На высоком крутом пригорке, рядом с оживленной дорогой Глубокое-Докшицы, почти три столетия красовалась православная святыня – Свято-Иоанно-Предтеченская церковь д.Сороки.
Жили в этих местах в основном католики и поэтому появление здесь православной церкви – загадка. Тем не менее, есть свидетельства, что православную церковь в 1703 году построил пан Венедикт Рудомин, католик по вероисповеданию.
По рассказам строжилов, на вовзышенности, где позже была построена церковь, росли липы, березы. Однажды на одной из них люди увидели икону Богородицы в удивительном сиянии. Они сняли икону и отнесли пану Рудомину. Но икона не захотела оставаться в панском имении. Утром следующего дня она снова появилась на березе. Так повторялось несколько раз. Пан Рудомин принял этот знак. И на месте, где появилась икона, на его пожертвования была построена церковь. Освятили её в честь Святого апостола Иоанна Предтечи.
В эту же церковь после освящения и перенесли икону, где она находилась почти до середины ХХ ст. [1]
"Мастацкую каштоўнасць уяўляе перавезены з царквы з в. Сарокі Глыбоцкага раёна абраз «Маці Божая Падхорная». Намаляваны ён на палатне, па характары жывапісу святыню можна аднесці да канца 30-х гг XVIII ст. Прыкладна тады выканана металічная шата з каронамі і прамяністымі німбамі. Рысы твару Маці Божай дробныя, далікатныя, нагадваюць выяву на абразе з касцёла святога Тадэвуша ў Вільнюсе. Кампазіцыю пашырае пурпуровы занавес, які ахінае фігуру Марыі. Апрача таго, уверсе адлюстраваны Бог Айцец і Святы Дух".
Русецкі А.У. Мастацкая культура Віцебскага Паазер’я: Ад старажытнасці да пачатку ХХ стагоддзя.- Мн.: БелЭн, 2005 .- с.84-85
Священнослужителями церкви были:
Котлинский Николай
Родился в 1805 году. Учился в Лужковском коллегиуме пиаров 13.11.1819;
священник церкви в д.Сороки Дисненского уезда 20.04.1834 - 25.02.1837.
Жена Юлия; сын Александр; дочь Павлина.[2]
Лесковский Антон сын Яна
Родился в 1760 году.
Субдиакон церкви в д.Сороки Дисненского уезда 05.05.1798; администратор церкви в д. Тумиловичи Борисовского уезда 1816; викарий церкви в м.Докшицы Борисовского уезда. 1818-1821.
Жена N Шалепина; сыновья: Ян*1788, Викентий*1797, Игнат*1804, Иосиф*1805 все четверо “неизвестно куда поступили” 24.03.1834
Умер в 1821 году. [3]
Лесковский Ян
Администратор церкви в д.Сороки Дисненского уезда. 05.05.1798[4]
Родевич Тадеуш
Родился в 1762 году. Учился в Лавришевской духовной семинарии; посвящен в сан в 1807; священник церкви в д.Сороки Дисненского уезда 1807-1828).
Жена Марианна*1776; сын Иосиф*1816, учиться в школе при Березвечском монастыре базилиан 24.04.1834; дочери Анастасия*1799, Люция*1810, Юлия. [5]
Шпаковский Теадор
Священник церкви в д.Сороки Ошмянского уезда (теперь Глубокский район) 30.03.1790. [6]
В «Литовских епархиальных ведомостях за 1869 №23 печатался отчет о визите униатского архиепископа: «Долгиновское и Ошмянское благочиния в 1784 году. (Извлечение из визита).
В состав Долгиновскаго благочиния входили тогда: следующия церкви: Курженецкая 1355 г., (*) Рабуньская 1646 г., Ржецкая 1520 г. Бурковская 1762 г. Косценевицкая 1740 г., Костыцкая, Каменская, Долгиновская 1618 г., Мильчанская 1701 г., Дрогомицкая 1714 г., Велейская 1702 г., Витуницкая, Небышинская 1770 г., Бегомская, 1645 г. Бережинская 1732 г., Ольборовицкая, Комайская 1698 г., Тумиловицкая 1673 г., Замошская 1715 г., Сороцкая 1725 г., Глубокская, Перплисская 1627 г., Докшицкая, две Гнездиловицкия церкви, Кассутская, Вилейская 1599 г., Норойская и Иженская….»
