Церковь Преображения Господне в деревне Свило

 01 Svilo

Hram Svilo 2 Bcтория церкви Преображения Господне в деревне Свило является мало изученной.Известно, что в 1748 году глубокскими монахами Кармелитами босыми был построен деревянный храм в деревне, на землях, принадлежащих монастырю. [1]

Действовала как униатская церковь. Одну неделю её посещали католики, другую – православные. Старожилы упоминали, что еще в начале ХХ в. в церкви был орган.

В 1914 году, во время Первой мировой войны, немецкий снаряд попал в церковь и она сгорела дотла. В 1936 году церковь была восстановлена. Она была очень красивой, стояла на холме и имела высокую колокольню. Говорят, с колокольни была видна даже Крулевщизна.

Каждый год 19 августа здесь проходил большой праздник "для Спасителя". Язеп Драздович часто бывал в Свилах и оставлял картину церкви.

 В 1964 году он снова сгорел ...

Благодаря исследованиям Дениса Лисейчикова мы знаем некоторые имена униацких священников.

Обух Пётр

И.о. викария церкви в д.Свила Полоцкого воев. 23.11.1782-10.12.1782 [2]

Болдышевский Стефан

Священник церкви в д.Свила Полоцкого воев. 19.11.1775-13.11.1783, голубичский вице-декан 13.11.1783. [3]

Болдышевский Ян

 Священник церкви в д.Свила Полоцкого воев.. 09.10.1774-15.03.1790, голубичский вице-декан 15.03.1790 .[4]

Башкевич Якуб сын Александра

 Родился в 1769 году. Дьячек церкви в д.Свила Дисненского уезда 1816-12.04.1834; вдовец 12.04.1834. [5]

 Косецкий (Болдышевский) Клеменс сын Стефана.

Родился в 1768 г. Учился в Виленском папском алюмнате; икарий 02.03.1790 и священник 25.10.1804 церкви в д.Свила Полоцкого (потом Дисненского) уезда; презентованый старостой ошмянского суда Тадеушем Катлом в г.Вильно 15.03.1790; инсталирован митрополитом Ф.Ростоцким в д.Рута Новогрудского уезда. 13.07.1790; священник церкви м.Язно Полоцкого (после Дисненского) уезда 13.07.1790-05.05.1798; администратор церкви в м.Путятино Дисненского уезда. 05.05.1798; асессор Диснеснкой сугарционной духовной консистории 28.04.1798-05.05.1798; и.о. ддиснеснкого декана 09.01.1804; диснеснкий декан 25.10.1804. Жена Клара Карнилович. [6]

 Косецкий Стефан

Священник церкви в д.Свила Дисненского уезда 02.03.1790-05.05.1798. [7]

 Пчолко Ян сын Юстина

Родился в 1790 году. Учился в школе при Березвечском монастыре базилиан; посвящен в сан в 1814 году; администратор (1814-30.11.1819) и священник (12.04.1834-25.02.1837) церкви в д.Свила Дисненского уезда

Бабушка Тереза Карнилович (род. 1748); жена Юльяна Косецкая (род. 1793), сыновья: Антон*1818, Юльян*1822,оба учатся в 3-м классе школы при Березвечском монастыре базилиан 12.04.1834; дочери: Анна *1814, Клара*1819; теща Клара Косецкая*1772; Клары сын Франтишек*1807. [8]

 Сасимович Мартин сын Александра

Родился в 1795 (1790?) году. Пономарь церкви в д.Свила Дисненского уезда 12.04.1834.
 Жена Марианна*1786; дочери: Анна*1822, Юлия*1828. [9]

Hram SviloНемного сведений о церкви и приходе можно почерпнуть из Литовских епархиальных ведомостей, так «Литовские епархиальные ведомости» за 1864 год №20 сообщают об открытии церковных советов: «По официальным донесениям, сообщенным в Литовскую Консисторию, учреждены церковные советы при следующихъ церквах Виленской губернии по Дисненскому уезду при церквах Ковальской, Залѣсской, Свильской».

