащаница въ 28 рублей, двѣ иконы Спасителя и Божіей Матери въ кіотахъ цѣною 22 рубля и сооружена церковнымъ старостою съ о. Голенкевичемъ икона преподобн. Феодосія Черниговскаго въ 40 рублей.
На докладѣ Консисторіи о семъ Его Преосвященству, Преосвященнѣйшій Владиміръ епископъ Ковенскій изволилъ положить слѣдующую резолюцію: 1–го Сентября 1910 г. № 1277. „Призывается на жертвователей Божіе благословеніе, а священникъ Николай Голенкевичъ награждается набедренникомъ».[40]
“На постройку каменной церкви въ селѣ Заборьѣ Дисненскаго уѣзда поступили слѣдующія пожертвованія; отъ Андрея Константиновича Снитко 10 р. Елены Кирилловны Троянъ 3 руб. Георгія Дубовскаго 2 руб. Перетца Мирмана 5 р. (еврея) Вилкомирскаго благочиннаго о. Павла Левикова 5 руб. Судебнаго Слѣдователя Георгія Фомича Протасевича 27 руб. 76 к. Крестьянъ села Заборья 128 р. 54 к. Маріи, Петра и Владимира Врублевскихъ 15 руб. Онуфрія Лешкевича 3 руб. Крестьянъ дер. Володькова 18 руб. 50 к., Ивана Кирѣева 5 р. Андрея Базонова 3 руб. крестьянъ дер. Воронова 22 руб. 50 коп. крестьянъ имѣнія Воронова 27 р. крестьянъ дер. Осова 42 р. 1 коп. деревни Гвоздова 24 р. 75 к. Матфея Васильковскаго 7 руб. Александра Божерянова 22 рубля Андрея Захарченко 10 р. Василія Калицкаго 5 р. Феодора Чернаго 5 р. Феодора Грачева 5 р. церковнаго старосты Константина Путилло 20 руб. отъ неизвѣстнаго 2 р. Пристава I стана 1 руб. 5 коп. Протоіерея Арс. Виноградова 3 р. Елиз. Вобиковой 5 руб. о. Іоанна Левицкаго 2 р. 27 к. Григорія Эпштейна 5 р. Андрея Дужаго 7 р. Земскаго Начальника Михаила Ивановича Врублевскаго 3 р. Ивана Семеновича Новикова 10 р. отъ разныхъ лицъ 38 руб. 65 к.
Изыскано строительнымъ Комитетомъ 207 р. 34 к. а всего поступило наличными 700 р. 37 к., вещами: отъ Александры Павловны Кузьминой полное священническое облаченіе изъ бѣлаго муара въ 60 руб. икона Св. Троицы въ кіотѣ за стекломъ въ 40 руб. отъ Надежды Фаддѣевны Коняевой пасхальный трехсвѣчникъ ажурной работы съ финифтевыми изображеніями въ 15 руб. и ковровая дорожка въ 10 рублей.
Прихожанами Залѣсской церкви Дисненскаго уѣзда въ память освобожденія крестьянъ отъ крѣпостной зависимости пожертвована Голгофа съ предстоящими и лампадою къ ней стоимостью 120 рублей.”[41]
“Въ Заборскую Церковь: Александрою Ивановной Корниловой: напрестольное Евангеліе въ 30 руб.; облаченіе на св. Престолъ крестами малиноваго цвѣта въ 50 руб., полное священническое облаченіе бѣлаго муаре въ 40 руб., облаченіе на аналогій кремоваго цвѣта, воздухи и двѣ пелены въ 20 руб., а всего на сумму 140 рублей. На обновленіе церкви—Ольгою Димитр. Ностуховой 150 р”.[42]
Въ 1912 году Литовскимъ Епархіальнымъ Начальствомъ возбуждено ходатайство предъ Святѣйшимъ Синодомъ объ отпускѣ изъ казны 1) на постройку новыхъ церквей: Заборской, Дисненскаго уѣзда—2000 руб.[43]
Известно, также что 1874 г. для этого храма были куплены новые колокола, а служитель почтовой станции по фамилии Новошевский пожертвовал церкви икону Спасителя.
Прихожане и священники тоже не оставались в стороне от пожертвований на различные нужды.
«По разосланнымъ въ прошломъ году во всѣ церкви пригласительнымъ и подписнымъ листамъ, для сбора пожертвованій, въ пользу несчастныхъ жертвъ войны съ Турціей, сверхъ прежде поступившихъ и отосланныхъ по принадлежности приношеній, въ послѣднее время собрано новое пожертвованіе на тотъ же предметъ, отъ 13 причтовъ и приходовъ Глубокскаго благочинія, 107 р. 16 к. сер., именно: 12) отъ свящ. Заборской церкви Димитрія Жданова 1 р. и отъ прихожанъ 1 р. 70 к.»[44]
Во время русско-японской войны прихожане жертвовали на нужды раненых воинов, о чем регулярно сообщалось на страницах «Литовских епархиальных ведомостей»
Особую страницу в истории церкви занимают священники, которые служили в храме:
Косецкий (Коссецкий) Александр, священник
Священник церкви м.Заборье Дисненского уезда. В 1839 году перешел в православие.[45]
Священник Иоанн Уссаковский
Прошлого месяца апреля 27 числа, кончил служебное поприще почтенный настоятель Иоанн Уссаковский, на 72 году.
Сын священника, обучался в училище Виленского Свято-Троицкого монастыря (1818-1825); служил в канцелярии Виленской униатской духовной консистории (по 1828 г.). Проходил курс богословских наук при Полоцком кафедральном Софийской соборе (по 15.04.1830 г.) Рукоположен в священники бывшим Белорусским епископом Иаковым в Плещеничской приходской церкви, Минской губернии, Борисовского уезда (1830). Был экзаменатором некоторых лиц униатского духовенства в знании обрядов и священнодействия Греко-Восточной Православной церкви (1837). Во время управления Плещеничским приходом присоединил к православию 209 лиц крестьян обоего пола.
