Священнослужители храма Успения Пресвятой Богородицы д.Ковали

01 img 20210309102 256

kavali 1 carkva 4806 1423121613 b1

История одной из старейших церквей на территории Глубокского района начинается в 1748 году, когда монахами кармелитами босыми в деревне Ковали был возведён храм.

В документах второй половины 18 века отмечено существование униатских приходов в деревнях Ковали и Свило. Причём оба прихода находились на попечении березвечских монахов-базилиан. Однако, существенную помощь в организации и проведении больших праздников этим униатским храмам оказывали и монахи кармелиты босые.

Благодаря исследованиям Дениса Лисейчикова нам известны имена священников, которые служили в униатском храме д. Ковали.

Иллинич Михаил

Священник церкви в д. Ковали Полоцкого воеводства.[1]

 Косецкий Марцелий

Учился в Виленском Папском алюмнате; администратор 05.05.1798 и священник церкви в д.Ковали Дисненского уезда. [2]

После ликвидации церковной унии в 1839 году Ковальский храм был передан православию и переосвящён в церковь Успенья Пресвятой Богородицы, сохранив при этом уникальные элементы деревянного зодчества барочного стиля.

kavali Abrazkavali 1 carkva 4806 1423121614 b2По легенде, на юго-востоке от нынешнего храма, в урочище «Лесное», на полях деревни Замошье,  некогда была деревня Частые и в ней церковь.

После закрытия церкви в деревне Частые в храм д. Ковали был передан древний образ Успенья Пресвятой Богородицы,. Подтверждает это надпись на иконе : «…надана в Чашчанскую церковь, року 1672, месяца августа 15 дня». Это единственное указание на существующую в 1672 г. церковь в д. Частые.

В Ковальском храме хранилось и перенесённое из Чашчанской церкви редкое Евангелие, напечатанное в Вильно в 1644 году «Гавріиломъ Иоановичемъ игуменомъ Евейскимъ, типографомъ Общаго житія». Этот факт указывает о существовании ещё одной христианской святыни на земле Глубокской в 17-18 веке. 

В 1866 году в «Литовских епархиальных ведомостях» в номере 5 была помещена статья о Ковальском униатском приходе.

«СОСТОЯНИЕ БЕЛАГО УНИЯТСКАГО ДУХОВЕНСТВА,

во времена польскаго владычества.

Происшествие, описанное в этом памятнике, происходило в 1772 г. в Ковалях и в Свиле, в двух униятских приходах, находящихся в 15 или 20 верстах от м. Глубокаго, в нынешнем Дисненском уезде Виленской губернии. Глубокские кармелиты босые считались Колляторами этих двух приходов. В Ковалях и до ныне совершается храмовой праздник 25 июля в день успения св. Анны. На этот праздник настоятель униятскаго Березвецкаго монастыря (в нескольких верстах от Глубокаго), по предварительному соглашению с приходским Ковальским и свильским священниками, отправил двух иеромонахов-базилиан для помощи священнику и для проповеди. На этот же праздник прибыли, как колляторы, и кармелиты босые глубокские. Вот эта-то встреча латинян с униятами и произшедший между ними спор и описаны в упомянутом документе.

«Прибывши утром в доме Ковальскаго священника, так доносят архиерею базилиане березвецкие, мы были приняты очень радушно хозяином, который тотчас же и попросил нас отправиться в церковь. Когда мы вошли в церковь; то увидели стоящаго у престола Кармелита Исидора, который клал свои латинские опресноки в дарохранительницу. Увидя эго, мы обратились к хозяину с следующими словами: разве отцы Кармелиты незнают, или неверуют, что как по ихнему, так и по нашему обряду в св. дарах есть Христос? Зачем же они, против обычая, в Русской церкви выставляют публично свои освященные дары, как будто желая этим унизить наш обряд, или сомневаясь в важности совершаемаго нами таинства?»

— «Уж так их милость (т. е. Кармелиты) привыкли распоряжаться в церквах, принадлежащихъ их коалиции», - отвечал священник. Затем мы занялись исповеданием. Около одинадцати часов мы узнали, что к нам еще прибыла толпа кармелитов Глубокских. На встречу им вышли униятские священники и березвецкий проповедник базилианин. Когда вошли кармелиты в церковь, хозяин попросил березвецкаго проповедника отслужить обедню с пением, во время которой о. Исповедник березвецкий произнес проповед, в которой между прочим убеждал народ, что униятам нет нужды переходить с своего обряда на латинский. Эти слова проповедника сильно укололи отцов Кармелитов; потому что они с Теодоровичем, парохом глубоцким латинскаго обряда, подобныя совращения правоверных униятов считают апостольским подвигом, и потому, то явно, то скрытно, советами, подговорами, презрением и преследованиями привлекают униятов в свой обряд; они стали давать разные знаки своим капеллистам, чтобы те заиграли в трубы и ударили в котлы с тем, чтобы помешать проповеди униятскаго проповедника. К счастию находившиеся на хорах наши приходские священники не допустили их до этого.

Пробовали кармелиты приостановить проповедь другим способом: они подговорили своего крепостнаго Фому Сурмина, чтобы он хватал за полу мантии проповедника и уговаривал его прекратить проповедь. После обедни, когда проповедник стал разоблачаться, кармелиты грозно посматривали на него, а один из их клириков сказал проповеднику: «Что-то уж слишком долго профанировали свою обедню»; Хотя уже было послеобеденное время, однако ж кармелиты, желая отомстить нам, заставили одного из своих ксендзов служить мессу; после мессы один из них говорил проповедь, в которой старался опровергнуть то, что наш проповедник говорил против перехода униятов в латинский обряд.

— «Напротив, говорил кармелит, не только позволительно; но даже спасительно бросать проклятый русский обряд и принимать святую католическую веру; и кто наговаривает и совращает Русь, тот делает добро, как например ясно-вельможный Фундатор наш в Мядзиоле совратил целый приход».

Трудно передать все те грубыя, гнусныя, цинически-саркастическия выражения, которыми была пересыпана эта проповедь. Наши иноки, опасаясь еще более грубых, соблазнительных для народа, выходок со стороны разгневанных патеров, отправились в свой Фольварк Микуличи. Между тем оо. кармелиты, по окончании своего богослужения, с толпою своих приверженцев стали рукоплескать своему проповеднику, приговаривая: «Вот проповедь, так проповедь - истинно католическая, конфедерация, а первая была схизматическая, московская «Выезжая из села (т. е. Ковали), при многочисленном стечении народа, собравшагося на праздник, делали угрозы своим крепостным крестьянам, которые тогда держались еще унии, называя их схизматиками». Тем и кончилось дело в Ковалях.

Наступал храмовой праздник в Свиле. Здесь почти таже повторилась история. «Наш старший, продолжают базилиане в своем донесении, получивши приглашение от свильскаго приходскаго священника прибыть к нему с иноками в день Преображения Господня, попросту - Спас, - для торжественнаго совершения богослужения в свильской приходской церкви, заблаговременно велел прибить афиши к дверям костелов и церквей глубокских, с приглашением на упомянутое торжество в Свиле, где будет совершаться богослужение по русскому обряду с проповедями и катехизическими поучениями. Оо. кармелиты тотчас же сорвали эту афишу, однакож старший их послал на это торжество трех монахов.