         Приход церкви состоял из 1 настоятеля и 1 псаломщика. В приход входили: с. Свило, д. Якубовщина, Семота, Яловка, Германовщина, Колево, Типовка, Добрезино, Марга, Перевозы, Бояры, Передолы, Мазнево, Кимахи, Преображенка, Брикацы, Свила, Снарки, Снарки, Кубачнина, Медведево, Новоселки, Новики, Стринкуны, Скребенцы и Юзефово.» [10] 

В 1864 г. в церкви проходили торжества по случаю крещения младенца, через погружение в купель. Вот статья из «Литовских епархиальных ведомостей» . – 1864 . - № 24: «Священник Евфимий Сулковский доносит, что 9 числа августа, при стечниіи в большом количеств прихожан Свильской церкви и других соседних приходов в церковь, после Божественной литургии совершено было крещение младенца, чрезъ погружение в купель, деревни Бояре казеннаго крестьянина Иосифа Зайца дочери, которой дано имя Мария и возложен серебряный крест Высочайше дарованный Всемилостивейшею Государынею Императрицею Мариею Александровною. Восприемниками были: Мировой посредник 2 участка Дисненскаго уезда Рачинский с дочерью сего священника Елисаветою, и отставной подполковник Артиллерии Антоновский с Протоиерейскою дочерью девицею Аделаидою Стукаличовою. После совершения крещения, младенец приобщен св. Евхаристии, произнесена Беседа, в коей объяснено значение погружения в купель, возложения креста и цель подарка креста Августейшей Императрицы и проч. За тем окончено это торжество благодарственным молебствиемъ с провозглашением многолетия Государю Императору, Царице, Наследнику Престола и Всему Царствующему Дому.

Еще одно примечательное событие произошло в приходе в 1887 году.

«Село Свила, Дисненскаго уезда. 20-го января текущаго года в нашем селе настоятель местной церкви отец Евфимий Сулковский вместе с днем Ангела праздновал 50-тилетний юбилей своего служения православной церкви. По окончании обедни и молебна явились к юбиляру с своими поздравлениями, кроме раньше приехавшихъ для той же цели соседних священников, местный учитель, волостныя и сельския должностныя лица, многие из крестьян-прихожан, а также и знакомые юбиляра.

Не буду описывать этот, так сказать, скромный семейный праздник, а лучше скажу несколько слов о самом юбиляре, так как он своею полезною общественною деятельностью вполне заслуживаетъ этого. Отецъ Евфимий Сулковский воспитывался в Минской духовной семинарии и 29-го ноября 1836 г. рукоположен был во диакона к минскому кафедральному собору б. архиепископом минским и гродненским Никапором, а затем, постепенно, былъ назначен: в 1843 г. протодиаконом, в 1849 г. законоучителем в Александровское земледельческое заведение, в 1851 г. рукоположен был во священника к Залесской церкви, Дисненскаго уезда, а с 5-го іюля 1852 г. переведен на священническое место к нам, въ село Свилу; в 1866 году назначен духовником Глубокского благочиния, в 1869 г. членом благочинническаго совета, а в 1875 году законоучителем местнаго народнаго училища. Отецъ Евфимий Сулковский, прибыв в 1852 году в село Свилу, первым долгом начал заботиться о своей пастве и, увидевъ, что для темнаго люда недостаточны еще одне поучения съ церковной кафедры, начал поучать, и вне церкви, следить за нравственностью своих прихожан и, как мне разсказывали, не раз и не одного крестьянина-пьяницу в летнее рабочее время вызывалъ из кабака и заставлял его идти на ниву работать. Мало того, своими средствами и стараниями в 1860 г. устроил церковно-приходское училище, в котором единолично вел, преподавание, а затем это училище было переименовано в народное училище, для котораго и назначен был особый учитель. Но и после сего о. Евфимий Сулковский не остался без дела: начал заботиться об открытии училищных отделений и еще с начала 1878 г. устроил воскресныя для народа чтения и беседы.

