История церкви Святой Троицы в д.Псуя

Psuya Hram Sv. Troicy 01

 

 

 

 

Psuya Hram Sv. Troicy foto S.PlytkevichaИстория одной из самых старинных православных церквей на Глубоччине – церкви Святой Троицы в деревне Псуя, остаётся мало изученной.

Известно лишь, что в 16 веке церковь была остроенна на деньги Евстафия Карсака, о чём свидетельствует запись в «Полоцкой ревизии»: «На Псуи церковь Святой Троицы построенная на деньги Яна и Евстафия Корсоков. При той церкви поп Михаил. К церкви принадлежат две деревни Вороново и Свадре, количеством девять дворов в каждой»

[1].

mini magick20180817 20019 2ndrfbВ 1619 г. униаты возвели в Псуе  свою деревянную приходскую церковь Святого Михаила[2], которая в 1841 году была перестроена[3].   Но уже в «Памятной книжке Виленского генерал-губернаторства на 1868 год» сведений о Псуевском храме нет.

Сохранились материалы об униатских священниках, которые служили в том храме.

Заболоцкий Павел

Администратор церкви в м.Псуя (“Старо-Псуйская”) Дисненского уезда 05.05.1798.
Сыновья: 1-ый Леон, *1797, жена Леона Юстина,*1804, дочь Леона Магдалена,*1831; 2-ой Ян,*1799, неженат 24.04.1834; 3-ий Игнат,*1817, неженат 24.04.1834.

Умер до 24.04.1834 года.[4]

Капчинский Григорий сын Мирона (23.05.1834-25.02.1837)

Викарий церкви м.Псуя (“Старо-Псуйская”) Дисненского уезда.[5]

Уласевич N

Служка церкви в м.Псуя (“Старо-Псуйская”) Дисненского уезда 24.04.1834.

Жена - Констанция, дочь - Михала *1784. Умер до 24.04.1834 года.

[6]

Чаплинка Александр сын Яна (1791 г.р.).

Пономарь церкви в м.Псуя (“Старо-Псуйская”) Дисненского уезда. 1816; уволен из духовного сословия по собственному желанию до 24.04.1834. Брат Юрий*1801.[7]

Ширкевич Даниил

Викарий церкви в м.Плисса Полоцкого воев. 04.11.1782;
администратор церкви в м.Псуя (“Старо-Псуйская”) Полоцкого воев. 04.11.1782.[8]

Эльяшевич Ян  (1772 г.р.)

Учился в школе при Березвечском монастыре базилианов; рукоположен титулярным епископом А.Бутримовичем в д.Большие Дольцы Борисовского уезда, 1795; администратор (1795-05.05.1798) и священник (1816-25.02.1837) церкви в м.Псуя (“Старо-Псуйская”) Полоцкого воев. (после Дисненского уезда); вдовец 02.12.1819.

Сыновья: Иосиф (1799-1834) учился в Виленской Главной духовной семинарии 02.12.1819, Тадеуш (1800-1834) учился в Виленском университете 02.12.1819; дочки: Ягана*1802, Юстина*1803; племянник Ян Заблоцкий*1804; плямянница Багумила Заблоцкая*1811.[9]

Яновский Андрей

Священник церкви в м.Псуя (“Старо-Псуйская”) Полоцкого воеводства 03.10.1774-02.09.1775[10]

Яновский Лукаш сын Андреея

Викарий церкви в м.Псуя (“Старо-Псуйская”) Полоцкого воев. 3.10.1774; администратор церкви в д.Блошники Полоцкого воев. 17.01.1791-29.09.1791[11]

После Полоцкого собора 1839 г. церковь была освящена в православный храм Святой Троицы, точная дата события неизвестна.

Церковь была центром просвещения в округе. В 1863 г. при церкви Святой Троицы в причтенном доме была размещена приходская школа в которой училось 5 мальчиков, открыл школу и преподавал в ней священник Константин Имшенник[12].

4В 1885 году школа находилась уже в с. Слобода в наемном доме, где обучалось 22 мальчика[13].   Но в 1887 г. она была закрыта[14], после чего в приходе не осталось ни одной школы[15]. После 1890-го г. в Псуе было открыто народное училище. В 1895 году священник Константин Имшенник был награжден императорским орденом Святой Анны 3-й степени за 25-летние усердные труды на ниве просвещения: «Высочайшія награды. Государь Императоръ  Всемилостивѣйше  соизволилъ сопричислить, 3 февраля 1895 года къ Императорскому ордену Св. Анны 3-ей степени, за двадцатипятилѣтніе усердные труды по народному образованію: Псуйской церкви, Дисненскаго уѣзда, Константина Имшенника»[16].