В 1840 г., по прошению, перемещён к Залесской церкви, Виленской губернии, Дисненского уезда. В 1845 году 14 февраля указом Литовской духовной консистории назначен был духовником по Глубокскому благочинию и исполнял эту должность по 1857 год; указом той же консистории, и в том же году, утвержден был депутатом следственных дел по благочинию, в какой должности оставался до 1850 г. В продолжении служения при Залеской церкви, присоединено к православной вере римлян обоего пола 230 душ.
В 1862 г., за примерное поведение и усердную службу, награждён набедренником; в 1870 г. Высочайше пожалован скуфьею. За 1853 и 1854 гг. получил темнобронзовый наперсный крест, на Владимирской ленте. А за 1863 и 1864 гг., в память усмирения Польского мятежа имел бронзовую медаль. [46]
Томковид Валериан Симеонович, священник
(архимандрит Василий)
Родился в 1827 г. в семье священника д. Ковали Дисненского уезда. 1851 – окончил Литовскую духовную семинарию – 2 разряд. 1851–11.12.1853 – настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца д. Заборье Дисненского уезда. 11.12.1853–05.1861 – настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца в. Узьмёны. 1862 – священник на вакансии иеромонаха Березвецкого монастыря. 31.01.1863 – пострижен в иеромонахи с именем Василий, иеромонах Борисо-Глебского монастыря г. Гродно. Придан сан архимандрита.
Умер 1.11.1910 года. Похоронен на городском православном кладбище г. Гродно.
Отец – Симеон Иосифович 1799-1868 Ковали, священник. Мать – Анастасия Климентьевна, 1803-31.03.1879 Кузнецы. Жена – Мария Лаврентьевна Веревкина, 1827-11.11. 1860 Узмёны, дочь священника. Венчались 8.09.1851 г. в Троицкой церкви м.Глубокое. [47], [48],[49], [50]
Уссаковский Константин Иоаннович, священник
Родился в 1832 (?) в д.Плещеницы в семье священника Иоанна Уссаковского. 1853 – окончил Литовскую духовную семинарию. В 1853 году рукоположен 11 декабря, того же года, Высокопреосвящённым Иосифом, Митрополитом Литовским и Виленским (Иосиф Семашко), во священники. 11.12.1853 – 1861 – священник Заборской церкви Дисненского уезда. 1856-1860 – помощник Глубокского благочинного. 1861-20.04.1875 – священник с.Григоровичи Дисненского уезда.
С 1862 г. был народным наставником местного училища и за усердную службу два раза получал денежную награду. 1860–1861 – исполняющий обязанности Глубокского благочинного.
20.04 1875 – умер (от тифа). Похоронен возле церкви д.Григоровичи (Миорский р-н).
К православию присоединил из латинства 167 душ.
Награды: бронзовый неперстный крест и медаль в память войны 1853–1856 гг.; набедренник (1863); медаль в память подавления мятежа 1863–1864гг.; 3.02.1869 – Благословение Святого Синода а равно благословление Митрополита Иосифа.
Отец – Иоанн Гаврилович 1805-27.04.1877 Залесье, священник – Залесье Дисненского уезда. Жена – Елена Стефановна. 7 детей: Антоний (род.21.03.1867), ЛДС–1887, протоиерей – Козище, Погодино Гродненской губернии; Константин, София, остальные не известны по именам.[51], [52],[53],[54],[55],[56],[57]
Стукалич Михаил Григорьевич, протоиерей
Родился в 1812 г. 1834 – окончил Полоцкую духовную семинарию. 1834–1837 – учеба в Санкт–Петербургской духовной академии (из–за болезни глаз уволен в епархиальное ведомство). 12.08.1837-12.05.1838 – учитель Закона Божьего, русского и славянского языков Березвечского уездного училища. 12.05.1838 – рукоположен в сан священника Василием (Лужинским), архиепископом Полоцким. 12.05.1838-9.01.1839 – настоятель Николаевской церкви д.Дудичи Игуменского уезда. 1839-1850 – священник Свято–Николаевской церкви д.Черессы Миорского уезда. 1850 – Друйский благочинный. 1850-1852 – настоятель Преображенской церкви м.Друя Дисненского уезда. 1853-1861 – настоятель Петро–Павловской церкви д.Григоровичи. 1861-22.01.1870 – настоятель Свято-Николаевской церкви д.Заборье Дисненского уезда. 1870 – уволен со службы. 22.01.1870-30.03.1873 – протоирей на вакансии псаломщика церкви д.Заборье Дисненского уезда.
Умер 30.03.1873 г. Похоронен на церковном погосте д.Заборье. Отпевал местный священник – Платон Станкевич.
Награды: 9.01.1839–1852 – Поддиснеснкий, затем Друйский благочинный; благославение Священного Синода (17.06.1839); скуфья (1840); набедренник (1841); бронзовая медаль в память объединения униатов (27.06.1841, №907); камилавка (1841); сан протоиерея (1842).
Жена – Юлия Яковлевна Веревкина 1820–22.08.1867 Заборье. Дочь священника церкви д. Язно. Сын – Александр 1848 – учитель Залесского народного училища, жена – вдова священника – Анна Ивановна Шелюта. Сын – Валериан, дворянин, полицейский руководитель в Дисне. Сын – Игнат, жил в Залесье. Сестра – Варвара Григорьевна Стукалич 1806–5.04.1884.[58], [59], [60], [61], [62],
Сулковский Владимир Евфимиевич, священник
1862 – окончил курс Литовской духовной семинарии. Рукоположен в сан. 1862-866 – священник Николаевской церкви м.Дисна. 1864 – назначен законоучителем в Дисненское приходское училище. 16.10.1866-1886 – священник церкви св.Параскевы д.Плиса Дисненского уезда. 22.01.1870-11.06.1870 – дополнительно священник Николаевской церкви д.Заборье Дисненского уезда.