Теперь же, несмотря на свои уже преклонныя лета, постоянно посещает не только местное училище, но и отделения онаго и церковно-приходския но деревням школы грамотности; позаботился об открытии такой же школы и в дер. Передолах, где жители исключительно состоятъ из старообрядцев, но благодаря влиянию о. Евфимия Сулковскаго в настоящее время уже не чуждаются учить своих детей по учебникам и книгам, даваемым из церковной и училищной библиотек, и охотно нанимают учителя православнаго исповедания, окончившаго курс учения въ народном училище. Теперь уже видны и плоды деятельности о. Евфимия Сулковскаго: молодое поколение прихожа большею частью грамотные, в церкви поют стройно и хор певчих можетъ поспорить даже с хором любаго уезднаго города, а пьяницъ с каждым годом делается меньше. За это о. Евфимий и пользуется у нас во всей окрестности полным уважением и сердечною любовью своих прихожан, которые 20-го января усердно молились, чтобы Господь продлил их любимому пастырю еще долгие и долгие годы и сохранил бы его в той силе и в том здоровьи, каким он пользовался до сих пор. [11]

Но время бежит неумолимо и 1888 году священик Евфимий Сулковский был почислен за штат по старости и предоставлением пенсии: «Назначение пенсий. В июне месяце по Литовской епархии назначены, согласно представлению Епархиальнаго Начальства, Святейшим Синодом пенсии следующим лицам:

 5) зашт. священнику Свильской церкви, Дисненскаго уезда, Евфимию Сулковскому с 16 апреля 1888 г.—из Дисненскаго уезднаго казначейства—130 рублей в год. [12]  

 В 1908 году церковь посетил Высокопреосвященнийших Архиепископ Никандр.

«Поездка Высокопреосвященнаго Архиепископа Никандра в Дисненский уездъ, Виленской губернии, для освященія церкви в с. Голубичах и обозрения соседних церквей.

5-го сентября в 2 ч. 35 м. дня Его Высокопреосвященство отбыл из г. Вильны на ст. Подсвилье Николаевской ж. д.; сопровождали Владыку—ключарь кафедр. собора прот. Голенкевич, Епархиальный наблюдатель и три диакона. ІІо прибытии на ст. Подсвилье, утром 6-го сентября, в 9 ч. утра, Его Высокопреосвященство былъ встречен Глубокским благочинным свящ. Колединским и Дисненским исправником; в сопровождении этих лиц Владыка проследовал в с. Свилу. Село Свила некогда принадлежала православному владельцу Корсаку; один из Корсаков в половине 17 ст. изменил православию и записал свое имение Глубокским кармелитам, которыми, конечно, население было совращено в унию. Для униатов в 1748 г. былъ построен деревянный храм Преображения Господня, существующий до настоящаго времени в виде уже православной церкви, обветшавшей и убогой. В Свильской церкви Владыка былъ встреченъ прихожанами и местным священником о. И. Чистовским с св. крестом и св. водою. После эктении и обычных многолетий (первыя два многолетия

— Царствующему дому, св. Синоду и Высокопр. Никандру — произнесены диаконом о. В. Круковским, а последнее—прихожанам Владыкой) Архипастырь обратился к народу с такою приблизительно речью. «Благодать вам и мир от Бога и Господа нашего Іисуса Христа! Как живете, православные? усердны ли вы к храму Божию? Блюдете ли свою веру православную? Храм ваш древний, но не отличается благоукрашением. Дом молитвы, где вы обычно собираетесь, у вас беден и кое-где протекает. Но каке бы не быле убоге храме ваш, святыня всегда в нем пребывает и всегда будет, так-как здесь совершаются молитвословия, таинства, здесь невидимо пребывает Господь. Св. храм ваш освящен в честь славнаго Преображения Господня. Это должно напоминать вам о необходимости преобразования ваших душ. Господь Иисусъ Христос во время Преображения просиял пред учениками, и «праведники просветятся, как солнце», в царствии Отца небеснаго. Господь просиял «невечерним светом», и вам нужно заботиться о просвещении себя и своих детей светомъ веры Христовой. Но вот у вас детей много, а церковно-приходской школы, к сожалению, нет. Правительство прилагает много забот о просвещении детей ваших и всегда готово придти вам на помощь в этом св. деле.