В 1876 г. приход церкви состоял из 1 села и 26 деревень: «Троицкая въ с. Старой Псуѣ. Настоятель 1. Псаломщикъ 1.

с. Псуя. д.д. Углы, Обрубь, Слобода, Боровцы, Острово, Надозерье, Слободка, Бялущина, Драчино, Каменка, Латыши, Задворье, Долгое, Давнины, Горяне, Усвядово, Горки, Прошково, Леоновичи, Бохна, Зябки, Кмиты, Пески, Гроностаи, Карманы и Устьяново»[17].

В 1886 году приход насчитывал 1009 душ обоего пола[18].

В 1863 году в Литовских епархиальных ведомостях были опубликованы сообщени: «Прихожане Старо-Псуйской церкви, кромѣ служенія въ 1-й день мая Божественной Литургіи и молебнаго пѣнія, положили ежегодно праздновать 1-й день мая въ память своего освобожденія отъ крѣпостной зависимости, а также немедленно поставить деревянный крестъ противъ приходской церкви»[19].

Значительное место в жизни прихода занимали пожертвования. В Литовских епархиальных ведомостях сообщалось о пожертвованиях на церковь: «Прихожанинъ Псуйской Св. Троицкой церкви землевладѣлец маіоръ Павелъ Александровичъ Яньковъ пожертвовалъ въ сію церковь серебряную, вызолоченную дароносицу, двѣ небольшія иконы Спасителя и Богородицы, двѣ ленты къ Евангелію и 3 рубля наличными деньгами»[20].

 «О пожертвованіи трехъ тыс. руб. на церкви Литовской епархіи.

1871 года Генваря 25 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Литовская Духовная Консисторія слушали записку къ Его Высокопреосвященству Михаила Попова, отъ 30 Декабря 1870 года, въ коей прописано слѣдующее: Почетный гражданинъ Герасимъ Игнатьевъ Дашкевичъ, по духовному завѣщанію, пожертвовалъ въ пользу церквей сѣверо-западнаго края три тысячи руб. сер., возложивъ на его, Попова, обязанность разослать ихъ въ тѣ церкви, которыя будутъ указаны Его Высокопреосвященствомъ. Исполняя волю покойнаго, Поповъ проситъ Его Высокопреосвященство указать ему тѣ церкви, куда онъ долженъ разослать эти пожертвованныя три тысячи руб. сер»[21] В числе церквей, в которые было разослано пожертвование значилась и Старо-Псуйская церковь.

В 1874 году священником церкви Константином Имшенником было сделано пожертвование на церкви в д. Бобруйщина и д. Псуя: «Пожертвованіе на церковь. Въ Бобровскую церковь, Глубокскаго благочинія, пожертвованы священникомъ Старо-Псуйской церкви Константиномъ Имшенникомъ слѣд. вещи: дарохранительница въ 15 руб. сер., 2 лампадки въ 7 руб., кадило въ 1 р. 75 к., кропило въ 75 к., Евангеліе въ 5 р. 50 к., 2 подсвѣчника въ 2 р., 23 арш. галуновъ на 3 руб., 2 ф. свѣчей I р. 90 коп.; къ Псуйскую церковь—водосвятная чаша въ 8 р., купель для крещенія младенцевъ 8 руб. и на церковную ограду деньгами 10 руб., а всего на 72 руб. 40 коп.»[22]

В 1878 году священником и прихожанами церкви было собрано пожертвований в помощь жертвам войны с Турцией 4 р.90 коп. «отъ священника Псуйской церкви Константина Имшенника 3 р., и прихожанъ 1 р. 90 к.»[23]

В 1882 году прихожанами церкви было пожертвовано на ремонт 117 рублей, священником – дерева на 15 рублей[24].  «Причтомъ Псуйской церкви, Глубокскаго благочинія, пріобрѣтены для Слободской школы грамотности учебныя книги»[25].

