Православные священники, юбилеи которых отмечаются в октябре 2021 года

 Pravoslavie 05

 

13.10.2021

 

Stacuj Ioan

17 октября 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения протоиерея  Стосуй Ивана Михайловича.

Родился Иван Михайлович Стосуй 17 октября 1891 года в д. Николаево Юратишковского района Молодечненской области.

С 1908 по 1911 годы учился в Изяславской церковно-приходской школе. Затем работал учителем Антоновской церковно-приходской школы в г.Минске. В 1915-16 гг. находился в эвакуации в Гайворонском районе. С 1916 года - учитель Шатиевской церковно-приходской школы Шарковщинского района.

В 1918 рукоположен в сан диакона, а через 6 лет – в сан священника. С 1924 по 1931 гг. служит настоятелем Дрисвятской церкви, затем – настоятелем церкви в м.Лужки Дисненского уезда. В 1937 году был перемещен к Преображенской церкви д.Свило, где и прослужил до 1962 года. Был почислен за штат с предоставлением пенсии.

Затем с 6.06.1963 по 15.11.1963 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г.Глубокое. 15.11.1963 - почислен за штат с предоставлением пенсии. В 1970 м - служил в Брянской области.

Умер 12.09.1972 года. Похоронен на кладбище «Коптевка» г.Глубокое.

Из воспоминаний...

Я, Медейко Евгений (10.03.1950 г.р.), хочу поделиться воспоминаниями о Человеке, оставившим в моем сердце глубокий и чистый след. Помню его с раннего детства, с теплотой и любовью.
Был он мне двоюродным дедушкой (моя мама - Медейко Евгения была ему племянницей). Он заменил мне отца, звал я его Батюшка. А для прихожан церкви деревни Свило 1 Плисского, ныне Глубокского района Витебской области он был священником (в миру Иван Михайлович Стосуй). Рядом с церковью Батюшка собственноручно поставил дом. В нем и жила наша небольшая семья: мой дед Иван Стосуй, бабушка - Мария Стосуй, мама и я. Бабушка вела хозяйство, мама ей помогала.
  Дедушка по воскресеньям и в дни церковных праздников совершал службы в церкви. Во время Коляды освящал дома своих прихожан. Много читал духовной литературы, иногда просиживая за книгами до утра. Батюшка исполнял требы, ремонтировал церковь, занимался пчеловодством и садоводством. Он всегда был в работе, всегда был занят делом.
  С особой тщательностью он готовился к празднику Великой Пасхи. Проповедь в Великую Пятницу была настолько проникновенной, что большинство верующих в церкви плакали, в том числе и я. В праздник Светлого Христова Воскресенья батюшка разрешал детям посещать церковную колокольню. И мы на протяжении всего дня, на радость взрослым, били в колокола, оглашая окрестности дивными звуками благовеста.
  Во все двунадесятые и великие праздники Свильская церковь была всегда заполнена верующими. На престольный же праздник Преображения Господня собиралось несколько тысяч прихожан. Перед церковью площадь заполнялась телегами с яблоками. Батюшка их освящал и тут же яблоки продавали по очень низкой цене. Это было настоящее народное гуляние, которое продолжалось до самого вечера.
  Дедушка был образованным и уважаемым человеком. Он закончил Виленскую духовную семинарию. Большинство своих прихожан он знал по именам. На равных проводил беседы, с простыми тружениками села и с людьми, занимавшими ключевые должности в районном руководстве.
  В конце 60-х годов самостоятельно освоил азы немецкого языка за курс средней школы. Прекрасно разбирался в арифметике. Был такой случай. В послевоенное время в Подсвильскую общеобразовательную школу прислали контрольную работу по математике. Преподаватели не смогли решить задачу. Они обратились за помощью к Батюшке. Задача действительно была сложная, и дедушке пришлось потрудиться. К утру решение было найдено. А репутация школы спасена.
Из наиболее весомых событий, известных мне, требующих огромной затраты душевных сил и самопожертвования, в жизни дедушки было два.
  Первое. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ему удалось освободить 50 человек, которых немцы по доносу загнали в сарай в районе деревни Голубичи, хотели сжечь. Батюшка, используя свою репутацию, все свои личные качества, убедил в письме немецкое руководство в том, что арестованные люди не имеют отношения к партизанам и являются добрыми христианами. После чего всех заключенных освободили под его личную ответственность. В 90-е годы прошлого столетия я случайно познакомился с Иваном Бычинским, уроженцем деревни Борисковичи Глубокского района. В разговоре с ним выяснилось, что он в течение 3 суток являлся заложником в том сарае. Было ему всего 1,5 года.
  Второе событие, к которому Батюшка долго готовился, взвешивая все «за» и «против» - это письмо к генеральному секретарю ЦК КПССР Н.С. Хрущеву. Он обратился с просьбой о присоединении прихода раннее закрытой церкви в деревне Бобруйщина к приходу Свильской церкви. Н.С. Хрущев был ярым богоборцем, однако прошение было удовлетворено.
Сегодня эти поступки можно отнести к Подвигу!
Все свои умения, силы и дипломатию дедушка постоянно использовал, чтобы отстоять догматы веры и необходимость пастырского окормления своего прихода, убеждая в этом советское руководство. И это ему удавалось. Свильская церковь оставалась долгие годы единственным островком духовности в округе.
  В 1959 году батюшка получил предложение перейти на службу настоятелем Глубокской церкви. Через год в г. Глубокое переехала и бабушка. Я был частым гостем на квартире, которую они снимали на улице М. Горького, 34, а затем в их собственном маленьком домике по улице Кирова,7.
  В середине 60-х годов, произошло печальное событие: во время пожара сгорела Свильская церковь. Причина пожара неизвестна.
  12.09 1972 года протоиерея Иоанна призвал к себе Господь. Проводить в последний путь батюшку приехали восемь священников из других приходов. Похоронная процессия, более чем из 700 человек, растянулась на полторы сотни метров. Гроб с телом дедушки после отпевания прихожане от церкви до кладбища несли на руках. Похоронили его на кладбище, по улице М. Горького, с восточной стороны, недалеко от полуразрушенной кладбищенской церкви. Летом 1985 года, закончив свой земной путь, присоединилась к нему бабушка - Мария Стосуй.
  Когда я писал эти воспоминания, неожиданно для себя я осознал, что многие поступки и дела совершены мной под влиянием того, как к жизни и людям относился мой дедушка Иван Стосуй.