— Но недостаточно только веровать и ходить в храм на молитву, нужно оправдывать свою веру добрыми делами, доброю христианской жизнью. Итак, исполняйте заповеди Божии, уставы св. церкви, подавайте въ этом добрый пример всем и особенно вашим детям; будьте тверды в своей вере православной и не отступайте от нея. А то вот за наши грехи, за наше отступление от веры Господь наказывает нас непогодой, препятствующей уборке с полей посевов, наказывает нас эпидемическими болезнями, против которых и наша медицина часто безсильна. Предки наши в таких обстоятельствах искали прежде всего помощи у Бога, и избавлялись от бед помощью Божией. И вам нужно молиться и прежде всего просить помощи и заступления у Бога, и Господь Милосердный ниспошлет тогда вам свое благословение, которое и призываю на вас».

—После благословения собравшихся в церкви прихожан, раздачи крестиков и брошюр, и осмотра церкви и ризницы, Владыка посетил мужское народное училище, где былъ встречен учителем с хдебом-солью, и где испытывал учащихся в знании молитв; затм, посетив дом местнаго священника, Архипастырь отбыл в соседнее местечко Плиссу (в 7 верстах от Свилы). [13]  

Случались и кражи из церкви. Так «Литовские епархиальные ведомости» за 1891 год №1 сообщают: «Из сундука Свильской церкви, Дисненскаго уезда, как обнаружено 30 минувшаго декабря, со взломом трех замков, похищены неизвестными злоумышленниками 108 р. 32 к. наличных денег и книжка сберегательной кассы за № 359 на 30 р., выданная из Дисненскаго уезднаго казначейства».

И та же газета за 1903 год №44 сообщает, что: «В ночь на 15 октября по взломе железной решотки в алтарном окне Свильской церкви, Дисненскаго уезда, неизвестные злоумышленники проникнули в церковь и похитили до 15 руб. свечной выручки, 65 р. 55 к. разной церковной суммы и книжку сберегательной кассы Плисскаго почтово-телеграфнаго отделения на 108 рублей 78 коп.»

Уделялось внимание в приходе и образованию. Так в «Литовских епархиальных ведомастях» № 8 за 1863 год читаем: «Штабс-Капитан Генеральнаго Штаба Н. М. Беляев пожертвовал 70 литографированных священных изображений — Спасителя, Божией Матери и некоторых святых, и две книжки— «Жизнь Святителя Николая» и «Молитвы вечерния и утренния», для раздачи лучшим ученикам в школах, заведенных при сельских церквах. Эти изображения и книжки, по распоряжению Преосвященнейшаго Александра, Епископа Ковенскаго, на распределение коего были доставлены, отосланы к Глубокскому Благочинному для раздачи ученикам сельских школ в Дисненском уезде: Глубокской, Березвецкой, Ковальской, Свильской и Осиногородской»

В том же году в №9 была помещена Ведомость о церковно-приходских школах Литовской епархии по 1 апреля 1863 года из которой следует, что в с.Свило была открыта священником Евфимием Сулковским школа, которая находилась в причетном доме. Учились в ней 16 мальчиков и 2 девочки. [14]  

Говоря об истории церкви нельзя не сказать о священниках, псаломщиках которые служили в приходе.

Сулковский Евфимий Федорович, священник.  Окончил Минскую духовную семинарию.

29.11.1836 - диакон в Минске. 1843 - рукоположен в сан священника. 1851-05.07.1852 - священник церкви д.Залесье Дисненского уезда. 1851-1888 (по другим сведениям 5.07.1852-1891) - священник церкви д.Свило Дисненского уезда.

1866-24.12.1891 - священник церкви д.Римки Глубокского благочиния. Помощник благочинного, духовник глубокского благочиния.

Имел крест и медаль в память войны 1853-1856 гг., медаль за усмерение польского мятежа 1863-1864гг., камилавку.

Имел дочь Веру 1853-24.09.1875, Венчалась  9.06.1869 в церкви м.Свила со священником церкви д.Чересы Алексеем Бирюковичем (дети от брака: София 1870, Людмила - 1873).