В 1895 году на нужды церкви протоиереем И.Сергеевым (св.прав. Иоанн Кронштадский) было пожертвовано 100 рублей. + фото

“Священникомъ Псуйской церкви К. Имшенникомъ пожертвовано на нужды церкви по недостаточности суммы церковной 75 р„ а также риза бѣлаго глазета и траурная риза съ приборомъ изъ машетра, г. завѣдующимъ магазиномъ г-на Мухина г. Вильны, парчевая крещатая риза съ приборомъ, Дароносица изъ бѣлаго металла, и два металлическія блюдца, стоимостью всего 35 руб

««Пожертвованія. Настоятелемъ Кронштадтскаго Андреевскаго собора о. протоіереемъ I. И. Сергіевымъ пожертвовано и прислано при отношеніи отъ 2 іюня с. г. за № 1936, въ переводномъ билетѣ, двѣ тысячи триста рублей для разсылки 22-мь церквамъ на ремонтъ и др. нужды церквей, а также нѣкоторыхъ школъ, а именно: по 100 р. на ремонтъ Псуйской и Заборской церквей, Дисненскаго уѣзда»»[26].

«Въ Псуйскую ц. поступило пожертвованіе отъ двора великой княгини Маріи Павловны—колоколъ въ 5 пуд. 8 ф., подержинное крестовое шелковое облаченіе съ полнымъ приборомъ—священническое, два стихаря для діакона и одежда на престолъ, жертвенникъ и два анолоя»[27].

iВсе это свидетельствует о недостаточности средств на содержание церкви. Кроме того в тех же Литовских епархиальных ведомостях за 1885 № 20 читаем: «Протоколъ 7-й. Депутаты съѣзда слушали препровожденныя при отношеніи правленія Виленскаго духовнаго училища, отъ 21 января сего года, за ЛІ 53, слѣдующія три прошенія:

1) И. д. псаломщика Псуйской церкви Андрея Зенковича о сложеніи недоимки за содержаніе въ 1883 учеб. году брата его, ученика II класа, Антона Зенковича въ количествѣ 35 руб.». А в 1906 году «Съѣздъ депутатовъ духовенства Литовской Епархіи слушалъ протоколъ духовенства Шумскаго благочинія и словесное заявленіе Виленскаго уѣзднаго благочиннаго, священниковъ церквей: Олькеникской, Желядской, Веселовской, Псуйской и Заборской о томъ, что духовенство этихъ церквей не можетъ вносить вслѣдствіе обѣднѣнія церквей причитающихся съ оныхъ взносовъ. Съѣздъ постановилъ: освободить означенныя церкви отъ взносовъ въ эмеритальную кассу, сложить причитающіяся недоимки за этими церквами въ ту же кассу за прежніе годы, остальные же всѣ взносы должны быть сдѣланы. Г. Вильна, 26 января 1906 г.

На семъ резолюція Его Высокопреосвященства отъ 4 февраля: «Утверждается»[28].

Известно и о фактах кражи церковного имущества: «Въ ночь на 21 октября въ церкви с. Псуи, Дисненскаго уѣзда, неизвѣстнымъ злоумышленникомъ взломаны наружныя двери, затѣмъ шкафы и кружки, и похищено изъ денежнаго ящика и кружекъ около 5 руб.»[29].

В начале ХХ века в г. Вильно было создано Литовское Епархиальное Древлехранилище, в котором собирались уникальные вещи из всех приходов епархии.

«Отъ Литовскаго Епархіальнаго Древлехранилища.

Поступленія съ 1 августа 1910 г.    Отъ свящ. Псуйской ц. М. Сченсновича.

  1. Икона Воскресенія Христова Зап.-русской живописи (копія съ итальянск. на холстѣ маслян. кр. Высота 2 ар. 11 в., шир. 1 ар. 14 в. На оборотной сторонѣ надпись: R и 1827. Vflowan Xawery Czaban w Wilne cosztem J.W/ Romualda Pofbipienty Marszalka pow. Dzisnienskego. Въ серединѣ икона прорвана.
  2. Оловянная мирница изъ трехъ спаянныхъ стаканчиковъ съ навинчивающимися крышками; выс. 2 д. діам. 1 1/2 д. На стаканчикахъ какъ и на соотвѣтствующихъ крышкахъ выгравированы буквы: М. О. N.

448—449. Двѣ мѣдныхъ вылуженныхъ тарелочки, діам. ок. 4 дм.»[30]

Особое место в истории церкви занимают священнослужители, которые в разные годы служили в храме:

Пчолка (Пчёлка) Онуфрий, священник (1760 г.р.)

Священник церкви в м. Псуя Дисненского уезда.

С 1839 года в православии[31].

Колчинский Григорий Миронович, иерей

Родился в семье священника. Учился в Бытенском монастыре.

28.02.1832 - рукоположен в сан священника Иаковом (Мартусевичем), епископом Полоцким. 28.02.1832-1840 – викарный священник Троицкой церкви д. Псуя Дисненского уезда. С 1839 года в православии. 1840-1850-настоятель церкви апостола Иоанна Богослова с. Голомысль. Дальнейшая судьба неизвестна.