Скончался на 47 году жизни (29.04.1886). Погребен возле церкви м.Плисса. Отпевали Глубокский блангочинный Иоаан Чернекевич (д.Ковали) и священники –К.Имшенник (д.Псуя), Л.Балландович (д.Заборье), А.Россинский (д.Поречье) и Евф.Сулковский (д.Свилла).
Награды: награжден набедренником (1877); награжден скуфьей (1885); награжден бронзовой медалью за усмирение польского мятежа 1863 года (1884) .[64],[65], [66], [67],[68]
Станкевич Платон, священник
1869 – окончил курс Литовской духовной семинарии по 2-му разряду.
11.06.1870–17.06.1873 – священник Николаевской церкви д.Заборье Дисненского уезда. 1873 – перемещен к церкви д.Мотоль Гродненской губернии. 17.10.1878–24.04.1880 – священник церкви м.Смогронь Ошмянского уезда. 24.04.1880–28.10.1897 – священник Доропеевичской церкви Малоритского благочиния, священник Новоселковской Свято–Михайловской церкви Литовской Епархии, Гродненской губернии, Кобринского уезда. 28.10.1897 – священник церкви м.Орля Щучинского благочиния. 30.11.1898 – помочник благочинного. 8.05.1900 – благочинный.
1896 – награжден наперстным крестом.[69],[70],[71],[72],[73],[74],[75]
Левиков Павел, священник
До рукоположения в сан – учитель Тельшевского приходского училища.
1873 – окончил курс Виленской духовной семинарии. 16.07.1873-10.06.1876 – священник Николаевской церкви д.Заборье Дисненского уезда. 10.06.1876–29.10.1881 – помощник настоятеля Александро-Невской соборной церкви г. Пружаны. 1909 – настоятель Вильеомирской соборной церви в г.Ковно. Вилкомирский (Укмяргский) благочинный. 1921– умер. Похоронен в Ковно на местном кладбище.[76],[77],[78],[79],[80],[81],[82],[83]
Жданов Дмитрий, священник
Родился в 1843 г. в семье причетника. Окончил в 1865 г. Тверскую духовную семинарию. 1865–1876 – преподовал в народных училищах Тверской и Ковенской губерний. 1876 – рукоположен во иерея. 10.07.1876-28.08.1878 – настоятель Николаевская церковь д.Заборье Дисненского уезда. 28.08.1878-1900 – священник Свято-Успенского храма м.Шарковщина. 1900 – умер и похоронен в м.Шарковщина.
Жена –София. Дети: Владимир (род. 1873), Константин (22 марта 1875 года – 29 апреля 1919 года), Надежда (род. 1876), Иван (род. 1878), Вера (род. 1881), Ювеналий (род. 1886), Александр (умер во младенчестве), Любовь (род. 1888), Мария (род. 1890).[84],[85],[86]
Малышевский Кирилл, священник
1867 – окончил духовную семинарию в г.Полтава. 19.06.1871– псаломщик собора в Варшаве. 10.10.1876-11.11.1877 – псаломщик церкви д.Верхнее Дисненского уезда. 11.11.1877-14.12.1877 – священник церкви д.Василишки Лидского уезда. 14.12.1878-28.02.1879 – священник церкви д.Заборье Дисненского уезда. Умер 28.02.1879 года.[87],[88],[89],[90]
Баландович (Балландович) Лев, священник
Родился 18.02.1831 г. в семье священника д. Дружиловичи Кобринского уезда. 1850 – уволен из среднего класса Литовской духовной семинарии. 1850 – 4 месяца вольнонаемный писец Литовской духовной консистории. 1850-8.09.1856 – дьячок церкви Архангела Михаила д. Пожежина Брестского уезда. Штатный помощник наставника сельского казенного училища. 8.09.1856 – рукоположен в сан диакона Филаретом (Малишевским), епископом Ковенским. 8.09.1856-26.03.1871–диакон Николаевской церкви д. Дружиловичи Кобринского уезда. Выдержал экзамен на священника при Литовской духовной консистории. 26.03.1871-1.04.1879 – 2-ой священник церкви апостола Иоанна Богослова д. Голомысль. 4.04.1871–рукоположен в сан священника Иосифом (Дроздовым), епископом Ковенским. 1.04.1879 - 31.03.1890 – настоятель церкви Святителя Николая д. Заборье (ныне Глубокский р-н). Умер 31.03.1890 года. Похоронен 2.04 возле церкви д. Заборье.
Отец – Антоний, священник – Дружиловичи. Мать – Софья 1804–8.05.1887 Заборье. Жена – Елена Осиповна 1830–19.04.1900 Вильнюс. Сын – Антон 1863–3.02.1909, окончил Московскую Духовную Академию, секретарь Пермской Духовной Консистории[91]; Дочь–Александр 1866–2.03.1887 Заборье. Сестра – Иулия 1836–18.05.1888, Заборье.[92],[93],[94],[95]
Орлов Григорий, священник
Окончил Витебскую духовную семинарию. 06.06.1890-21.04.1896 – настоятель Николаевской церкви д.Заборье Дисненского уезда. 21.04.1896–28.04.1896 – священник церкви д. Хабовичи Кобринского уезда. С 28.04.1896 года служил в Херсонском благочинии.[96],[97]
Дорошевский Афанасий Иванович, священник
1883 – окончил курс Виленского духовного училища по 2–му разряду.