Мы прибыли в Свилу довольно рано, еще до вечерни; к этому же времени прибыли и оо. кармелиты с Глубокаго.... Когда все собрались в церковь, старший наш велел о. Су

шинскому говорить народу катихизическое поучение об исповеди, чего однако он немог исполнить, потому что собравшаяся толпа кармелитских братчиков своими оглушительными песнями нетолько говорить поучения, но даже и вечерни начать непозволяли.... Только после долгих просьб кармелиты велели братчинам прекратить песни, и мы могли отслужить вечерню...

Когда мы кончили вечерню и стали выходить из церкви, то прислужники кармелитов указывали на нас пальцами, называя нас схизматиками. В доме священника мы нашли еще больше кармелитов, которые от имени своего приора объявляли, что они недозволят нам совершать богослужение, а тем более говорить проповедь; «А если самовольно сделаете это, - говорили кармелиты, то мы прикажем бить в котлы и трубить в трубы, потому что ваш проповедник в Ковалях проклинал католическую веру». Приходский свяще

На следующий день, желая помешать нашей утрени; приказали своим братчинам петь коронку, ружанец и разныя песни... Наконец уже около осьми часов, когда братчики от продолжительнаго пения утомились, мы торжественно отслужили утреню с прибывшими из ближайших мест приходскими священниками. Обедню служил один из прибывших священников. Старший наш нарочно неслужил, чтобы употребить все средства к тому, чтобы наш проповедник говорил, между тем отцы кармелиты также заблаговременно придумывали средства,— как бы помешать нашей проповеди; — еще до окончания обедни они уже заняли лестницу, ведущую на амвон, один сидел на лестнице, а другие стояли около него. Старшему из базилианъ удалось однако уговорить кармелитов дозволить униятскому проповеднику сказати поучение, с тем условием, чтобы он ничего неговорил против перехода униятов в латинство.нник, говорится дальше в донесении, также много получил неприятностей от них за то, что пригласил нас, - оо. кармелиты грозили ему и другим священникам, принадлежащим к их колляции, лишить их презентации, и что вперед уже небудут содержать в своих имениях русских попов, но сделают так, как сделал Фундатор их в Мядзелах.

После униятской обедни, кармелиты начали служить свою мессу, которая однако небыла кончена, потому что служащий кармелит действительно или притворно, во время проповеди, впал в обморок. Народ говорил потом, что святой Спас покарал его. В проповеди кармелит, по обязательству, воздерживался от выходок против унии, однако закончил ее прошением к Богу, чтобы он преобразил старую просфору. Наконец, доносят базилиане, кармелиты слишком зло потребляют колляторским правом в приходских священники неимеютъ права даже зажечь свечи при богослужении.

К этому донесению базилианъ присоединили свою жалобу на притеснения от латинских ксендзов пять униятских священников. «Претерпевая тяжкия притеснения и преследования какъ клира нашего, такъ еще больше нашего обряда со стороны отцевъ кармелитов и парохов латинских, живущих в пределах наших приходов,- писали священники своему Преосвященному, — со слезами просим милости и покровительства Вашего Преосвященства».

 Похожая статья была размещена в газете «Вестник Виленского св.-духовскаго братства» № 7-8 за 1913 год.

 В 1863 году в приходе была открыта церковно-приходская школа которая находилась в причетном доме и в которой училась 10 мальчиков и 9 девочек. Открыл эту школу священник о. Симеон (Томковид). В 1886 году в приходе была открыта школа в д.Заполовье. Была она передвижной, в ней учились 13 мальчиков и 2 девочки.[3]

В 1864 году при церкви был открыт церковный совет.

«Об открытых церковных советах. По официальным донесениям, сообщенным в Литовскую консисторию, учреждены церковные советы при следующих церквах:

В Виленской губернии

2) По Дисненскому уезду:

При церквах: Ковальской, Залесской, Свильской.» [4]

В 1876 году приход состоял: «Успенская в с. Ковалях. Настоятель 1. Псаломщик 1. с. Ковали. д. Ледники, Шараги, Нестеровичи, Каролево, За- половье, Заполовье-Новое, Замошье, Дехтяры, Шипы, Обрубь, Матясы, Мойсенки, Бараны и Ластовица.» [5]

В 1898 году церковь была отремонтирована и освящена.

“Освящение после ремонта Церкви в с. Ковалях, Дисненскаго уезда.

Ковальский приход, Дисненскаго уезда, 22-го октября сего года, в день Казанской Иконы Божией Матери, торжественно праздновал обновление своего храма. В настоящем году исполнилось 150 лет со времени построения Ковальскаго храма. Такое знаменательное обстоятельство подвигло настоятеля храма о. Наркиса Ивацевича взяться усердно за ремонт церкви, дабы в наступающий новый период своего существования храм вступил-бы в благоустроенном и украшенном виде. Личными просьбами и хлопотами ему скоро удалось привести к желанному концу затянувшееся было дело об отпуске из казны безплатно леса для ремонта церкви.

Прихожане, послушные голосу своего деятельнаго пастыря, принялись усердно за вывозку лесного материала, хотя работа сия в то время была сопряжена с большими затруднениями: зима была на исходе, дорога испортилась, и только желание видеть свой храм благоустроенным и послушание пастырю - влияли на успешный ход работ. С помощью Божией материал весь был заготовлен, мастера подысканы, и с наступлением весны дружно закипела работа, продолжавшаяся все лето, и к осени храм предстал в неузнаваемом виде.

kavali 1 carkva 1Ремонт заключался в следующем. Фундамент церкви исправлен; стены храма снаружи и внутри обшиты досками; окна и двери новыя; пол в алтаре приподнят; на средине церкви положен новый деревянный пол вместо бывшаго кирпичнаго; потолок подшит досками; иконостас перезолочен и иконы прочищены. Все стены с обоих сторон и крыша загрунтованы маслинною краскою. Колокольня переделана. В общем, отремонтированный храм производит весьма приятное впечатление.

Весь ремонт обошолся более тысячи рублей, и произведен был на церковныя средства, собранныя еще бывшим настоятелем Ковальской церкви Иоанном Чернекевичем и пополненныя о. Ивацевичем. Некоторую небольшую лепту внесли и прихожане от своих достатков, и 100 рублей, по ходатайству настоятеля, были присланы о. Иоанном Сергиевым (Кронштадским).

Великое освящение храма, с благословения Высокопреосвященнейшаго Ювеналия, было совершено Глубокским Благочинным, при содействии окружнаго духовенства. Утром 22-го октября храм стал наполняться молящимися; началось служение всенощнаго бдения на средине храма у столика, на котором были поставлены и разложены сосуды, облачения и все необходимое для освящения. По окончании утрени собором иереев, было совершено водосвятие, после чего священники подняли столик и внесли его в алтарь. Начался чин освящения, в конце котораго из церкви двинулся торжественный крестный ход с антиминсом вокруг церкви; после прочтения положенных молитв и произнесения известных слов при закрытых дверях, крестный ход при стройном пении певчих: “Господь сил -Той есть сей Царь Славы”- вошел в церковь.