Жена-Богомила Андреевна.

Дети:- Иеронима, Елисей, Екатерина, Иероним, жил в д. Николаева (1872)[32].

Шпаковский Николай, священник

Окончил Виленскую духовную семинарию. 15.08.1846-17.10.1898 - священник церкви м. Псуя Дисненского уезда. 17.10.1898-19.08.1850 - священник церкви м.Латыголь Вилейского уезда. 
19.08.1850-26.01.1898 - священник Норицкой церкви Мядельского благочиния[33]

[34]

Литвинович Андрей Ильич, священник  (1795 г.р.)

1866 - священник церкви д.Псуя Дисненского уезда [35].

Имшенник Константин Иванович, священник

Окончил курс Литовской духовной семинарии. В должности с 1853 года, вдовец, имеет камилавку.

1865-1906 - священник Троицкой церкви д.Псуя Дисненского уезда.

 Имеет крест и медаль в память войны 1853-1856 гг., медаль за усмирение польского мятежа 1863-1864 гг, скуфью, камилавку[36], [37],[38]

Сченскович Митрофан Алекс., священник

1907-1914 – священник Троицкой церкви д.Псуя Дисненского уезда.

1915 - священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое[39].

Ячиновский Марк Титович, священник

Родился около 1866 г. в семье священника Гродненской губернии. Окончил Варшавское духовное училище по 1-му разряду (1880), Холмскую духовную семинарию (1890). 24.10.1890-21.08.1891 - псаломщик Михайловской церкви м.Шумск Вильнюсского уезда.

1.09.1891 - рукоположен в сан священника. 21.08.1891-20.04.1897 - настоятель Покровской церкви в. Хорошевичи Волковысского уезда. 20.04.1897-27.08.1902 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы м.Лужки. 1902 –1905 - священник Березвечского женского монастыря. 1905-21.01.1909 – священник Николаевской церкви в Дисне.

8.01.1909-1914 - при руководстве 1-й стрелковой бригады с прикомандированием к церкви 4-го стрелкового полка. 2.06.1914 - участвовал в военных действиях, был ранен. 1922 - вернулся из армии домой.

19.06.1922-13.10.1922 - настоятель Покровской церкви д. Ивашкевичи Волковысского уезда. 23.11.1922 - 15.09.1924 - настоятель церкви Святой Троицы в. Псуя Дисненского уезда.

1924 – псаломщик в церкви д. Дикушки Виленской епархии (запрещен в священнослужении и сослан за пьянство и другие проступки). Перешел в унию.

1925 – на основании распоряжения католической Духовной консистории в Вильно от 17.03.1925 назначен настоятелем прихода в д.Дикушки.

22 марта 1925 – объявил Дикушский приход униацким. 29 марта 1925 – выдворен из прихода.

1925 – настоятель прихода св. Иоанна Апостола и Евангелиста (Бубель Старый) Седлецкой епархии.

Награды: набедренник, скуфья (29.03.1903), камилавка (1912).

1922 - предоставлен сан протоиерея[40], [41], [42], [43],[44]

Filip Pozdnyak Позняк Филипп Филлипович, протоиерей (20.10.1881-20.09.1963)

Родился в д. Шульевщина Видзовского района. 1898-1900 – учеба в церковно-учительской школе г. Вильно, закончил курс Виленской псаломщицко-певческой школы (1900). 1901-1905 - псаломщик церкви с. Ганута Свентянского района. 1905-1912 - псаломщик церкви м. Лужки Дисненского района. 1912-1915 -диакон в г. Поневежис Ковенской губернии.1915-1916 - учеба на богословско-пастырских курсах в Москве.

01.01.1916 - рукоположен в сан священника в Москве епископом Верейским Модестом.

1916-1918 - священник в санитарном поезде 45 пехотной дивизии.

27.01.1918-21.06.1962 - священник церкви Св. Параскевы в д.Плисса Глубокского района. 07.1924-2.12.1925 - священник Свято-Троицкой церкви д.Псуя Глубокского района.

21.06.1962 – выведен за штат с предоставлением пенсии.

Награды:   24.08.1922 - набедренник (№2309), 6.04.1925 - скуфья (№1343).

            Отец - Филипп Иванович, мать – Елена Францевна. Жена – Евфросинья Адольфовна Пуговко 25.07.1889-29.01.1972, Плисса; учительница народного училища в м. Плисса; венчались в 1910 в Лужках.