21.07.1892-18.08.1892 – псаломщик церкви м. Церковники Брестского уезда.
18.08.1892-29.06.1894 – служил в церкви м.Подбелье Бельского уезда.
29.06.1894-11.10.1894 – служил в церкви м.Версток Брестского уезда.
25.01.1895-28.06.1896 – служил в церкви Новая Воля Белостоцкого уезда.
11.08.1896 – рукоположен в сан священника.
28.06.1896 –1900 – священник церкви д.Заборье Дисненского уезда.[98],[99]
Сченснович Лев, священник
? – 04.04.1866 – священник в Свентянском уезде. 04.04.1866–21.10.1869 – священник Засвирского прихода. 21.10.1869 – помощник благочинного Свентянского благочиния. 7.08.1885–12.04.1888 – священник Волковысского благочиния. 12.04.1888–19.05.1888 – священник Вулькообравского прихода Слонимского уезда. 19.05.1888– 14.07.1900 – священник Груздово-Полочанского прихода Ошмянского уезда. 14.07.1900–12.08.1900 – священник Заборьевской церкви Дисненского уезда. 12.08.1900 – священник Груздово-Полочанского прихода Ошмянского уезда.[100]
Образский Афанасий Федорович, священник
1897-1900 – окончил курс Витебской духовной семинарии по первому разряду. 1903-1904 – священник Николаевской церкови д.Заборье Дисненского уезда. 1910 – выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. 1910-1918 – священник церкви Св. Николая Чудотворца при 7 гимназии г.Санкт-Петербург, Кирилловская ул., 11 (Церковь освящена 4 декабря 1897 года. Закрыта в 1918 году). По сведениям на апрель-июль 1921 г. – старший архивист 24-го отделения 44–й секции ЕГАФ (Единого государственного архивного фонда).[101],[102],[103]
Голенкевич Николай Келест., священник
Родился 26 апреля 1874 года в Литве в семье священника. 1891 – окончил 4 класс Виленского духовного училища по второму Разряду. 1891– псаломщик при Ивашкевичской церкви Волковысского уезда. 1905-1910 – священник Николаевской церкви д.Заборье. 1929 – благочинный церквей Щучинского округа и председатель Миссионерского комитета. 29.10.1930 - март 1946 – настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы деревни Докудово Лидского района Новогрудской епархии. 1946-1951 – настоятель Свято-Георгиевской церкви г.Лида. 1951 – скончался. Похоронен на кладбище около Свято-Георгиевской церкви г.Лида.[104],[105]
Врублевский Мефодий, священник
1912–1913 – священник Николаевской церкви д.Заборье Дисненского уезда.[106]
Путило Константин Осипович, священник
Родился в 1855 г. ? –1938– священник Заборьевской церкви. Умер 15 апреля 1938 года. Похоронен возле церкви в д.Заборье.[107]
Бортник Венедикт Яковлевич, протоиерей
Родился в 1886 г. 1915-1947 – настоятель Николаевской церкви в д.Заборье. Умер в 1953 г. Похоронен возле церкви в д.Заборье[108],[109]
Бортник Георгий Венедиктович, священник
Родился 30.05.1924 года в д.Заборье Глубокского района в семье священника.
1942 – закончил 8 кл. Виленской белорусской гимназии. 1943 – окончил 3–й курс Поставской учительской семинарии. 1944 – находился на территории Германии. С 15.04.1946 – псаломщик в Николаевской церкви д.Заборье Глубокского района. 28.09.1947 – рукоположен в сан священника архиепископом Питиримом (Свиридовым). 1947 – назначен священником в Николаевскую церковь д.Заборье Глубокского района в помощь заболевшему настоятелю – своему отцу протоиерею Венедикту Яковлевичу Бортнику (†1953). 1948 – окончил пастырско–богословские курсы при Минской духовной семинарии. Май 1950 – арестован и осужден. В августе 1951 г. осужден трибуналом к высшей мере наказания – расстрелу.
В 1991 году личное дело было пересмотрено, но реабилитираван не был.[110],[111],[112]
Бородин Александр Викентьевич, протоиерей
Родился 21.04.1898 года в д.Чапунь (Ивьевского р-на Гродненской области).
1913 – окончил церковно–приходскую школу в д.Чапунь.
1915 – окончил двухклассную министерскую школу в с.Николаево.
12.10.1915-26.08.1919 – псаломщик Николаевской Покровской церкви Воложинского уезда Минской губ. 26.08.1919-1924 – псаломщик в Косутской Петро-Павловской церкви Вилейского уезда Минской губ. Май 1924 – сдал экзамен в Виленской духовной семинарии для служения псаломщиком и диаконом. 25.12.1924 – рукоположен в сан диакона. 3.03.1932 – 1941 – диакон церкви с. Турец Столбцовского р-на. 1932-1939 – законоучитель в Загорской и Церебастынской школах Минской обл.
20.03.1940 – сдал экзамен для рукоположения на священника в Жировичском
монастыре. 7.09.1941 – рукоположен в сан священника. 11.09.1941–30.12.1947 – священник в Анненской церкви в с. Любищицы Коссовского р-на Брестской обл. 30.12.1947–1951 – священник на должности псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое Витебской области.
1951–1960 – священник в Николаевской церкви д.Заборье Глубокского района и псаломщик церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое Витебской области. 31.08.1960–1975 – настоятель Николаевской церкви в д.Заборье Глубокского района.
В апреле 1963 года награжден золотым наперстным крестом. Скончался в 1975 году.
Скурко Лев Григорьевич, священник
Родился 23.01.1921 года в д.Новики Мядельского р-на.