7 марта 1888 года почислен за шатат по состоянию здоровья  [15,16,17,18,19]  

 Чистовский Петр Дмитриевич, священник

Окончил курс Витебской духовной семинарии. В должности с 7 марта 1888 года. С 3.12.1896 -благочинный Глубокского округа. Имел набедренник. 1888- 1915 (?)- священник церкви д.Свило Дисненского уезда. [20,21]  

 Видыбида (Відыбіда) Александр Порфирьевич, священник

Родился в семье псаломщика с. Стрельчинцы Брацловского уезда Подольской губерни (сейчас Немировский район Винницкой области, Украина). Окончил Томский императорский университет.

6.10.1923-7.04.1924 - настоятель церкви д. Олбли Русские Камень-Каширского уезда Полесского воеводства. 7.04.1924-1.08.1924 - псаломщик церкви с. Мыщицы Владимир-Волынского уезда Волынского губерни.

1.08.1924 - 4.04.1925 - настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца м.Новый Погост. 4.04.1925-2.11.1932- настоятель Преображенской церкви в. Свила Дисненского уезда (ныне Глубокский район). 2.11.1932-17.10.1932 - священник церкви м.Богино Браславского уезда. 17.10.1934 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы д. Раковичи Лидского уезда. Дальнейшая судьба неизвестна. [22,23]  

Баслык Евгений Кондратьевич, протоиерей

Baslyk 2 Родился 10.01.1910 в г. Вилейка Минской области. 1924 - окончил Вилейскую гимназию. 1930 - окончил Виленскую духовную семинарию. 1934 - окончил богословский факультет Варшавского университета. 17.06.1934 - рукоположен в сан диакона. 9.07.1934 - рукоположен в сан священника.

22.02.1935-3.12.1936 - настоятель Свильской церкви Глубокского благочиния Витебской области.

3.12.1936-20.10.1939 - настоятель церкви в м. Лужки Дисненского    благочиния Витебской  бласти. 20.10.1939-1.03.1943 - настоятель церкви в м. Сморгонь. 1.03.1943-10.06.1953 - настоятель Георгиевской церкви в д.Гольшаны Ошмянского района. 10.06.1953-20.10.1965 - настоятель Ильинской церкви в г.п.Бешенковичи.

20.10.1965-24.02.1966 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое Витебской области и благочинный округа. с 24.02.1966 - настоятель Ильинской церкви в г.п.Бешенковичи.

Удостоен права служения Божественной литургии при открытых царских вратах до Херувимской песни. Скончался 8.12.1981г. Погребен в г.Вилейка Минской области. [24,25]  

Стосуй Иван Михайлович, протоиерей

Родился 17.10.1891 года в д. Николаево Юратишковского района Молодечненской области.

1908-1911 - учеба в Изяславской церковно-приходской школе. 1911-1915 - учитель Антоновской церковно-приходской школы в г.Минске. 1915-1916 - находился в эвакуации в Гайворонском районе. 1916-1918 - учитель Шатиевской церковно-приходской школы Шарковщинского района. 1918 - рукоположен в сан диакона. 1924-1931- настоятель Дрисвятской церкви. 1931-1937 - настоятель церкви в м.Лужки Дисненского уезда. 
1937-8.03.1956 - настоятель Преображенской церкви в д.Свило Глубокского района. 8.03.1956 - почислен за штат с предоставлением пенсии. 24.05.1956-1.10.1962 - настоятель Преображенской церкви в д.Свило Глубокского района.

1.10.1962 - почислен за штат с предоставлением пенсии 6.06.1963-15.11.1963 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г.Глубокое. 15.11.1963 - почислен за штат с предоставлением пенсии. Проживал в Брянской области. [26]   

Скобей Георгий Николаевич, священник

До 1960 - настоятель Ильинской церкви с.Божино Минской области. 30.08.1960 -13.02.1968 - настоятель Преображенской церкви в д.Свило Глубокского района. с 13.02.1968 - 2-й священник в Варваринской церкви г.Пинска. [27]  

 Белоус Игнат, псаломщик

12.03.1925-31.10.1931 – псаломщик церкви в д. Свила Глубокского благочиния. 31.10.1931-26.01.1934 – псаломщик церкви д. Андроны Поставского благочиния. 26.01.1934-21.06.1935 – псаломщик церкви в д. Кривичи Долгиновского благочиния. 21.06.1934-9.07.1936 – и.о. псаломщика церкви м. Ивенец Воложинского благочиния. 09.07.1936-16.11.1937 – псаломщик церкви м.Николаево Воложинского благочиния. [28]  