Дети:

  1. Зиновия 31.03.1911 - училась в Вильно в гимназии Поспеловой.
  2. Алексий 16.10.1912-1.01.1973 Лужки; протоиерей - Блошники, Лужки.
  3. Ольга 1.06.1917, училась в гимназии г. Дисна.
  4. Лидия 9.10.1919 - училась в гимназии г. Дисна, замужем за протоиереем Серафимом Занковичем (Поречье, Шкунтики); венчались в м.Плисса 29.08.1938 года.
  5. Афанасий 10.01.1922-15.03.1945, умер от ран в армии[45].
  6. Борис 22.04.1924-12.14.1926 Плисса (утонул).
  7. Екатерина 4.03.1926 г.р.
  8. Елена 23.11.1928 - замужем за митрофорным протоиереем Мефодием Борисенком (Юдицина, Ожуны, Орел).
  9. Наталья 13.09.1929 г.р.
  10. Ирина 5.12.1932 г.р.[46], [47], [48],[49],[50],[51]

 

Ioann ShukstШукст (Szuksta) Иоанн, священник (1883 – 1943)

Регент хора в монастыре г.Вильно. 9.11.1924 - рукоположен с сан диакона. 16.11.1924 - рукоположен в сан священника.

26.11.1924-1930 – священник церкви д.Псуя Дисненского уезда.

1930-1943 – священник церкви д.Ковали Дисненского уезда[52], [53].

Счастный Иустин, протоиерей (2.07.1880-1952)

Родился года в семье крестьянина в застенке Гиньки Дисненского уезда.

Окончил церковно-приходскую школу (1901), работал учителем Стайковской народной школы (1901-1905), церковно-приходской школы м. Лоск Ошмянского уезда (1908-8.07.1910).

8.07.1910-27.10.1910 - псаломшщик Воскресенской церкви г. Ошмяны. Выдержал экзамены в Виленской духовной консистории для рукоположения в священники (1910). 27.10.1910-1916 - настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца в. Вишнево Свенцянского уезда.

1910 - рукоположен в сан священника. 1916-1918 - священник при немецкой оккупационной власти, был вывезен в Германию и там служил в разных местах.

1918-5.08.1926 - настоятель Покровской церкви д. Собачинцы уезда. 5.08.1926-12.02.1927 - настоятель Свято-Георгиевской церкви д. Перебродье. 12.02.1927-1931 - настоятель Успенской церкви м. Рабунь Вилейского уезда.

06.1931-1952 г. – настоятель Свято-Троицкой церкви д. Псуя (Глубокский р-н). 22.01.1924-5.08.1926 - помощник Щучинского благочинного. Присвоен сан протоиерея.

Жена - Агафья Ивановна Смолик 24.06.1888-1975, Псуя, венчались в 1907 г. в церкви м. Лоск.

Дочь - Вера Позняк 2.07 (15.08).1908-21.12.1986 Псуя, жена протоиерея Алексия Позняка (Лужки), венчались 27.07.1936 в Псуи. Петр 15.11.1909-1969. Михаил 24.02.1912.[54], [55],[56],[57],[58],[59],[60]

Mihail Scepurshinskiy

Награды и особые отметки: набедренник (10.04.1916), золотой наперсный крест (1919). Похоронен на кладбище в. Псуя.

Сцепуржинский Михаил Онуфриевич, протоиерей (05.05.1893 – 1965)

Родился года в м. Городок Молодечненской области. Окончил 2-х классное училище в м. Городок (1909). В Виленской духовной семинарии сдал экзамен на звание псаломщика (1913). Псаломщик в церкви с. Батурино Молодечненской области (1914-1915).

1915-1918 - служба в армии.

Служил псаломщиком в церквях с. Хотенчицы Виленского уезда (1919-1922), с. Спягло Свентянского уезда (1922-1923), с. Свило Дисненского уезда (1923-1924), д. Лебеда Лидского уезда (1924-1925), с. Дикушки Желудокского района Гродненской области (1925-1942).

1941- сдал экзамен для рукоположения в сан в Жировичской духовной семинарии. 1942-25.02.1952 – священник церкви с.Турейск Дикушки Желудокского района Гродненской области.

25.02.1952-05.05.1954 – священник в Троицкой церкви д. Псуя Глубокского Благочиния. С 05.05.1954 – священник церкви д. Гнездилово Докшицкого района,  затем до 1965 г. настоятель Чересской церкви Миорского района.

13.07.1965 – почислен за штат с предоставлением пенсии. Похоронен на кладбище "Коптевка" в г. Глубокое.