Окончил польскую школу в г.Глубокое (1938). 1938–1939 – учеба на І курсе Варшавского православного богословского лицея. 1940 – окончил 10-летнюю белорусскую школу в г.Глубокое. 1943-1945 – вывезен немецкими оккупантами на работу в Германию (правинция Шлезвинг–Гольштейн).7.01.1946 – рукоположен в сан диакона. 1946–1949 – диакон–псаломщик в церкви с.Залесье Глубокского района. 1948 – окончил пастырско–богословские курсы при Минской духовной семинарии. 4.12.1949 – рукоположен в сан священника. 29.11.1949 –1954 – настоятель Успенской церкви д.Ковали Глубокского р-на. 1954–1959 – настоятель в Николаевской церкви д.Заборье Глубокского района.
Скончался 8.09.1959 в д.Заборье.[114] + фото
Пересвет, иеромонах (Ломако Стефан Гаврилович) + фото
Родился 27.11.1909 в г.Докшицы Борисовского уезда Минской губернии.
1918 – окончил 4-х годичную церковно-приходскую школу в м.Докшицы.
1925 – окончил 7-летнюю польскую школу в м.Докшицы, во время учебы служил пономарем в местной церкви. 1925–1932 – трудился разнорабочим. 1932–1939 – послушник, а затем инок в Почаевской лавре, где окончил иноческо–богословскую школу. 29.08.1937– рукоположен в сан диакона. 1939–1940– иеродиакон церкви в м.Докшицы.
1940 – принят в число братии Жировичского монастыря. 10.03.1940 – рукоположен в сан священника архиепископом Пантелеимоном (Рожковским). 1940-1941 – настоятель церкви в д. Замошская Слобода Докшицкого р-на.
1941-1944 – настоятель церкви в д. Гнездилово Докшицкого р-на. 1944-1946 – настоятель церкви в д. Тумиловичи Докшицкого р-на. 1946-1950 – настоятель церкви в д. Андроны Поставского р-на. 7.11.1950-26.01.1951 – находился в числе братии Жировичского монастыря. 26.01.1951-14.05.1951 – настоятель Успенской церкви в д. Островно Бешенковичского р-на. 1951-1952 – настоятель Горбацевичской церкви. 1952-1954 – настоятель Ново-Мядельской церкви. 1954-1959 – настоятель Псуйской церкви Глубокского р-на. 1959-1960 – настоятель церкви в с. Заборье Глубокского р-на. 13.12.1960-1961 – настоятель Ласицкой церкви Докшицкого р-на. 1961-1963 – настоятель Поречской церкви Глубокского р-на. 1963-1964 – 2–й священник Покровской церкви г.Докшицы.
12.03.1964-1966 – псаломщик с правом требоисполнения в Ильинской церкви г.Орша. 1966-1978 – настоятель Крестовоздвиженской церкви в д.Цветино.
Скончался 30.10.1978, погребен на местном кладбище д.Цветино Миорского р-на.[115],[116]
Окулич Иоанн Онуфриевич, протоиерей
Родился 9.03.1911 года в п.Городище (Брестской обл.) 1933 – окончил учительскую семинарию в г.Несвиж. 1933–1934 – инспектор школ в г.Несвиж. 1934–1944 – учитель в школах Несвижского и Столбцовского районов, г.Несвиж. С 1934 – в Заостровецкой школе ( Клецкий р-н Минской обл.) Работал зав. школами д. Жуков Борок (1935), д. Стецки (1937), д. Новая Вёска (1939) (все Столбцовского р-на Минской обл.). С 1941 – учитель семилетки г.п. Городея Несвижского р-на.
Во второй половине 1944 г. арестован за «измену родине».Осужден Особым совещанием МВД БССР, приговорен к 5 годам лишения свободы и находился в заключении (1945–1950). 14.12.1950 –21.11.1952 – псаломщик в Николаевской церкви с.Дубно Гродненской обл.. 21.11.1952 –29.03.1976 – псаломщик в Николаевской церкви г.Поставы. 1976 – рукоположен в сан священника. 29.03.1976–24.10.1977 – настоятель в Николаевской церкви д.Заборье Глубокского р-на. с 24.10.1977 – 1986 – настоятель Петро–Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района.
Владел даром художника–иконописца, обновил живопись в Прозорокской церкви. Был женат на дочке протоиерея Николая Феофиловича Корзуна Людмиле (1914 г.р.), воспитал сыновей Марьяна (1939), Николая (1944), Георгия (1950).
Награжден набедренником (1978), скуфьей (1979), камилавкой (1980), нагрудным крестом (1982), саном протоиерея (4.5.1986). Умер в 1986 году. Похоронен в Минске. [117],
Карандей Антоний Васильевич, протоиерей
Родился 18.06.1927 в д. Липчики Ветринского р-на Полоцкой обл. С 1936 проживал в г.Полоцке. Окончил 7 классов СШ №1 г.Полоцка.
1944 – вывезен немецкими оккупантами на принудительные работы в Германию. 1946 – работал водителем в г.Полоцке. 1947–1951 – служба в армии. 1951-1958 – слесарь на железнодорожной станции Полоцк. 1958-1966 – слесарь на заводе стекловолокна. 1966-1977 – гравер на заводе пластмассовых изделий. 1969 – закончил заочный народный университет искусств в г.Москва. 2.01.1978 – рукоположен в сан священника и назначен в Никольскую церковь д.Заборье Глубокского р-на. 1984 – окончил Московскую духовную академию. с 26.03.1990-1996 – настоятель церкви св.Параскевы в д.Плисса Глубокского р-на.[119],
В настоящее время (2020) в приходе храма Святителя Николая Чудотворца служит протоиерей Михаил (Изоитко).
Псаломщиками в церкви в свое время служили:
Концевич (Кунцевич) Василий, псаломщик
1874-1877 – псаломщик церкви м.Глубокое Дисненского уезда.