После освящения о. Благочинным было сказано приличествующее слово. Литургию совершали соборне 5 иереев; вместо причастна помощником Глубокскаго Благочиннаго произнесено было слово, в котором живо выражалась общая радость присутствующих в храме по случаю его обновления, совершеннаго дружными работами и стараниемъ пастыря и прихожан при помощи Царицы Небесной. Для совершения молебна после литургии вышло 8 священников. Молебен совершен был весьма торжественно с крестным ходом вокруг церкви и чтением крестообразно евангелий по 4 сторонам церкви. После отпуста настоятель храма обратился к прихожанам с речью, в которой также выразилъ радость по случаю обновления храма и благодарность всем жертвователям; затем были провозглашены обычныя многолетия.

Торжество закончилось в квартире гостеприимных хозяев скромной трапезой, принявшей, однакоже, сердечный и оживленный характер. Пожелаем настоятелю церкви о. Наркису Ивацевичу сил, энергии и успеха в дальнейших заботах по благоукрашению храма и в его ревностной приходской пастырской деятельности. Справедливость требует отметить, что его приходская самоотверженная деятельность во всех отношениях представляется весьма почтенною и симпатичною, заслуживающею всякой похвалы, и приход Ковальский, не смотря на сравнительно еще недолгое пребывание в нем о. Ивацевича, по своему благоустройству и церковно-религиозному направлению прихожан - один из лучших в Глубокском благочинии. Помощник Глубокскаго Благочиннаго, священник Владимир Концевич.” [6]

В 1910 году в приходе было вакантным священническое место. “В м. Ковалях Дисну. съ 12 октября, жалованья положено 400 руб., земли имеется 73 дес., постройками причт обезпечен.” [7]

 В том же 1910 году многие вещи из церкви были переданы в Литовское епархиальное древлехранилище.

«От Литовскаго Епархиальнаго Древлехранилища. В течение июня и июля 1910 года в Древлехранилище поступили следующие предметы:                                           Из Ковальской церкви, Дисненскаго уезда.

  1. Икона, шитая из бумажных золоченых стружек, расположенных в виде растительнаго орнамента по листу картона в 15*12 д. В центре восковое изображение Богоматери с Младенцем на левой руке. По сторонам частицы мощей святых католической церкви и 4 частицы утрачены. Не смотря на некоторую порчу, предмет представляет значительную редкость.
  2. Евангелие, сиреч Благовестие богодухновенных евангелист. Благословением святейшаго патриарха кир Парфениа. Тщаниием братства ставропигиальнаго храма Сошествия Святаго Духа в Вильни в лето от Рождества Христова 1644 декабря 21. лл. 9 н+299 in-f. Гравюр 4, по клише 1593 г. Пред выходным листом список опечаток за подписью Гавриила Иоанновича, игумена Евейскаго, типографа общаго жития. На выходном и трех следующих листах надпись внизу: «Сия книга сиреч Евглие напрестольная надали их мст отцове кармалиты босые конвенту Глубоцкого до церкви золожения Успенья Прест. Бцы в селе Ковалех стоячого в местности своей в року 1644 дек. 28. Экземпляр прекрасной сохранности» [8]

 Много было пожертвований на церковь.

«Глубокскиий Благочинный рапортует, что Старшина Глубокскаго Сельскаго Общества Крестьянин Андрей Пискунович пожертвовал в Ковальскую церковь нижеследующия вещи: две хоругви, напрестольный крест и обновил образ св. Иоакима и Анны, всего на 79 р. 50 к.» [9]

 kavali 1 carkva «23 февраля преподано Архипастырское благословение Его Высокопреосвященства жертвователям: генеральше Е. С. Ляминой, приславшей из Москвы в Ковальскую церковь, Дисненскаго уезда, паникадило в 18 свечей, стоимостью в 100 руб.; вдове Двинскаго мещанина Ксении Прохоровой, пожертвовавшей в ту же церковь бронзовый вызолоченный семисвечник с 7 лампадами, в 42 рубля; и крестьянину м. Острино, Лидскаго уезда, Николаю Микито, пожертвовавшему в ту же Ковальскую церковь кадило, мирницу, сборное бронзовое посеребрённое блюдо и атласный подризник, в 15 рублей.» [10]

 «Пожертвование. На нужды Ковальской церкви, Дисненскаго уѣезда, о. протоиереем И. И. Сергиевым пожертвовано сто рублей.» [11]

 «Пожертвование. В Ковальскую церковь, Дисненскаго уезда, прихожанами пожертвованы две иконы: Успения Божией Матери (храмовая) и св. Феодосия Углицкаго, Черниговскаго чудотворца, в изящных киотах, стоимостью 170 рублей.» [12]

 «Московскою мещанскою Управою на проценты с завещаннаго капитала умершаго Петра Вас. Тухменева пожертвована в Ковальскую церковь, Дисненскаго уезда, плащаница, стоимостью 100 рублей.» [13]

«В Ковальскую церковь, Дисненскаго уезда, на пожертвования местнаго причта и прихожан приобретены иконы: Св. Алексия Митрополита и Препод. Серафима Саровскаго Чудотворца, — обе стоимостью 75 рублей; фирмой П. Оловянникова - два вызолоченные подсвечника к местным иконам, в 50 руб. и фирмой Н. В. Немирова-Колодкина полный серебряный прибор священных сосудов в 50 рублей.» [14]

«Пожертвования.VII. В Ковальскую церковь.

От прихожанах плащаница с предстоящими в 100 рублей и гробница к ней в 80 рублей.» [15]

Жертвовали и сами прихожане:

«По разосланным в прошлом году во все церкви пригласительным и подписным листам, для сбора пожертвований, в пользу несчастных жертв войны с Турцией, сверх прежде поступивших и отосланных по принадлежности приношений, в последнее время собрано новое пожертвование на тот же предмет, от 13 причтов и приходов Глубокскаго благочиния:… 5) от священника Ковальской церкви Иоанна Чернекевича 1 р. 50 к., и прихожан 3 р. 23 к. … Благочинный свящ. А. Кетлинский.» [16]

 iХрам никогда не закрывался независимо от существующей в разные времена официальной политики госудаоства. Приходским праздником церкви является праздник Успения Святой Праведной Анны, который прихожане  празднуют ежегодно 7 августа.

 

 

 

Говоря об истории церкви нельзя обойти своим вниманием с священников, которые несли свет веры все эти годы:

 

Комар Иосиф Родился в 1783 году. Учился в школе при Суховицком монастыре базилианов; возведен в сан в 1809; администратор 1810-26.11.1819 и священник 24.04.1834-25.02.1837 церкви в д.Ковали Дисненского уезда. С 1839 года в православье. [17]

 

Ержиковский (Jerzykowski) Роман Фёдорович, священник

Родился в семье священника в 1812(?) году. Обучался в Любышевским дворянском училище. 1836 - окончил Жировичскую духовную семинарию. Рукоположен во диакона. 1836-1852- диакон церкви м.Дружиловичи Кобринского уезда. 1852 - рукоположен в сан священника. 1852-9.12.1864 – священник церкви м. Довбени Ошмянского уезда. 