В 1876 году приход церкви состоял из:
«Троицкая в н. Глубоком и Иоанновская в с. Сороках.
Настоятель 1. Помощник 1. ІІсаломщиков 2.
м. Глубокое. д. Шуневцы, Лихоболотцы, Шарабаи, Ловцы, Зеваличи, Журовлево, Иезуитка, Чечели, Шуневичи, Страцки, Хорашки, Бутвиловщина, Васюты, Лавриновка, Барейковщина и Русаки. с. Сороки, Саковичи, Лапинки, Подгаи, Веретеи, мыз. Михловщина, Кисели. д. Принерне, Новоселки, Сайковщина, Домидевка, Петухи, Веретеи, Липлин, Малиновка, Хлельново и Шайтуровщина.» [7]
В том же 1871 году все церкви Литовской епархии были разделены по десяткам.
«Протокол 2-й. О распределении церквей Литовской епархии по десяткам.
1871 года Октября 27 дня прибыли в засѣдание 49 депутатов и занимались распределениемъ церквей Литовской епархии по десяткам, каковое распределение составив, в прилагаемом при сем списке, с тем, чтобы священник первой церкви в десятке обязан был, в случае надобности, собирать десяток, имеютъ честь повергнуть на Архипастырское воззрение и утверждение.
На сем резолюция Его Высокопреосвященства, от 12 Ноября 1871 года, последовала таковая: «Утверждается».
СПИСОК десяткам церквей Литовской епархии, составленный на съезде.
- Глубокая. Верхнянская. Сорокская.
Залеская (Дис. уезда). Заборовская Осиногородская.
Плисская. Свильская. Голубицкая. [8]
В 1872 году было пересмотрено распределение церквей по благочиниям.
«С п и с о к благочиний Литовской Епархии, по новому распределению, 11-го Января 1872-го г., утвержденному Высокопреосвященнейшим Макарием, Архиепископом Литовским и Виленским.
(К сведению и исполнению).
ВИЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
- Глубокское благочиние:
- Поставская,
- Залеская,
- Ковальская,
- Глубокская.
- Плиская.
- Осино-Городская.
- Свильская.
- Заборская.
- Римковская.
- Козянская.
- Голубицкая.
- Сороковая.
- Верхнянская.
- Старо-Псуйская. [9]
В 1873 году были утверждены в должностях: « - по Глубокскому благочинию, резолюциею Его Высокопреосвященства 13 Ноября за № 1060 благочиннаго - священник Глубокской ц. Иоанн Виляновский, помощника благочиннаго - священник Римковской ц. Евфимий Сулковский и депутата - священник Сорокской ц. Иоанн Покровский». [10]
Вскоре приход был упразднен, как самостоятельный и приписан к Глубокскому.
Немного известно о пожертвованиях на церковь.
«С 1-го февраля по 1-е марта 1865 года, в канцелярию г. главнаго начальника края, вступили следующия денежныя пожертвования, на возобновление митрополитальнаго Пречистенскаго собора в г. Вильне: от духовенства Московской епархии 552 руб. 77 коп.; от придворнаго и Гвардейскаго духовенства, препровождены протопресвитером В. Бажановым 412 р. 43 к.; от духовенства Тверской епархии 188 р. 3 к.; от духовенства Карталинской епархии, препровождены высокопреосвященным Евсевием Экзархом Грузии 69 руб. 37 к.; и проч. всего 1,752 руб. 72 коп. сер. Бобринецкий уездный предводитель дворянства (Херсонской губернии) прислал к г. главному начальнику края—75 руб., четыре иконы, две книги духовнаго содержания, 15 платков и 5 утиральников, - пожертвованных сельскими обывателями Бобринецкаго уезда на устройство православных церквей и народных училищ в здешнем крае. Деньги сии причислены к жертвуемым суммам на возобновление древняго митрополитальнаго собора Рождества Пресвятыя Богородицы в Вильне; присланныя вещи распределены между церквами Сорокскою, в селе Сороки, Дисненскаго уезда, Виленской губ., Глубокскаго благочиния, — и Козачизнянскою, Новоалександровскаго уезда и благочиния, Ковенской губернии. Наконец книги препровождены в Виленскую дирекцию народных училищ для передачи в сельския училища». [11]
«Список церквей, снабженных разною утварью советомъ общества ревнителей православия и благотворителей в Северо-Западном крае в 1870/74 году.