16.12.1877 – псаломщик церквм д.Заборье Дисненского уезда.
Умер 20.12.1880 года.[121],[122],[123],[124]
Потомский Давид, псаломщик
?–22.02.1880 – и.д.псаломщика Дубинской церкви Ошмянского уезда.
22.02.1880 – псаломщик Заборской церкви.[125]
Садковский Александр, псаломщик
11.04.1880–11.08.1881– псаломщик церкви м.Поддубиские Шавельского уезда. 11.08.1881–7.10.1885 – псаломщик церкви м.Засиновичи Пружанского уезда. 7.10.1885–5.07.1886 – псаломщик церкви д.Заборье Дисненского уезда.
5.07.1886 – уволен от должности по прошению. 9.11.1898–3.01.1899 – пасаломщик церкви м.Лужки Дисненского уезда.
Умер 3.01.1899 г.[126],[127],[128]
Садковский Виктор, псаломщик
?–12.05.1881 – и.о. псаломщика церкви м.Черневичи Дисненского уезда.
12.05.1881–7.10.1885 – псаломщик Заборьевской церкви Дисненского уезда.
4.10.1885г. – уволен за штат по причине преклонного возраста.[129],[130],[131]
Источник:
Железновский Киприан, псаломщик
?–17.07.1886– священник Островской церкви Слонимского уезда.
17.07.1886 – псаломщик Заборской церкви.[132]
Туманович Фома Кузьмич, псаломщик
Окончил Ошмянское духовное училище. Послушник Виленского монастыря.
19.01.1891-3.09.1891 – псаломщик церкви м.Молодечно Вилейского уезда.
3.09.1891-9.09.1891 – псаломщик церквм м.Василишки Лидского уезда.
09.09.1891-23.02.1895 – псаломщик церкви м.Молодечно.
23.02.1895-14.10.1899 – псаломщик церкви м.Заборье Дисненского уезда.
14.10.1899-6.02.1907 – псаломщик церкви м.Вороновичи Слонимского уезда.
6.02.1907– псаломщик церкви м.Червачицы.[133],[134]
Ледник Илларион Филлипович, псаломщик
Родился в 1858 году. Из крестьян Глубокской волости Дисненского уезда. Обучался в Ковальском народном училище. 28 июня 1888 г. выдержал экзамен в Литовской Духовной Консистории. 20.06.1888–04.09.1889 – псаломщик в Великольской церкви Брестского уезда. 13.09.1889–6.02.1895 – псаломщик Заборьевской церкви Дисненского уезда.
09.02.1895–30.09.1898 – псаломщик Волькообровской церкви Слонимского уезда. 30.09.1898–17.08.1900 – псаломщик церкви д.Залесье Дисненского уезда. 17.08.1900 –1913 – псаломщик церкви д.Ковали Дисненского уезда.
Жена: Александра Никифоровна (род. в 1860). Дочь: Анна (род. в 1888)
Умер 8.01.1936 г.[135], [136], [137],[138],[139]
Мороз Александр, псаломщик
20.09.1883-8.10.1883 – псаломщик церкви м.Камень Спасский Вилейского уезда. 8.10.1883-16.06.1899 – псаломщик церкви д.Голомысль Дисненского уезда. 4.11.1899-2.05.1909 – псаломщик церкви д.Заборье Дисненского уезда.
2.05.1909 – перемещен к Ситской церкви, Вилейского уезда.[140],[141]
Линкун Осип, псаломщик
?– 02.05.1909 – учитель Заборской церковно-приходской школы. 02.05.1909- 25.10.1909 –псаломщик Заборской церкви. 25.10.1909 – уволен от должности согласно прошению.[142]
Стадников Константин Яковлевич, псаломщик
30.10.1909 – и.д.псаломщика Заборской церкви.[143]
Шостак Евгений, псаломщик
19.04.1914 –псаломщик Заборской церкви. [144]
Бортник (Бородина) Леонилла Александровна, псаломщик +фото
Родилась в 1923 г. в д.Касута Юратишковского р-на Молодечненской обл. в семье священника Бородина Александра Викентьевича. В 1951 г. проживала в д.Заборье Глубокского р-на, работала учителем и одновременно служила псаломщиком в Успенской церкви д.Ковали Глубокского р-на.
4.12.1951 – арестована УМГБ Полоцкой области и помещена в Полоцкую тюрьму, обвинялась в том, что в 1939-1944 году вела дневники с записями антисоветского характера, воспитывала учащихся в антисоветском националистическом духе, исполняла антисоветские песни. 22.03.1952 – определением судебной коллегии по уголовным делам Полоцкого облсуда приговорена к заключению в ИТЛ сроком на 25 лет с конфискацией имущества и поражением в гражданских правах сроком на 5 лет. 24.11.1954 – определением президиума Верховного Суда БССР срок снижен до 10 лет.
11.03.1992 – реабилитирована определением президиума Верховного Суда Республики Беларусь. Жила в Осиповичах.[145],[146]
Скурко Надежда Игнатьевна, псаломщик
Родилась 9.06.1920 г. в с.Заборье Глубокского р-на в семье псаломщика. 1935 – окончила 7-летнюю гимназию в м.Турец. 1935–1937 – учеба в гимназии г.Столбцы. 1941– окончила 1–курс сельхозтехникума. 1943 – окончила учительские курсы в г.Глубокое. 1943–1945 – работала учителем. с 1954 – псаломщик в Николаевской церкви д.Заборье.