9.12.1864 - 16.12.1864 – священник на диаконской должности церкви д.Ковали Дисненского уезда. Вдовец.

16.12.1964-06.01.1881 - переведен к Суринской церкви Слонимского уезда. Умер 06.01.1881 года. Дети: Антон (1844), Ефимия? (1842) [18-22]

 

Томковид Симеон Иосифович, священник

Родился в 1799 году в семье священника. Окончил Поставское уездное училище по первому разряду. 1816 - обучался в Виленском университете философским наукам. 1818 - получил степень кандидата философии. 1822 - рукоположен во священники Преосвященным Андрианом Головней. 1822-1824 - священник Свентянской церкви. 1824-1829 - священник в приходе Соснов Ошмянского уезда. 1929 – священник Маньковского прихода.

С 1838 года в православии.

1840-1867 - настоятель церкви д.Ковали Дисненского уезда.

1845 - назначен духовником Дисненского благочиния. 

С 1857 года депутат. Был учителем Ковальского приходского училища. 1857 - избран духовником Глубокского благочиния. Умер до 1878 года.

Имел медаль «В память Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг.».

Жена: Франтишка (Анастасия) Климентьевна (род. в 1812 -?). Сыновья: Пантелеймон (род. в 1843 г.), Ипполит (род. в 1846 году). Дочери: Августа (род. в 1842), Мария (род. в 1849). [23-28]

 

Чернелевич Иосиф Петрович, священник    

 1869 – священник Успенской церкви д.Ковали Дисненского уезда.

Имел темнобронзовый наперстный крест, медаль «В память Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг.», медаль в память подавления польского мятежа 1863-1864 гг. «За усмирение Польского мятежа» [29]

 

Чернякевич Иван Петрович, священник

Mogila ChernekevichaРодился в 1832 году в семья диакона в Гродненской губернии. 1849 - окончил курс наук Литовской духовной семинарии со степенью студента.

1849-1851- служил надзирателем в Виленском духовном училище. 11.11.1851 - рукоположен во священники. 11.11.1851-1868 - священник Занорочской Преображенской церкви Свентянского уезда. 1860 – назначен законоучителем Занорочского народного училища. 30.11.1859 - назначен Свентянским Вице-благочинным.

1868-1895 – священник церкви д.Ковали Дисненского уезда, законоучитель Ковальского народного училища.

16 октября 1881 года назначен Глубокским благочинным. 13 апреля 1888 года уволен от сей должности.

1 марта 1889 года избран духовником Глубокского благочиния.

23.04.1895 - уволен по прошению за штат. Вдовец.

Умер в 1903 году. Похоронен возле церкви в д.Ковали.

Награды:

1.11.1862 – набедренник; 12.07.1865 – скуфия;  8.04.1873 – камилавка; 18.04.1881 - наперстный крест. Имеет медаль  «За усмирение Польского мятежа». [30-35]

 

Ивацевич Наркис Даниилович, священник

Родился 13 ноября 1871 года в семье священника Кобринского уезда Гродненской губернии.

1891 - окончил курс Литовской духовной семинарии по первому разряду. 3.09.1891-28.11.1891 - псаломщик Петропавловской церкви в г.Шавлях (?) Ковенской губернии. 28.11.1891 – перемещен к Вишневской церкви Ошмянского уезда. 24.07.1895 - рукоположен во священники.

12.06.1895-1900 - настоятель церкви д.Ковали Дисненского уезда.

2 февраля 1896 года назначен законоучителем Ковальского народного училища.

Жена: Наталья Ивановна (род. 21.06.1877 года).

Сын: Михаил (род. 12.07. 1896 году) [36-39]

 

Макаревич Павел, священник

Окончил Виленскую духовную семинарию. 09.07.1899-06.06.1900 – псаломщик церкви м.Бытень Слонимского уезда.

06.06.1900-17.07.1900 - священник церкви м.Ковали Дисненского уезда.

17.07.1900-26.10.1900 - псаломщик церкви м.Бытень Слонимского уезда. 26.10.1900-27.04.1901 – священник церкви д.Самогруд. 27.04.1901-19.06.1902 - священник церкви д.Алексеевка Слонимского уезда. 19.06.1902-22.03.1903 - священник церкви д.Борки Бытеньского благочиния. 22.03.1903-24.01.1934 - священник церкви д.Вишнёво Моложинского благочиния. 24.01.1934 - священник церкви д.Бакшты Воложинского благочиния. [40]

 

Беляев Петр Петрович, протоиерей

BeljaewРодился в 18 декабря 1876 года в г.Калуга в семье священника (отец – протоиерей Петр Яковлевич Беляев скончался в 1913 г., будучи настоятелем уездного собора в г.Себеж, предположительно имел брата – Алексия Петровича Беляева).

1897 - окончил Витебскую духовную семинарию по первому разряду.

1897-1898 - учитель в Борковичской церковно-приходской школе Дриссенского уезда. 1899 – надзирателем в Витебском духовном училище.

8.09.1899 - рукоположен в сан священника в г.Вильно высокопреовященным Ювиналием Архиепископом Литовским и Виленским. 5 августа 1899-9.08.1900 – священник Остринской церкви Лидского уезда. 19.11.1899 - назначен законоучителем Остринского народного училища.

1900-1905 - священник в церкви д.Ковали Дисненского уезда.

2.09.1900 - назначен законоучителем Ковальского народного училища.

27.06.1902 - назначен помощником Глубокского благочинного.

16.09.1905 - награжден набедренником.

1905-1907 – в церкви с.Голышево Люцинского уезда. 1908-1912 – благочинный и наблюдатель школ Полоцкого округа. 1912-1915 – ключарь Витебского Николаевского кафедрального собора. 1915-1919 – настоятель Рождества-Богородицкого собора в г.Режица и благочинный округа, одновременно преподавал в местном высшем начальном училище и мужской гимназии. 29.06.1917 – награжден благословением Святейшего Синода. Январь-сентябрь 1919 - ключарь Витебского Николаевского кафедрального  собора. В феврале-мае 1919 – член Епархиального совета. Сентябрь 1919 - декабрь 1931 – настоятель Покровской церкви г.Витебска.

8.12.1931 – арестован и обвинен в том, что состоял членом группы «Истинно-православной церкви», выезжал в районы с целью вызова массовых волнений народа. Обвинение "член группы контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь". 14.07.1932 – постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ из-под стражи освобожден и лишен права проживания в 12-ти пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на три года, находился в ссылке в г.Рославль Смоленской области. 13.05.1935 – закончился срок ссылки.

1935-1937 – проживал в г. Смоленск на иждивении дочери. Август 1937- июль 1941 – находился в д.Красные Горы Кардышевского района Смоленской области. июль 1941-сентябрь 1943 – священник Смоленского кафедрального собора. Сентябрь 1943-июнь 1944 – священник в Ново-Борисовской церкви г.Борисова Минской области. Июль-октябрь 1944 – служил священником в г.Гродно. Октябрь-декабрь 1944 – настоятель Петро-Павловской церкви г.Минска.