Источник:   [1,2,3] ;   https://www.hram-miory.vitebsk.by/Stosui.html

 

 

Pazniak Philip 120 октября 2021 года исполняется 140 лет со дня рождения протоиерея Позняка Филиппа Филлиповича.

Родился Филипп Филиппович Позняк 20 октября 1881 года в д. Шульевщина Видзовского района.

С 1898 по 1900 гг. учился в церковно-учительской школе г. Вильно. Там же окончил курс Виленской псаломщицко-певческой школы. С 1901 по 1905 гг. служил псаломщиком церкви с.Ганута Свентянского района, затем - псаломщик церкви м. Лужки Дисненского района. С 1912-1915 - диаконом в г.Поневежис Ковенской губернии.

После окончания богословско-пастырских курсов в Москве 01.01.1916 года рукоположен в сан священника епископом Верейским Модестом. Два года служил священником в санитарном поезде 45-й пехотной дивизии. С 27.01.1918 по 21.06.1962 года — священник церкви св. Параскевы в д.Плисса Глубокского района.

В 1924 – 1925 гг. одновременно являлся священником Свято-Троицкой церкви д.Псуя Глубокского района. 21.06.1962 - выведен за штат с предоставлением пенсии.

Скончался 20.09.1963 года.

Имел награды:  24.08.1922 - набедренник (№2309) ; 6.04.1925 - скуфья (№1343).

Источники [4,5,6,7] ; https://www.hram-miory.vitebsk.by/Philip__Pozniak.html

 

Blagowechebskij Aleksandr 27 октября исполняется 110 лет со дня рождения Благовещенского Александра Гавриловича

Родился Александр Гаврилович Благовещенский 27 октября 1911 в д. Маньковичи Поставского района.

В том же  году родители эвакуировались в г.Рославль Смоленской губернии. С 1919 проживал в г. Вилейка. Там же в 1928 году закончил шесть классов русской гимназии. В 1930 году сдал экзамены в Виленскую духовную семинарию, но не смог учиться из-за отсутствия средств на обучение.

В период с 1933 по 1941 гг.. работал в канцелярии финотдела г.Львов, бухгалтером в отделении «Союзпечать» г.Вилейка. Во время войны (с 22 сентября 1941 по 1944 год) был псаломщиком в церкви с.Дуниловичи Поставского района, а чуть позже - Георгиевской церкви г. Вилейка. В 1944 году - вывезен немецкими оккупантами в г. Нордгаузен, там был чернорабочим в железнодорожным депо. С апреля 1945 был писарем в лагере №270 для репатриированных советских граждан в г.Штригау.

После возвращения на Родину с 1946 по 1947 гг. служит псаломщиком в церкви с.Юдицино Шарковщинского района. 24 июля 1947 года рукоположен в сан диакона, после чего служил диаконом-псаломщиком в церкви с.Дуниловичи Поставского района, затем - в церкви Рождества Пресвятой Богородицы д.Лужки.

 08.06.1952 года рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Петро-Павловской церкви д.Прозороки Глубокского благочиния (12.06.1952-17.06.1968)..

Затем с 1968 по 1984 гг. служил настоятелем Одигитриевской церкви в г.Дисна Миорского района и являлся духовником Глубокского благочиния. 09.01.1984 - выведен за штат. Он был любим и уважаем прихожанами и жителями Дисны.  До сегодняшнего дня об отце Александре сохранились очень тёплые воспоминания. 

За многолетние труды пастырского служения Александр Гаврилович Благовещенский отмечен многими церковными наградами — набедренником (в 1955 году ко дню Святой Пасхи), скуфьей, камилавкой, возведён в сан протоиерея, митрой (1982) .

Скончался 26.02.1985 года в г.п.Мир Кареличского района Гродненской области и погребен на местном кладбище. [8,9]

Источники информации:

[1] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

 [2] Grzegorz Sosna-Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX-XXI wieky - Ryboly -2012 rok;

 [3] Сайт прихода храма Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г.Миоры//https://www.hram-miory.vitebsk.by/Stosui.html

 [4] Некролог//Журнал Московской Патриархии.-1964-№2.-с.45

 [5] ”Памяць. Глыбоцкі раённ: гісторыка-дакументальная хроніка Глыбоцкага раёна”.- Минск: «Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі»,1995

 [6] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/

 [7,8] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

 [9] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by

 

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

 Глыбоцкі Дом рамёстваў.

sm

kulturaby

god adzinstva

sm full

glub rik

sb kk

dps 2020

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

2018 03 26 00987

gogul

webland

uni

vit

Vitebskie vesti

 

Счетчик посещений

Сёння 10

Учора 68

За тыдзень 195

За месяц 78

Усяго 67790

Перыяд:

2018-01-01 - 2021-12-02

Зарэгістравалася: 210