Старостой церкви в 1875 году был избран крестьянин д.Заборье Григорий Степанович Войскович[148], через три года на эту должность был утвержден крестьянин д.Гвоздово Василий Филлипович Гинько[149], еще через три – крестьянин села Мамаи Александр Филиппович Величкович[150]. Величкович А.Ф. пробыл в должности до 1891 г. 8 апреля 1891 г. был утвержден в должности крестьянин дер. Гвоздово Рафаил Иванович Гинько[151], в 1896 году – крестьянин с.Заборье Александр Антонович Бортко[152]. В 1906 – крестьянинъ деревни Вороново Константин Путилло[153], который служил в церкви до 1916 г. В том же году к должности был назначен Александр Иванович Бортон.[154]
В храме тишина, горят лампады,
прямо впереди иконостас,
и Спаситель ясными очами
смотрит в душу каждому из нас.
И под этим взглядом ощущаем,
всю греховность трепетной души,
не случайно видно повторяем:
"Господи, помилуй и спаси…"
Пока будут гореть свечи перед иконами в маленьких храмах – у нас есть время покаятся и попросить у Господа прощения.
[1] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596–1839. – Мн. : Беларусь, 2015. – С. 123
[2] Там жа. – С. 208
[3] Там жа. – С. 219
[4] Там жа. – С. 238
[5] Там жа. – С. 248
[6] Там жа. – С. 269
[7] Там жа. – С. 269
[8] Там жа. – С. 269
[9] Там жа. – С. 290
[10] Там жа. – С. 295
[11] Там жа. – С. 295
[12] Там жа. – С. 333
[13] Там жа. – С. 386
[14] Там жа. – С. 445
[15] Там жа. – С. 466
[16] Там жа. – С. 467
[17] Там жа. – С. 551
[18] Там жа. – С.564
[19] Там жа. – С.564
[20] Там же. – С.568
[21] Литовские епархиальные ведомости. – 1876. – №16
[22] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – №14
[23] Литовских епархиальных вестях. – 1913. – №9
[24] Литовские епархиальные ведомости. – 1906. – №4
[25] Литовские епархиальные ведомости. – 1903. – №24–25
[26] Вестник Виленского св.–духовскаго братства. –1913. – №7–8
[27] Вестник Виленского св.–духовскаго братства. – 1916. – №12
[28] Литовские епархиальные ведомости. – 1885. – №21
[29] Литовские епархиальные ведомости. – 1885. – №20
[30] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – №43
[31] Литовские епархиальные ведомости. – 1887. – №45
[32] Литовские епархиальные ведомости. – 1910. – №20
[33] Литовские епархиальные ведомости. – 1864. – №7
[34] Литовские епархиальные ведомости. – 1865. – №2
[35] Литовские епархиальные ведомости. – 1866. – №13
[36] Литовские епархиальные ведомости. – 1871. – №5
[37] Литовские епархиальные ведомости. – 1873. – №10
[38] Литовские епархиальные ведомости. – 1901. – №51
[39] Литовские епархиальные ведомости.– 1903. – №24–25
[40] Литовские епархиальные ведомости. – 1910. – №20
[41] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №18
[42] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №19
[43] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №24
[44] Литовские епархиальные ведомости. – 1878. – №21
[45] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012.– С.358
[46] Иоанн Уссаковский. Некролог. – Литовские епархиальные ведомости. – 1877. – № 24. – http://brama.brestregion.com/nomer25/artic15.shtml
[47] Сайт Прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне http://hram–miory.vitebsk.by/svjatari_Uzmenji.html
[48] Некролог // Гродненские епархиальные ведомости. – №45. – 1910
[49] Литовские епархиальные ведомости. – 1863–1901
[50] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012.– С.893
[51] Ильин Александр Полесская родословная рок–музыканта Андрея Макаревича // Гістарычная брама. – 2010. – №1. – http://brama.brestregion.com/nomer25/artic15.shtml
[52] Константин Уссаковский. Некролог // "Литовские епархиальные ведомости". – 1875. – № 19. – http://brama.brestregion.com/nomer25/artic15.shtml
[53] Литовские епархиальные ведомости 1863–1900
[54] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram–miory.vitebsk.by/
[55] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012.– С.911
[56] Некролог // Литовские епархиальные ведомомсти. – 1875. – №19
[57] Юнина Е.А. — Фотоателье с женским лицом. Супруги Уссаковские: семейный и творческий союз в социокультурном пространстве Тобольска конца XIX – середины XX вв. (опыт историко-культурного анализа и региональной биографики) // Genesis: исторические исследования. – 2019. – № 12. – С. 93 - 158. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31893
[58] Дополнительный лист к Памятной книжке Виленской губернии за 1870 год. Январь – март 1870 года
[59] Литовские епархиальные ведомости. – 1864. – №7
[60] Литовские епархиальные ведомости. – 1865. – №13
[61] Литовские епархиальные ведомости. – 1873. – №14
[62] Памятные книжки Виленской губернии на 1865–1870 годы
[63] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram–miory.vitebsk.by/
[64] Памятные книжки Виленской губернии на 1866–1886 годы
[65] Литовские епархиальные ведомости. – 1866. – №21
[66] Литовские епархиальные ведомости. – 1877. – №33
[67] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.835
[68] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – № 23
[69] Памятные книжки Виленской губернии на 1871–1873гг
[70] Дополнительный лист к Памятной книжке Виленской губернии на 1873 год. Апрель–июнь 1873 года
[71] Гiстарычная брама. – №. –1 (22) 2004г. .http://brama.brestregion.com/nomer22/artic11.shtml
[72] Дополнительный лист к Памятной книжке Виленской губернии за 1873 год. Апрель–июнь 1873
[73] Памятные книжки Виленской губернии на 1871–1872 годы
[74] В.Н. Черепица. Гродненский исторический калейдоскоп. Глава 3. – 3.6.Коронационные награждения духовенства белорусских епархий 1896 года.– https://zapadrus.su/bibli/geobib/grodnok/1309-v-n-cherepitsa-grodnenskij-istoricheskij-kalejdoskop-glava-3.html?start=5
[75] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.820
[76] Дополнительный лист к Памятной книжке Виленской губернии за 1873 год. Апрель–июнь 1873
[77] Памятные книжки Виленской губернии на 1874–1876 годы
[78] Незабытые могилы. Т. 4. Л–М. – М.: Пашков дом, 2004.