21.12.1944 – постановлением Особого Совещания при НКВД СССР приговорен к высылке в Новосибирскую область сроком на 5 лет. Находился на поселении в Искитимском и Венгеровском районах Новосибирской области.

23.12.1949 – освобожден от пребывания в ссылке на основании заключения УМГБ по Новосибирской области. 20.07.1989 – реабилитирован прокуратурой Смоленской области, а 12.09.1989 – прокуратурой Витебской области. https://ru.openlist.wiki/Беляев_Петр_Петрович_(1874)

Жена: Софья Николаевна (Родилась17 ноября 1879 г. в с.Дубровка Себежского уезда в семье священника Николая Борщевского) (с.Церковное Дриссенского уезда Витебской губернии). 1896 – окончила курс наук в Витебском епархиальном училище. Один год была учительницей в церковно-приходской школе с.Долгое).

 Дети: Любовь (2.07.1900- ?) Александр (19.04.1902 -?) Вера (9.03.1904 -?)[41-47]

 

Заустинский Иоанн Иулиянович, священник, помощник благочинного

Родился 28 февраля 1877 года в семье священника с.Алексеевка Слонимского уезда Гродненской губернии. 1893 - окончил Виленское духовное училище. 1899 – окончил Литовскую духовную семинарию по второму разряду. 1899-19.08.1900 - псаломщик Свято-Владимировской церкви м.Кретинга Тельшевского уезда Ковенской губернии. 19.08.1900-17.11.1901 - настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла д.Григоровичи (теперь Миорский район).

10.09.1900 - рукоположен в сан священника. 1901- получил Архипастырское благословение Архиепископа Литовского и Виленского Высокопреосвященнейшего Ювиналия со свнесением в послужной список. 17.11.1901-1907 - настоятель Покровской церкви д.Жижмяны Лидского уезда.

2.04.1907- 1910 – священник церкви д.Ковали Дисненского уезда.

20.11.1907 – назначен законоучителем Ковальского народного училища.

22.11.1908 - назначен членом Глубокского благочинного совета.

7.08.1910-1915 - настоятель Преображенской церкви д.Ворониловичи Слонимского уезда. За период 1916-1930 сведений нет.  -04.1931 - настоятель церкви Иоанна-Богослова д.Кучугары Нижнедевицкого района Воронежской области.

4.1931 - арестован и осужден к 5-ти годам лагерей. Дальнейшая судьба неизвестна.

Отец – Иулиан Николаевич 1840-28.11.1885, д.Алексеево, священник –Алексеевской церкви Слонимского уезда; некролог –ЛЕВ №52 1885; Мать –Елена Ивановна (род. в 1842 -после 1908)

Жена: Александра Андреевна (род. в 1888г.) Дети Наталия (род в 1901 г.), Николай (род.в 1902г.), Лидия (род. в 1904 г.), Георгий (род в 1907 г.)

Имеет серебрянный наперстный крест в память Священного Коронования Их Императорского Величества. Награды: 19.11.1901- архипастырское благословение. 1908-7.08.1910 - помощник Глубокского благочинного. 25.01.1909 - набедренник; 18.03.1915 - скуфья (№484). [48-53]

 

Иванкевич Алексей Александрович, священник

Mogila IwankewichaРодился в 1871 году.

1904 - ? - настоятель церкви д.Ковали Дисненского уезда.

1909-1911 – священник Покровской церкви д.Залесье Дисненского уезда.

1911-1915(?) – священник Успенской церкви д.Ковали Дисненского уезда.

Жена Мария Мартыновна (1876- )Дети: Николай (род. в 1896), Зинаида (род. в 1897), Михаил (род. в 1898), Нина (род. в 1904), Стефан (род. в 1906), Евгения (род. в 1909), Ирина (род в 1910). [54-55]

 

Иванкевич Михаил, протоиерей

Родился 28 ноября 1898 года в селе Ганута, теперь Вилейского района. 3акончил Духовное училище в Вильно, поступил в Виленскую Духовную семинарию. 1915 - эвакуировался в Рязань. 1917 - окончил полный курс Виленской духовной семинарии. 1918 - призван в Красную Армию.

1921-1930 - священник Успенской церкви д.Ковали Дисненского уезда.

1930-1934 - священник церкви с.Бакшты Воложинского р-на Молодечненской епархии. 1934-1953 - священник Косьма-Домиановской церкви с.Вишнево Воложинского р-на Молодечненской епархии. Умер 7 февраля 1953 года. [56-57]

 

Шукст (Szuksta) Иоанн, священник. 

ShukstРодился в 1883 году. Регент хора в монастыре г.Вильно. 9.11.1924 - рукоположен с сан диакона. 16.11.1924 - рукоположен в сан священника. 26.11.1924-1930 – священник церкви д.Псуя Дисненского уезда.

1930-1943 – священник церкви д.Ковали Дисненского уезда.

Умер в 1943 году. [58-59]

 

Иванчик Антон Иосифович, священник

Родился в 1885 году. Диакон в Радошковичах. Священник в Ракове.

24.09.1930-4.11.1931 – священник церкви д.Ковали Дисненского уезда.

 - священник села Рабунь Долгиновского благочиния. 4.11.1931- 6-месячный отпуск. 10.06.1932-5.12.1932 - священник церкви д.Камень Спасский Долгиновского благочиния. 5.12.1932 – священник в Раковском благочини. Умер 3.06.1933 году. [60]

 

Скурко Лев Григорьевич, священник

SkurkoРодился 23.01.1921 года в д.Новики Мядельского района.

1938 - окончил польскую школу в г.Глубокое. 1938-1939 - учеба на 1-курсе Варшавского православного богословского лицея.

1940 - окончил 10-летнюю белорусскую школу в г.Глубокое.

1943-1945 - вывезен немецкими оккупантами на работу в Германию (правинция Шлезвинг-Гольштейн).

7.01.1946 - рукоположен в сан диакона. 1946-1949 - диакон-псаломщик в церкви с.Залесье Глубокского района.

1948 - окончил пастырско-богословские курсы при Минской духовной семинарии. 4.12.1949 - рукоположен в сан священника.

29.11.1949 -1954 - настоятель Успенской церкви д.Ковали Глубокского района.

1954-1959 - настоятель в Николаевской церкви д.Заборье Глубокского района.

Скончался 8.09.1959 в д.Заборье. [61]

 

Поляк Иосиф Петрович, священник

PoljakРодился в 1893 году в д.Великое село Дисненского уезда.

1911- сдал экзамен на звание псаломщика. 9.11.1911-1914 - псаломщик в церкви св.Космы и Дамиана в Ошмянском уезде. 1914-1918 - служба в армии.

1918-1940 - псаломщик в Андреевской церкви с.Андроны Поставского района. 1940-1954 - псаломщик Игуменовской Ильинской церкви Шарковщинского района. 9.02.1954 - рукоположен в сан священника.

1954-1961 - настоятель Успенской церкви д.Ковали Глубокского района.