Виленской губернии.
Сорокская (Дисненскаго уезда): причастный сосуд с прибором, ковчег, евангелие большое, евангелие малое, крест благословляющий, крест молебный, дароносица, крестильный ящик, кадило, кропило, полное облачение для священника, и диакона, стихарь для псаломщика, воздухи, кусок парчи и кусок газу». [12]
«Московским обществом ревнителей православия и благотворителей в северо-западномъ крае пожертвованы в Сорокскую церковь следующия вещи: потир, дискос, звездица - медные, внутри и снаружи вызолоченные, лжица, два блюдца, евангеліе въ листъ, евангеліе въ 4-ть листа, крестъ напрестольный, крест для треб, дароносица, мирница, кадило, кропило, дарохранительница, полное облачение для священника (кроме подризника) из белой парчи, облачение диаконское, стихарь для псаломщика из белой парчи с оранжевыми узорами, воздух и покровцы из белой парчи, 20 аршин парчи и 20 аршин газу». [13]
Немного хотелось бы сказать и о священниках, которые несли свет веры в приходе:
Паевский Симеон, священник
Родился в 1820 году.1845 - окончил Виленскую духовную семинарию.
8.11.1845-20.10.1848 - священник церкви д.Сороки Дисненского уезда.
20.10.1848-1852 - священник церкви м.Осингородок Дисненского уезда. 1855-1863 - cвященник церкви д.Луки Брестского уезда. 1863-7.12.1870 - священник церкви м.Хотислав Брестского уезда.
Умер 7.12.1870. Похоронен возле церкви.
Награды: крест и медали в память крымской компании 1852 - 1856 и польского мятежа 1863 г.
«Священник Хотиславской Свято-Преображенской церкви Симеон Паевский, из духовнаго звания. Окончил курс наук в Литовской дух. семинарии в 1845 году. 1845 года 8 Ноября рукоположен был Высокопреосвященным б. Архиепископом Литовским Иосифом во священника к Сорокской ц., Дисненскаго уезда; 20 Октября 1848 г. перемещен к Осиногородской ц. тогож уезда. В 1852 г. назначен депутатом по Глубокскому благочинию; в 1855 г. перемещен к Луковской ц., Брестскаго уезда, а в 1863 года перемещен из последняго места к Хотиславской церкви. Имел крест и медали в память крымской кампании 1852 - 1856 и польскаго мятежа 1863 г. Покойный скончался 50 лет и оставил многочисленное необезпеченное семейство, состоящее из жены 40 лет, шести сыновей и двух дочерей; старший сын в 1869 г. окончил курс наук в Литовской семинарии». [14-15]
Дорошевский Пётр, священник
1845 – окончил Жировичскую духовную семинарию.
14.06.1846-17.08.1846 - священник церкви д.Сороки Дисненского уезда.
17.08.1846-18.12.1874 - священник церкви в Ошмянском уезде. 18.12.1874-06.04.1877 – псаломщик церкви м.Войская Брестского уезда. 28.06.1877-20.10.1880 – священник церкви м. Беловичи Волковысского уезда. 25.11.1880-27.07.1881 - священник церкви м.Замшаны Брестского уезда. 27.07.1881-9.10.1893 - священник церкви д.Горностаевичи Волковысского уезда.
Умер 9.10.1893 года. [16]
Бирюкович Иосиф, священник
Окончил Минскую духовную семинарию. 2.10.1842 – рукоположен в сан диакона. 2.10.1842-1853 - диакон церкви в м. Голомысль. 1853-29.01.1856 - диакон церкви м.Куренец. Рукоположен в сан священника.
29.01.1856-1857 - священник церкви м.Сороки Дисненского уезда.
1857-1865 - священник церкви м.Крайск Дисненского уезда. 1865-1881 – священник Воскресенской церкви д. Поречье.
Умер 20.04.1881 году. Похоронен возле церкви д.Поречье.
Имел крест и медаль в память войны 1853-1856 гг., медаль в память подавления польского мятежа 1863-1864 гг. 10.11.1873-набедренник (№1056).
Брат-Павел, умер в 1869 г., Друя; священник - Голомысль, Друя. Жена-Пелагея Устиновна 1824 г. р.