[79] Вольная Литва. – Ковно, 1921, 21 июня, № 14.
[80] Эхо. – Ковно, 1921, 22 июня, № 145.
[81] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.496
[82] Литовские епархиальные ведомости. – 1873. – №38
[83] Литовсвкие епархиальные ведомости. – 1876. – №26
[84] Памятная книжка Виленской губернии на 1877 год. – С. 133 http://infobelarus.nlb.by/7n_4439dvd/data/6/72.pdf
[85]Житие священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского // Сайт Спасо–Евфросиньевского монастыря г.Полоцк http://spas–monastery.by/
[86] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.976
[87] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.541
[88] Литовские епархиальные ведомости. – 1876. – №42
[89] Литовские епархиальные ведомости. – 1878. – №52
[90] Литовские епархиальные ведомости. – 1879. – №23
[91] Некролог//Гродненские епархиальные ведомости. – 1909. – №7
[92] Дополнительный лист к Памятной книжке Виленской губернии. Январь–апрель 1879 года», «Памятные книжки Виленской губернии на 1880–1889 годы
[93] Черепица В.Н. Гродненский православный некрополь (с древнейших времен и до начала ХХ века). – Гродно, 2001
[94] Литовские епархиальные ведомости 1863–1890
[95] Гродненские епархиальные ведомости 1902–1909
[96] Памятные книжки Виленской губернии на 1891–1896 годы
[97] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.635
[98] Памятные книжки Виленской губернии на 1897–1900 годы
[99] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.210
[100] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.764
[101] С.-Петербургский духовный вестник. 1897–1901
[102] Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902–1916. http://www.sedmitza.ru/data/2016/10/29/1240489309/Vest41–42. dfp
[103] Памятные книжки Виленской губернии на 1903–1904 годы
[104] Памятные книжки Виленской губернии на 1905–1910 года
[105] Новогрудские епархиальные ведомости. – 2013. – №11
[106] Памятные книжки Виленской губернии на 1912–1913 год
[107] Фото надмогильного памятника с надписью на территории церкви Св. Николая Чудотворца в д. Заборье Глубокского района // ЭБД «Глыбоччына»
[108] Архив МЕУ. Фонд 1 – Оп.1 «Личные дела священнослужителей и церковнослужителей Минско–Белорусской епархии
[109] Памятная книжка Виленской губернии на 1915 год
[110] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон. текст. дан. и иллюстр.
[111] Маракоў Л. Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна – i царкоўнаслужыцелi Беларусi. 1917–1967. – М.,2007.
[112] Тисецкий, А. СТРАСТИ ПО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ БОРТНИКУ http://bramaby.com/ls/blog/history/6206.html
[113] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917–1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс). – Витебск. – Горидовец В.В.,2012 г.
[114] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917–1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс). – Витебск. – Горидовец В.В., 2012 г.
[115] Там же
[116] Сайт прихода храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г.Миоры http://www.hram–miory.vitebsk.by/
[117] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917–1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс). – Витебск. – Горидовец В.В.,2012г.
[118] Горный А. Мортиролог Гродненской епархии (1917–1961). – Гродно,2012
[119] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс). – Витебск. – Горидовец В.В.,2012 г.
[120] Исследования учащихся Плисской СШ Глубокского р-на
[121] Диволовский Евфимий «Церковно–историческое и статистическое описание Глубокской церкви и прихода Литовской епархии». – Глубокое, 1916 (?)
[122] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.399
[123] Литовские епархиальные ведомости. – 1877. – № 52
[124] Литовские епархиальные ведомости. – 1880. – № 4
[125] Литовские епархиальные ведомости. – 1880. – №9
[126] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.743
[127] Литовские епархиальные ведомости. – 1885. – №41
[128] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – №28
[129] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–SosnaHierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.743
[130] Литовские епархиальные ведомости. – 1877. – №45
[131] Литовские епархиальные ведомости. – 1885. – №41
[132] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – №29
[133] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.902
[134] Литовские епархиальные ведомости. – 1895. – №9
[135] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.481
[136] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1909-1913 гг.
[137] Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1856-1860 гг.
[138] Литовские епархиальные ведомости. – 1889. – №36-37
[139] Литовские епархиальные ведомости. – 1895. – №8
[140] Grzegorz Sosna и Antonina Troc–Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX– XXI wieku – Ryboly – 2012. – С.565
[141] Литовские епархиальные ведомости. – 1909. – №24
[142] Литовские епархиальные ведомости. – 1909. – №24
[143] Литовские епархиальные ведомости. – 1909. – №24
[144] Литовские епархиальные ведомости. – 1914. – №10
[145] Витебский мартиролог (1918 – 1952). Часть 1. Биографии. – Витебск,2008
[146] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс). – Витебск. – Горидовец В.В., 2012 г.
[147] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917–1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс). – Витебск. – Горидовец В.В.,2012г.
[148] Литовские епархиальные ведомости. – 1875. – №8
[149] Литовские епархиальные ведомости. – 1876. – №1
[150] Литовские епархиальные ведомости. – 1879. – №44
Литовские епархиальные ведомости. – 1891. – №15
[152] Литовские епархиальные ведомости. – 1896. – №24
[153] Литовские епархиальные ведомости. – 1906. – №4
[154] Литовские епархиальные ведомости. – 1916. – №8
10.04.2020, Спасибёнок В.Т, директор ДУК "Глубокская ЦБС"