1959 - окончил Ленинградскую духовную семинарию. с 4.08.1961- настоятель Сергиевской церкви в д.Лесковичи Шумилинского района. с 29.08.1961 -1962 - настоятель Успенской церкви в с.Островно  Бешенковичского района. 1962-1963 - настоятель Николаевской церкви д. Блошники Миорского района.

1963 - настоятель Преображенской церкви в г.Копысь. 1963-1966 - настоятель Николаевской церкви д. Блошники Миорского района. 14.12.1966 - 30.10.1968 - настоятель Покровской церкви в г.Осингородок Поставского района. 30.10.1968 - выведен за штат с предоставлением пенсии. [62]

 

Мандрик Михаил Алексеевич, священник

Родился 18 марта 1933 года в Воложинском районе Минской области. Учился в средней школе г. Воложина, которую окончил в начале шестидесятых годов прошлого века. Возжелав всецело посвятить себя Богу, Михаил поступил в Журавитскую семинарию, где проучился четыре года.

1.07.1955 - 12.04.1956 - священник Казанской церкви г.Витебска. с 12.04.1956 - 2-й священник в Успенской церкви г.Речица. с 23.08.1961 - настоятель Троицкой церкви в г.п.Ореховск Оршанского района.

29.09.1961- 10.10.1961 - настоятель Успенской церкви в д.Ковали Глубокского района.

с 10.10.1961 –1971 (?) - настоятель Иоанна-Богословской церкви в д.Ямполь Гомельского благочиния. 1971- ? - священник собора Архистратига Божия Михаила в Лоеве. 1970-е - священник Храма Святого Духа в д. Дворец Рогачевского благочиния. До 1980-го - священник Храма во имя всех святых в д. Пиревичи (Гомельской епархии). Умер 27 мая 2009 года. [63]

 

Аухимик Владимир Демьянович, протоиерей

Родился 10.12.1930 в д. Юровляны Гродненской области. Закончил семилетнюю школу. 1949-1953 - работал в колхозе д.Конюхи.  Берестовицкого района Гомельской области. 1953-1957 - учеба в Минской духовной семинарии. 1957-1960 - священник в г. Туров Брестской области. 1960-1961 - 2-й священник в церкви г. Кричев Могилевской области.

23.10.1961-7.10.1963 - настоятель Успенской церкви д.Ковали Глубокского благочиния.

с 7.10.1963-1987(?) - настоятель церкви в с.Болонь Минского благочиния. 1987 - перешел в Новосибирскую и Барнаульскую Епархию. 1989-2001 - священник храма Святителя Николая Мирликийского (строящегося) в г.Искитим

2001 - почислен за штат с правом служения. 2001-2010 - по праздничным дням служил в храме Святителя Николая у Соломенной сторожки в Москве, являющемся подворьем Патриарха Московского и всея Руси. Умер 27 марта 2010 года [64-65]

 

Авсиевич Петр Васильевич, протоиерей

Avsievihc PetrРодился 29.06.1925 в д.Дуновик Толочинского района Витебской области.

1940 - окончил семилетнюю школу. 1940-1941 - учеба в Витебским финансово-экономическом техникуме. 1941-1943 - проживал в д. Дуновик. 1943-1944 - находился на принудительных работах в м.Толочин и г.Борисов. 1944-1945 - служба в армии. 1945-1946 - работал в колхозе и на почте м.Толочин. 1946-1947 - учеба в Толочинской школе ветфельшеров.

1947-1951 - учеба в Минской духовной семинарии. 11.02.1951 - рукоположен в сан диакона. 1951 - диакон церкви г. Толочин. 28.10. 1951- рукоположен в сан священника. 1951-1954 - священник в церкви с. Цепря Брестской области. 1954-1956 - священник села Круглое Шкловского благочиния Могилевской области. 21.06.1956-17.09.1958 - 2-й священник церкви г.Толочин. 17.09.1958 -1962 - настоятель церкви в д. Новый Свержень Столбцовского района Минской области. 1962-1963 - настоятель церкви в с. Болонь Минского благочиния.

с 7.10.1963 по 2006 — настоятель Успенской церкви д.Ковали Глубокского благочиния.

Умер 14 сентября 2006 года. Похоронен в д.Ковали. [66]

 

Авсиевич Дмитрий Петрович, протоиерей

Родился 24.02.1960 в д.Новый Свержень Столбцовского района Минской области. 1977 - окончил среднюю школу в д.Обруб Глубокского района.

1977-1978 - учеба в ГПТУ-31 г.Глубокое. 1978-1980 - служба в армии.

1983 - окончил Московскую духовную академию. 12.02.1984 г. - хиротонисан во диаконы. 04.03.1984 г. - хиротонисан во иерея.

С 1984 года служил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое. Затем служил в церквях д.Голубичи и д.Ковали.

С 2011 года служит в г.Полоцке.

Награды: - 14.04.1985 г. награжден набедренником; - 10.04.1990 г. награжден камилавкой; - 19.05.1997 г. награжден наперсным крестом; - 24.05.2000 г. возведен в сан протоиерея; - 26.04.2011 г. награжден палицей и крестом с украшением. --июнь 2011 – крест с украшениями. [67-69]

 

Коляда Михаил. С 2011по 2017 гг. в храме служил о.Михаил (Коляда).

 

Войтов Николай Васильевич, протоиерей

Vojtov Nikolaj 1977 г.р. Окончил Минскую Духовную Семинарию (1999г.)

Дата хиротонии: 06.01.2000г.

Священник собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Глубокое

 

 

 

 

 

 

Псаломщиками в церкви были:

 Авсиевич Валентина Николаевна, псаломщик

Родилась в 1931 году в д.Деревная Слонимского района Гродненской области. 1944 - закончила семилетнюю школу.

1953-1954 - псаломщик д.Цепра Клецкого района. 1954-1964 - певчая в церковном хоре.

с 19.06.1964 - август 2004 г. - псаломщик Успенской церкви д.Ковали Глубокского благочиния.

Умерла 18 августа 2004 года.

Похоронена на кладбище д.Ковали. [70]

 

Блажись (Блажес) Иван Елисеевич, псаломщик

Послушник Пожайского монастыря. Исправлял обязанности псаломщика

1897- псаломщик церкви д.Ковали Дисненского уезда. [71-72]

 

Бортник (Бородина) Леонилла Александровна, псаломщик

Bortnik LeonilaРодилась в 1923 году в д.Касута Юратишковского района Молодечненской области в семье священника Бородина Александра Викентьевича.

в 1951 году проживала в д.Заборье Глубокского района, работала учителем и одновременно служила псаломщиком в Успенской церкви д.Ковали Глубокского района.

4.12.1951 - арестована УМГБ Полоцкой области и помещена в Полоцкую тюрьму. Обвинялась в том, что в 1939-1944 году вела дневники с записями антисоветского характера, воспитывала учащихся в антисоветском националистическом духе, исполняла антисоветские песни.