 Главацкий Иван, псаломщик

Псаломщик Дукштанской церкви Ковенской губернии. 27.07.1916 – ? - псаломщик церкви в д. Свила Глубокского благочиния.  [29] 

 Зенкович Андрей, псаломщик

Окончил Виленское духовное училище. 05.04.1888 – 12.05.1916 псаломщик церкви в д. Свила Глубокского благочиния. 12.05.1916 – уволен за штат по причине болезни. Указом Св. Синода от 19.08.1916 за № 10228 назначена пенсия 100 руб. в год начиная с 28 мая 1916 года.  [30,31,32] 

Кривенко Владимир, псаломщик

Псаломщик церкви м.Новый Погост Друйского благочиния. 1.08.1924-30.10.1924 - псаломщик церкви м.Щущин Доуйского благочиния. 30.10.1924-11.03.1925 - псаломщик церкви д.Андроны Глубокского благочиния. 11.03.1925-29.11.1932 - псаломщик церкви м.Плисса Глубокского благочиния. 29.11.1932-18.11.1933 - псаломщик церкви м.Дуниловичи Мядельского благочиния. 18.11.1933-19.09.1938 - псаломщик церкви м.Иоды Браславского благочиния. 19.09.1938 - псаломщик церкви д.Свило Глубокского благочиния.  [33]

 Покровский Григорий Иоаннович, священник

Окончил Тверскую духовную семинарию. Инспектор Виленского духовного училища. 1866- 16.10.1866 - священник церкви м.Плисса Дисненского уезда. 16.10.1866-12.08.1872- настоятель церкви Николая Чудотворца м.Дисна. Около 1867 - 1872 - настоятель Свято-Николаевской церкви г.Дисна. Запрещен в служении священником. 23.08.1873-28.12.1873 - псаломщик Преображенской церкви в.Свила Дисненского уезда (теперь Глубокский район).                28.12.1873 - уволен с правом самому искать место псаломщика. Дальнейшая судьба неизвестна.  [34.35,36,37,38,39,40]

 Сцепуржинский Михаил Онуфриевич, протоиерей

Родился 05.05.1893 года в м.Городок Молодечненской области. 1909 - окончил 2-х классное училище в м.Городок.

1913 - в Виленской духовной семинарии сдал экзамен на звание псаломщика. 1914-1915 - псаломщик в церкви с.Батурино Молодечненской области. 1915-1918 - служба в армии. 1919-1922 - псаломщик в церкви с.Хотенчицы Виленского уезда. 1922-1923 - псаломщик в церкви с.Спягло Свентянского уезда. 1923-1924 - псаломщик в церкви с.Свило Дисненского уезда. 1924-1925 - псаломщик в церкви д.Лебеда Лидского уезда. 1925-1942 - псаломщик в церкви с. Дикушки Желудокского района Гродненской области.    1941- сдал экзамен для рукоположения в сан в Жировичской духовной семинарии. 1942-25.02.1952 – священник церкви с.Турейск Дикушки Желудокского района Гродненской области. 25.02.1952-05.05.1954 – священник в Троицкой церкви д.Псуя  Глубокского  Благочиния. С 05.05.1954 – священник церкви д.Гнездилово Докшицкого района, затем до 1965 настоятель Чересской церкви Миорского района.

13.07.1965 – почислен за штат с предоставлением пенсии. Умер в 1965 году. Похоронен на кладбище "Коптевка" в г.Глубокое. 
Отец - Онуфрий, более 50-лет был псаломщиком м.Городок. Брат - Иоанн 18.04.1895-1970, протоиерей м.Городок. Сестра - Надежда 1899, псаломщик 1945-1959 (Дисна и др.). Жена - Мария Ивановна 1898-1963 Глубокое. Дочь - Людмила 28.11.1923-25.04.1993 Глубокое. Сын - Ростислав 1928-, священник-Докшицы, Гродно. (1972-1973- благочинный Гродненской епархии).  [41,42,43,44]