Отец - Онуфрий, более 50-лет был псаломщиком м. Городок. Брат - Иоанн 18.04.1895-1970, протоиерей м. Городок. Сестра - Надежда 1899, псаломщик 1945-1959 (Дисна и др.).

Жена - Мария Ивановна 1898-1963 Глубокое. Дочь - Людмила 28.11.1923-25.04.1993 Глубокое. Сын - Ростислав 1928-, священник – Докшицы, Гродно (1972-1973- благочинный Гродненской епархии)[61], [62], [63],[64]

Пересвет, иеромонах (Ломако Стефан Гаврилович) (27.11.1909 - 30.10.1978)

Родился в г. Докшицы Борисовского уезда Минской губернии. Окончил 4-годичную церковно-приходскую школу в м. Докшицы (1918). 1925 - окончил 7-летнюю польскую школу в м. Докшицы, во время учебы служил пономарем в местной церкви.

1925-1932 - трудился разнорабочим. 1932-1939 - послушник, а затем инок в Почаевской лавре, где окончил иноческо-богословскую школу. 29.08.1937- рукоположен в сан диакона. 1939-1940- иеродиакон церкви в м. Докшицы.

1940 - принят в число братии Жировичского монастыря. 10.03.1940 - рукоположен в сан священника архиепископом Пантелеимоном  (Рожковским).

Настоятель церквей в д. Замошская Слобода Докшицкого района (1940-1941), в д. Гнездилово Докшицкого района(1941-1944), в д. Тумиловичи Докшицкого района (1944-1946), в д. Андроны Поставского района (1946-1950). 7.11.1950- 26.01.1951 - находился в числе братии Жировичского монастыря.

Настоятель Успенской церкви в д. Островно Бешенковичского района (26.01.1951-14.05.1951), Горбацевичской церкви (1951-1952), Ново-Мядельской церкви (1952-1954), . Псуйской церкви Глубокского района (1954-1959), церкви в с. Заборье Глубокского района (1959-1960), Ласицкой церкви Докшицкого района (13.12.1960 -1961), Поречской церкви Глубокского района (1961-1963).

1963-1964 - 2-й священник Покровской церкви г.Докшицы. 12.03.1964-1966 - псаломщик с правом требоисполнения в Ильинской церкви г.Орша.

1966-1978 - настоятель Крестовоздвиженской церкви в д.Цветино Миорского района. Погребен на кладбище д.Цветино[65], [66]

 

Псаломщики:

Антипорович Александр. 
17.08.188-05.12.1900 - исполнял обязанности псаломщика в церкви д. Дуниловичи, Вилейского уезда. 5.12.1900-1927.1936 - псаломщик церкви д. Псуя Дисненского уезда[67].

Зенкович Андрей. 
5.02.1879-5.04.1888 - псаломщик церкви м. Псуя Дисненского уезда. 5.04.1888 - псаломщик церкви м. Свило Дисненского уезда[68].

Зенкович Антон. 
Окончил Виленское духовное училище. 5.04.1888-11.07.1890 - псаломщик церкви д. Псуя Дисненского уезда. 4.09.1892-22.09.1898 - псаломщик церкви д. Мотоль Кобринского уезда. 22.09.1898 - псаломщик Стриговского прихода Кобринского уезда, псаломщик церкви м.Деревна Кобринского уезда. Умер 4.05.1905 года[69].

Зенкович (Зенкевич) Фёдор. 
Умер 14.01.1879 года[70],[71].

Любомудров Сергей. 
Окончил Тульскую духовную семинарию.11.07.1890-14.10.1899- псаломщик церкви д. Псуя Дисненского уезда[72].

Миркович Андриан Григорьевич, священник.
Окончил курс Литовской духовной семинарии. 7.05.1874-13.06.1877 - священник церкви м.Замшаны Брестского уезда. 13.06.1877-02.05.1883 - священник церкви д.Гута Кобринского уезда. 02.05.1883-15.12.1891 – священник церкви д.Замошье Диснеснкого уезда. 15.12.1892-19.10.1899 – настоятель Покровской церкви д.Залесье Дисненского уезда. 19.10.1899-11.01.1900 - священник на вакансии псаломщика церкви д. Псуя Дисненского уезда. 11.01.1900-22.04.1922 – священник церкви д.Снитово. 22.04.1922-28.04.1925- священник прихода д.Велькоельня Брестского уезда[73],[74].

Позняк Вера Иустиновна.
С 25.02.1952 – псаломщик Троицкой церкви д. Псуя Глубокского района[75].

Харак Владимир.
Послушник Виленского мужского монастыря. 24.01.1900-10.11.1900 - псаломщик церкви м. Псуя Дисненского уезда. 10.11.1900 - призван на военную службу[76].