22.03.1952 - определением судебной коллегии по уголовным делам Полоцкого облсуда приговорена к заключению в ИТЛ сроком на 25 лет, конфискации имущества и поражении в гражданских правах сроком на 5 лет. 24.11.1954 - определением президиума Верховного Суда БССР срок снижен  до 10 лет.

11.03.1992 - реабилитирована определением президиума Верховного Суда  Республики Беларусь. Жила в Осиповичах. [73-74]

 

Гайсюль Фёдор Иосифович, псаломщик

Родился в 1898 году в д.Довляты Браславского района. Закончил три класса городского училища и курсы псаломщиков.

1933-1940 - псаломщик в Узлянской церкви Мядельского благочиния. 1940-1943 - псаломщик церкви в д. Иоды.

1943-1946 - псаломщик церкви м. Плисса Глубокского благочиния.

1946-1951 - псаломщик церкви м. Ковали Глубокского благочиния.

с 14.07.1951 - псаломщик Покровской церкви г.Докшицы. [75]

 

Гоголушко Пётр Васильевич, псаломщик

Псаломщик церкви м.Норица Мядельского благочиния.

1.10.1926-29.01.1931 – псаломщик церкви м.Лужки Дисненского уезда. 29.01.1930-15.09.1930 - псаломщик церкви Новый Погост Друйского благочиния.

15.09.1930-10.08.1931 - псаломщик церкви д.Ковали Глубокского благочиния.

10.08.1931-14.06.1932 - псаломщик церкви д. Новый Погост Друйского благочиния. 14.06.1932-5.07.1934 – и.о. псаломщика церквей Лидского благочиния. 5.07.1934-20.03.1935 - псаломщик церкви м.Голынка Гродненского уезда. 20.03.1935-13.10.1937 – 2-ой псаломщик сабора м.Барановичи. 13.10.1937 - и.о. псаломщика церкви Святого Равноапостального Владимира г.Гродно, псаломщик церкви м.Мостовляны.

1938- 1946 - священник церкви д. Раковичи Щучинского уезда. [76]

 

Давидович Викентий Георгиевич, псаломщик

Родился в 1830 году. И.д. псаломщика Засвирской церкви Свентянского уезда.

В 1879 -1887 годах - псаломщик церкви в д.Ковали Дисненского уезда.

17 августа 1887 года перемещен, согласно прошению, на место псаломщика при Куренецкой церкви Виленского уезда.

Жена: Екатерина Павловна (род.1840 году). Дети: Игнатий (род. 1867 году), Василий (род. в 1871г.), Иоанн (род. в 1876г.), Анастасия (род. в 1861 году), Вера (род. в 1877 году) [77-79]

 

Дорошевский Иосиф Иосифович, диакон

Родился в 1823 году в семье священника.

1845 - окончил полный курс Литовской духовной семинарии. Был учителем, затем причетником при Виленском кафедральном соборе. 1856 – рукоположен во диакона к Череской Свято-Николаевской церкви.

10.03.1859 – 1861 - диакон церкви д.Ковали Дисненского уезда.

Жена: Александра Григорьевна (1839). Сын: Иван (1856). Дочь: Ольга (1858) [80]

 

 Ледник Илларион Филлипович, псаломщик

Родился в 1858 году. Из крестьян Глубокской волости Дисненского уезда.

Обучался в Ковальском народном училище. 28 июня 1888 года выдержал экзамен в Литовской Духовной Консистории.

20.06.1888-04.09.1889 - псаломщик в Великольской церкви Брестского уезда.

13.09.1889-6.02.1895 – псаломщик Заборьевской церкви Диснеснкого уезда.

09.02.1895-30.09.1898 - псаломщик Волькообровской церкви Слонимского уезда.

30.09.1898-17.08.1900 – псаломщик церкви д.Залесье Дисненского уезда.

17.08.1900 –1913 - псаломщик церкви д.Ковали Дисненского уезда.

Жена: Александра Никифоровна (род. в 1860). Дочь: Анна (род. в 1888)

Умер 8.01.1936 г. [81-84]

 

Матысяк Владимир Фёдорович, диакон

Matysjak foto iz arhiwa Mariny AzarenokРодился 29.12.1885 года в м.Ораны Виленской области. 1898-1901 - учеба в городском училище м.Пружаны. 1901-1903 - учеба на педагогичексих курсах м. Свентяны.

1903-1922 - учитель в школе д.Ковали Глубокского района. 1921-1926 - псаломщик в Успенской церкви д.Ковали Глубокского района.

1926-1936 - псаломщик в церкви д.Порплище Докшицкого района. 4.12.1932 - рукоположен в сан диакона в г.Вильно. 1936-1953 - диакон в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г.Глубокое.

Скончался 6.12.1953 года. [85-86]

 

 

Петрович Фома Павлович, псаломщик

Родился в 11 ноября 1865 года в семье заштатного псаломщика Добромысльской церкви Слонимского уезда Гродненской губернии.

1878 - учился в Жировичском духовном училище и по недостатку средств уволен с 1-го класса. 1881- принят послушником в Гродненский Борисо-Глебский монастырь. 1883 - поступил вольнонаемным псаломщиком в Грудненскую военногоспитальную церковь.

22.08.1887- 1897 - псаломщик церкви д.Ковали Дисненского уезда.

9 февраля 1897 года перемещен на место псаломщика при Благовещенско-Хвалойнской церкви Шавельского уезда, с обязательством обучать церковному пению учащихся в школах.

21 июня 1892 года награжден стихарем.

Отец Павел Васильевич родился в 1816 году. Брат Иван Павлович родился 3 апреля 1873 года. Сестра Надежда Павловна родилась 20 октября 1881 года. [87-89]

 

Пискунович Константин Игнатьевич, псаломщик

Родился 17.05. 1889 года в д.Шараги Дисненского уезда.

1906 - окончил Красногорскую учительскую школу. 1908 - сдавал экзамен на псаломщика в Рижской духовной консистории. 1912 - в Виленской духовной семинарии сдал экзамен на звание учителя. 1914 - окончил церковно-певческие курсы при Виленском духовном училище.

с 25.01.1952 -? - псаломщик Успенской церкви д.Ковали Глубокского района. [90]

 

Потомский Степан Иванович, псаломщик

Родился в 1838 году в семье пономоря.

Учился в Жировичском духовном училище. 1853 - переведен в г.Вильно. 1855 - диакон Виленского Пречистенского собора. 27 января 1863 года рукоположен во чтеца.

1865 - назначен учителем Ковальского народного училища.

1860-1862 – диакон церкви д.Ковали Дисненского уезда.

1872-1879 – псаломщик церкви д.Ковали Дисненского уезда.

Перемещен к Куренецкой церкви Вилейского уезда

Имел сестру Юлию Ивановну Соколовскую (род. в 1846 г.)

Награды 1863 - стихарь, грамота. [91-95]

 

Трубач Николай, псаломщик

26.02.1898-17.08.1900 - псаломщик церкви д.Ковали Дисненского уезда.