Филиппович Викентий, псаломщик

15.04.1874 - 05.04.1888 – псаломщик церкви в д. Свила Глубокского благочиния. 05.04.1888 –перемещен в с.Узлы Вилейского уезда под особый надзор.  [45,46]

 

Старостами церкви были крестьянине деревни Свило Иван Васильевич Ледник (1874-1880,1881-1896) [47,48,49,50], Стефан Иустинович Сивко (1880-1881) [51], Петр Матвеевич Ячник (1896 -1909) [52,53], Василий Игнатьевич Мойсеенок (1909-1917) [54,55] .

Hram Svilo3 К сожалению, этого старинного храма не стало в 1914 году, когда храм сгорел от пападания снаряда во время Первой мировой войны, позже, в 1936 году он был восстановлен. Зимой 1964 года страшный пожар уничтожил не только здание, но и всю церковную утварь, старинные иконы и церковные документы. До наших дней дошло только несколько фотоснимков церкви, а так же её вид сохранила картина известного художника Язепа Дроздовича, которая хранится в местном школьном музее [56]

 

Источники информации:

[1]Материалы по истории и географии Виленского и Диснеснкого уездов Виленской губернии / изд. А.Сапунова и кн. В.Друцкого-Любецкого . – Витебск, Губернская Типо-Литография, 1896 . – С.165

[2] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.96

     [3] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.129-130

    [4]  Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.130

    [5] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.137

   [6] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.294

  [7] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.295

  [8]  Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.432

   [9]  Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.470

  [10]   Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№15

  [11]    Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№11

  [12]   Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№37

  [13]  Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1908.-№18

 [14]  Литовские епархиальные ведомости.-1863.-№9

 [15]  «Памятные книжки Виленской губернии на 1865-1888 год»

 [16]  Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/

 [17]  Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.835

 [18]  Литовские епрахиальные ведомости.-1863.-№9

 [19]  Литовские епрахиальные ведомости.-1888.-№11

 [20]  «Памятные книжки Виленской губернии на 1889-1915 год»

 [21]  Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№11

 [22]  Grzegorz Sosna” Hierarchia i Kler kościola prawosławnego w granicach ИИ i Rzeczypospolitej Polski powojennej w XIX-XXI wieky” Ryboly 2012.-С.926

 [23]  Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by

 [24]  Некролог // Журнал Московской Патриархии. - 1983. - № 1. - С. 32

 [25]  Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

 [26]  Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

 [27]  Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

 [28]  Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.114

 [29] Литовские епархиальные ведомости.-1916.-№9

 [30] Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№15

 [31] Литовские епархиальные ведомости.-1916.-№3

 [32]  Литовские епархиальные ведомости.-1916.-№11

 [33]  Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

  Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.449

  [34] Памятные книжки Виленской губернии 1867-1872гг.

 [35]Литовские епархиальные ведомости.-1866.-№16

[36]Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№1

 [37]Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/

 [38]Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.687

[39] Литовские епархиальные ведомости.-1873.-№30

[40]  Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№1

 [41] G.Sosna- "Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku" - Ryboly - 2012.

[42]  Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[43]  Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

[44]  Зубко В. Церковная жизнь на территории современной Гродненской епархии в 1945-1991 гг.: дипломная работа.-Жировичи,2012

[45] Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№17

[46]Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№15

[47] Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№29

[48] Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№38

[49] Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№39

[50] Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№36

[51] Литовские епархиальные ведомости.-1880.-№51

[52] Литовские епархиальные ведомости.-1896.-№42

[53] Литовские епархиальные ведомости.-1909.-№14

[54]Литовские епархиальные ведомости.-1914.-№3

[55] Литовские епархиальные ведомости.-1906.-№17

[56] Скрабатун, У. Свіла // Вольнае Глыбокае .- 2005 .- №15

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

75let 2019

80 let vit

2018 03 26 00987

sm

kulturaby

pravoby2

glub rik

dps 2020

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

gogul

webland

uni

vit

 

Счетчик посещений

Сёння 3

Учора 23

За тыдзень 44

За месяц 289

Усяго 45942

Перыяд:

2018-01-01 - 2020-08-12

Зарэгістравалася: 182