О церковных старостах известно немного: в 1878 г. старостой был утвержден крестьянин деревни Зябки Онуфрий Захарович Коврецкий[77], с 1881 по 1907 год старостой церкви назначался крестьянин дер. Дранина Адам Осипович Медведский[78],[79],[80], [81]  

В 1966 г. церковь была полностью разрушена.

Psuya Hram Sv. TroicyСвоё второе рождение обрёла в конце ХХ столетия[82]. В строительстве храма принимали участие жители деревни Псуя, своими силами производили все строительные работы. Проектантом и архитектором храма был отец Антоний[83].

В 1995 г. нововозведенный церковь была освящена в честь Святой Троицы. Простые архитектурные формы этого храма содержат в себе черты псевдорусского стиля. В храмовый ансамбль также входит колокольня, верхний этаж которой сделан из дерева. Участие в торжестве освящения церкви принимали Преосвященийший Глеб, епископ Полоцкий и Глубокский, благочинный Глубокского округа протоиерей Серафим (Гоголушко), протоиерей Иосиф (Поляк), протоиерей Антоний (Карандей), настоятель храма Святой Троицы отец Анатолий (Филанович), священнослужители, жители окрестных деревень.

Настоятелем прихода в настоящее время является протоиерей Вячеслав (Пешко)[84],[85],[86].

 

Материал подготовила В.Т.Спасибёнок,

директор ГУК “Глубокская централизовання библиотечная система”

 

 Источники:

[1] Лаппо, И.И. Полоцкая ревизия 1552 года. – Москва: Университетская типография, 1905. –  272 с.

[2] Волкаў, І. Паслужылі Богу, бліжнім, усім добрым людзям: пра храм  Св. Троіцы ў в.Псуя // Веснік Глыбоччыны. – 1995. – 27 кастрычніка

[3] Матерiалы для географiи и статистики Россiи, собранные офицерами Генеральнаго штаба. Виленская губернiя. – Издательство: Тип. Иосафата Огризко: СПб, 1861. – 834 с. – С.553. – Режим доступа: https://runivers.ru/bookreader/book16834/#page/573/mode/1up

[4] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839. – Мн.: Беларусь, 2015. – 717 с. – С. 250

[5] Там же.– С. 286

[6] Там же.– С. 519

[7] Там же.– С. 547

[8] Там же.– С. 574

[9] Там же.– С. 578

[10] Там же.– С. 588

[11] Там же.– С. 588

[12] Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – №9

[13] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – №43

[14] Литовские епархиальные ведомости. – 1887. – №45

[15] Литовские епархиальные ведомости. – 1887. – №45

[16] Литовские епархиальные ведомости. – 1895. – №10

[17] Литовские епархиальные ведомости. – 1876 . – №15

[18] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – №14

[19] Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – № 17

[20] Литовские епархиальные ведомости. – 1869. – №10

[21] Литовские епархиальные ведомости. – 1871. – № 5

[22] Литовские епархиальные ведомости. – 1874. – №36

[23] Литовские епархиальные ведомости. – 1878. – №21

[24] Литовские епархиальные ведомости. – 1882. – №10

[25] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – №36

[26] Литовские епархиальные ведомости. – 1903. – №24-25

[27] Литовские епархиальные ведомости. – 1909. – №23

[28] Литовские епархиальные ведомости. – 1906. – №4

[29] Литовские епархиальные ведомости. – 1899. – №45

[30] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №20

[31] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku / Иерархия и клир (духовенство) православной церкви в границах II Речи Посполитой и послевоенной Польши в XIX -XXI веках.– Ryboly, 2012.- С.703

[32] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния. – Режим  доступа:   http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[33] Памятные книжки Виленской губернии на 1865-1867 годы

[34] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku. – Ryboly, 2012.- С.855

[35] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния. – Режим  доступа:  http://hram-miory.vitebsk.by/svyatari_Perebrodie.html

[36] Памятные книжки Виленской губернии на 1865-1906 гг.

[37] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku. – Ryboly, 2012.- С.308

[38] Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – №9

[39] Памятные книжки Виленской губернии на 1907-1915 гг.

[40] Памятные книжки Виленской губернии на 1891-1915 гг.

[41] Литовские епархиальные ведомости на1890-1914 гг.

[42] Приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда (нео-униатские) Ныне дейсвтующие приходы и общины церкви Византийско-славянского обряда (нео-униатские). – Режим  доступа: http://www.hierarchy.religare.ru/h-uniate-neoprihodi.html

[43] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния). – Режим  доступа:  http://www.hram-miory.vitebsk.by   

[44] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku. – Ryboly, 2012.