17.08.1900-26.10.1900 - псаломщик цекви д.Залесье Дисненского уезда. [96-98]

Церковными старостами были:1880-1892 – крестьянин с.Ковали Карл Иванович Толч [99-101], 1892-1895 –крестьянин д.Додники Иван Филлипович Ледник [102], 1895-1910 – крестьянин д.Ледники Федор Игнатьевич Мойсеенок. В 1904 г. награжден похвальным листом за долголетнюю усердную службу церкви Божией. [103-105], 1910 – крестьянин д. Шараги Артемон Никодимович Пискунович [106] .

 

 Церковный сумрак. Мирная прохлада,

Немой алтарь.

Дрожащий свет негаснущей лампады

Теперь, как встарь.

Здесь шума нет, и сердце бьется глуше

И не болит.

Здесь много горя выплакали души

У древних плит.

Здесь люди Богу муку поручали,

Здесь вечный след

Безвестных слез, несказанной печали

Забытых лет.

Старинный храм, — защита от бессилья,

Приют для битв,

Где ангел Божий смертным дарит крылья

Для их молитв.

                                                                  Андрей Блох

Источники информации:

 В материале использованы фотографии: из личных архивов Михаила Тарасёнка, Марины Азарёнок, сайтов Radima.net, Radima. org

[1] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.269

[2] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.295

[3] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№43

[4] Литовские епархиальные ведомости.-1864.-№20

[5] Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№15

[6] Литовские епархиальные ведомости.-1898.-№ 51

[7] Литовские епархиальные ведомости.-1910.-№21

[8] Литовские епархиальные ведомости.-1910.-№16

[9] Литовские епархиальные ведомости.-1866.-№23

[10] Литовские епархиальные ведомости.-1901.-№9

[11] Литовские епархиальные ведомости.-1901.-№12

[12] Литовские епархиальные ведомости.-1901.-№42

[13] Литовские епархиальные ведомости.-1903.-№17

[14] Литовские епархиальные ведомости.-1905.-№4-5

[15] Литовские епархиальные ведомости.-1913.-№4

[16] Литовские епархиальные ведомости.-1878.-№21

[17] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага  духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.277

[18] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego  w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly –  2012.-С.343

 [19]Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1856-1860 гг.

[20]Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1861-1868 гг

 [21] Литовские епархиальные ведомости.-1865.-№6

[22]Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№ 4 (некролог)

 [23] «Памятные книжки Виленской губернии на 1865-1867 годы»

[24]Литовские епархиальные ведомости.-1863.-№7,9

[25]Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego  w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly –  2012.- С.893

[26] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1872-1874,  1878,1879,1880 гг.

[27]Клировые ведомости Ковальской Св. Успенской церкви за 1856-1860 гг

[28]Клировые ведомости Ковальской Св. Успенской церкви за 1861-1862гг

[29]«Памятная книжка Виленской губернии на 1869 год»

[30] «Памятные книжки Виленской губернии на 1867-1895 годы»

[31] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1872-

 1874,1878,1879,1880,1897гг.

[32] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1891-1893гг

[33] Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1856-1860 гг.

[34] Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1861-1868 гг.

[35] Литовские епархиальные ведомости.-1868.-№21

[36] «Памятные книжки Виленской губернии на 1896 -1900 годы»

[37] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1897г.

[38] Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1856-1860 гг.

[39] Литовские епархиальные ведомости. -1895. -№35

[40] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

 granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-  С.530

 [41] Полоцкие епархиальные ведомости -№31.-1917 г.

 [42] Витебский мартиролог (1918 - 1952). Часть 1. Биографии.-Витебск,2008

 [43] «Памятные книжки Виленской губернии на 1899-1904 годы»

 [44] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По

 страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан.

 и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

 [45] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1903- 1908 гг.

 [46] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1913- 1902 гг.

 [47] Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1856-1860 гг.

 [48] «Памятные книжки Виленской губернии на 1908-1910 годы»

 [49] «Литовские епархиальные ведомости 1885-1915»;

 [50] Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет

 (http://martyrs.pstbi.ru/bin/db...80hfe8ctk*

 [51] Новомученики Российские. Список пастырей и верных чад Русской Православной

 Церкви, репрессированных в 1930–1938 годах// Воронежский Епархиальный

 Вестник. - 1992.- N 4.- С.47.

 [52] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1909- 1913 гг

 [53] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1903- 1908 гг

 [54] «Памятные книжки Виленской губернии на 1904-1915 годы»

 [55] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1909- 1913 гг

 [56] Сайт храма свв. бессребреников Космы и Дамиана а.г. Вишнево Воложинского

 района Молодечненской епархии https://mychram.jimdo.com/

 [57] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

 granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-

 С.314

 [58] сайт audiovis.nac.gov.pl

 [59] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

 granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-

 С.857

 [60] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

 granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-

 С.312-313

[61-64] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам

 архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

[65] Сайт Образование и православие http://www.orthedu.ru/kraeved/11609-pamjati-protoiereja-vladimira-uhimika.html

[66-67] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

 [68] Сайт Полоцкой епар

 [69] Сайт Ушачского благочиния http://ushachi.eparhia992.by/blagochinie/dukhovenstvo

[70] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

[71] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1897гг.

[72] Литовские епархиальные ведомости.-1897.-№10

[73] Витебский мартиролог (1918 - 1952). Часть 1. Биографии.-Витебск,2008

[74-75] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

[76] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.256-257

[77] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1878,1879,1880гг

[78]Литовские епархиальные ведомости.-1879.-№11

[79] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№32

[80] Клировые ведомости Ковальской Св. Успенской церкви за 1856-1861 гг

[81] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.481

[82]Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1909- 1913 гг

[83]Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1856-1860 гг.

[84] Литовские епархиальные ведомости.-1900.-№34

[85] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

[86] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.556

[87] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1891-1893гг

[88] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№32

[89] Литовские епархиальные ведомости.-1897.-№8

 [90] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

[91] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1878,1879,1880 гг.

[92] Исповедальные ведомости Ковальской Успенской церкви за 1872-1874 гг

[93] Клировые ведомости Ковальской Св.Успенской церкви за 1856-1860 гг.

[94] Клировые ведомости Ковальской Св. Успенской церкви за 1861-1865гг

[95] Литовские епархиальные ведомости.-1879.-№11

[96] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.899

[97 ]Литовские епархиальные ведомости.-1898.-№9

[98] Литовские епархиальные ведомости.-1900.-№34

[99] Литовские епархиальные ведомости.-1880.-№21,

[100] Литовские епархиальные ведомости.-1883.-№30,

[101] Литовские епархиальные ведомости.-1889.-№15

[102] Литовские епархиальные ведомости.-1892.-№21-22

[103] Литовские епархиальные ведомости.-1895.-№52

[104]Литовские епархиальные ведомости.-1902.-№11

[105]Литовские епархиальные ведомости.-1904.-№17-18

[106] Литовские епархиальные ведомости.-1910.-№6

 

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

sm

kulturaby

2023 god miru

01

glub rik

02

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

uni

vit

Vitebskie vesti

pomogut.by

qr

 

Счетчик посещений

Сёння 4

Учора 90

За тыдзень 94

За месяц 1573

Усяго 97582

Перыяд:

2018-01-01 - 2023-03-21

Зарэгістравалася: 236