[45] Сайт “Память народа”. – Режим  доступа:  https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie4392827/

[46] Некролог // Журнал Московской Патриархии. – 1964. – №2. – с.45

[47] Литовские епархиальные ведомости 1900-1916

[48] Памяць. Глыбоцкі раён: гісторыка-дакументальная хроніка Глыбоцкага раёна”.- Минск: «Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 1995. – С.

[49] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния. – Режим  доступа:   http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[50] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс] / В. В. Горидовец. - Витебск : В. В.Горидовец, [2012]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Режим  доступа:   https://search.rsl.ru/ru/record/01006739933

[51] Будзь светам міру // Веснік Глыбоччыны. – 2006. – С.2

[52] сайт https://audiovis.nac.gov.pl/

[53] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku. – Ryboly, 2012.- С.857

[54] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния. – Режим  доступа:   http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[55] Литовские епархиальные ведомости 1908-1916

[56] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II i Rzeczypospolitej Polski powojennej w XIX - XXI wieku. – Ryboly, 2012

[57] Алфавитный список священников и церковнослужителей Виленской епархии за 1933 год

[58] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс] / В. В. Горидовец. - Витебск : В. В.Горидовец, [2012]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) . – Режим  доступа:   https://search.rsl.ru/ru/record/01006739933

[59] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku – Ryboly. – 2012. – С.764

[60] Пискунович А.М. Герои православия Глубоччины в моей семье: исследовательская работа.- Глубокое, 2018. – Режим  доступа:   http://cbs.okglub.by/news/1498-geroi-pravoslaviya-glubochchiny-v-moej-seme

[61] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс] / В. В. Горидовец. - Витебск : В. В.Горидовец, [2012]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) . – Режим  доступа:   https://search.rsl.ru/ru/record/01006739933

[62] G.Sosna- "Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku". – Ryboly, 2012.

[63] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния. – Режим  доступа:   http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[64] Зубко В. Церковная жизнь на территории современной Гродненской епархии в 1945-1991 гг.: дипломная работа. – Жировичи, 2012

[65] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс] / В. В. Горидовец. - Витебск : В. В.Горидовец, [2012]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) . – Режим  доступа:  https://search.rsl.ru/ru/record/01006739933

[66] Сайт прихода храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г.Миоры. – Режим  доступа:   http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[67] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku. – Ryboly, 2012. –  С.73

[68] Там же. – С.967

[69] Там же. – С.968

[70] Там же. – С.968

[71] Литовские епархиальные ведомости. – 1879. – №5

[72] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku. – Ryboly, 2012. – С.506

[73] Памятные книжки Виленской губернии на 1892 -1900 годы

[74] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku – Ryboly. – 2012. – С.576

[75] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс] / В. В. Горидовец. - Витебск : В. В.Горидовец, [2012]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM. – Режим  доступа:  https://search.rsl.ru/ru/record/01006739933

[76] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku – Ryboly. – 2012. – С.163

[77] Литовские епархиальные ведомости. – 1878. – №7

[78] Литовские епархиальные ведомости. – 1884. – №26-27

[79] Литовские епархиальные ведомости. – 1887. – №25

[80] Литовские епархиальные ведомости. – 1890. – №29-30

[81] Литовские епархиальные ведомости. – 1904. – №1-2

[82] Будуецца царква ў Псуі // Веснік Глыбоччыны. – 1993. – 16 ліпеня

[83] Новы храм у Псуі // Веснік Глыбоччыны. – 1996. – 6 студз. - С. 1.

[84] Хайноўская, А. “У золаце восеньскага сонца…” // Веснік Глыбоччыны. – 2019 . – 2 лістапада

[85] “З гісторыі храма ў вёсцы Псуя // Веснік Глыбоччыны. – 2019 . – 2 лістапада. – С.5

[86] Православные святыни Глубоччины – историко-культурное наследие региона // сайт Глубокского историко-этнографического музея. – Режим  доступа:   http://glubmusej.by/ru/nashe-nasledie/istoriya-glubochchiny

 

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

75let 2019

80 let vit

2018 03 26 00987

sm

kulturaby

pravoby2

glub rik

dps 2020

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

gogul

webland

uni

vit

 

Счетчик посещений

Сёння 25

Учора 33

За тыдзень 311

За месяц 1587

Усяго 43515

Перыяд:

2018-01-01 - 2020-05-31

Зарэгістравалася: 181