Дети: 1) Александра Буракевич 1843 г. р., жена Дисненского мещанина Иосифа Буракевича (1834 г. р., римского католика), венчались 13.02.1870 в церкви Березвечского монастыря.
2) Мария Шелепина 1856 г. р., жена Александра Иосифовича Шелепина (1854 г. р.), сына священника д. Залесье, учителя Черневичского народного училища (венчались 5.02.1867 в Поречье).
3) Елисавета Преображенская 1859 г. р., жена Федора Ивановича (1844 г. р.), воспитанника Владимирской ДС, писаря Глубокского волостного правления (венчались 9.01.1866 в Поречье).
4) Евгений 1859 г. р. 5) Иван 1860 г. р. 6) Николай 1862-24.08.1868 Поречье. [17-20]
Снитко Фадей, священник
?-27.04.1866 - священник церкви м.Плисса Дисненского уезда. 27.04.1866-1870 - диакон Залесской церкви Дисненского уезда.
1870-1873 - священник Сорокской Иоанно-Предтеческой церкви Дисненского уезда. В 1873 перемещен в Новомядельскую церковь Вилейского уезда.
Имел наперстный крест, медаль «В память войны 1853—1856» , медаль "За усмирение польского мятежа 1863-1864"
Умер 27.03.1879 году.
Покровский Иоанн Васильевич, священник
Родился в 1844 году в семье причетника Тверской губернии. Окончил Тверскую духовную семинарию. 1869-1873 – учительствовал в Тельшенском народном училище. 10 июля 1873 года рукоположен в сан священника высокопреосвящ. Архиепископом Макарием.
1873-1874 – священник церкви в д.Сороки Дисненского уезда.
1874 - 1888 – священник Свято-Рождества-Богородицкой церкви м.Глубокое. Преподавал Закон Божий в народном училище. 11 апреля 1888 года назначен и.д.Глубокского благочинного.
Депутат Глубокского благочиния. Имел скуфью (1884) и набедренник (1880).
Умер 26 апреля 1888 года. Похоронен на кладбище «Коптевка» м.Глубокое. [23-25]
Олехнович Иоанн, священник
Родился 15.01.1886 года в м.Докшицы. С 1904 года работал по почтово-телеграфной специальности. Во время Первой мировой войны был начальником полевого телеграфного отделения №179 при штабе 3-й российской армии.
В 1921 году закончил богословские классы Виленской духовной семинарии. 11.09.1924- 27.07.1930 – священник церкви д.Докудово Лидского благочиния.
21.07.1930-26.09.1934 - священник церкви м.Глубокое, церкви д.Сороки Глубокского благочиния.
26.09.1934 – священник деревни Турец Щучинского благочиния.
5.03.1943 – убит вместе с матушкой Ольгой.
«Крестный путь отца Иоанна Олехновича
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (Мф. 10,28)
Еще во время Своего общественного служения на земле Господь предвещал своим последователям, что за Имя Его они будут гонимы ... - но претерпевый до конца спасен будет. Величайший русский богослов и философ А.Лосев в одной из своих работ дает удивительное определение: "Церковь - есть Тело Христово, ломимое за своих распинателей".
Судьбу многих тысяч страстотерпцев, священников и мирян, прославивших Христа своим исповеданием уже в нашем столетии, разделяет пока малоизвестный нам, но, без сомнения, прославленный Господом наш соотечественник священник Иоанн Олехнович.
По Божественному промыслу фронтовой военный связист поступает и оканчивает Виленскую Духовную семинарию, после которой направляется уже в сане священника служить Богу и людям в деревню Ивье. Нелегок путь служения священника. Дочь отца Иоанна, Анна Ивановна, рассказывает, как приходилось выставлять на ночь в окна зажженные свечи, чтобы отпугивать голодных волков от одинокого домика священника, хутором стоящего возле леса вдали от деревни.
Следующим назначением о. Иоанна будет д. Турейск, а потом и д. Раковичи, где он, ревностно продолжая свое служение, и сподобился мученической кончины от рук антибелорусской и подстрочно антиправославной военной организации, называемой Армией Краевой. Основной целью руководителей А.К., действовавшей в 1942-45гг. на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории, было восстановление польского буржуазного государства при поддержке западных стран.
Без стука и согласия врывались вооруженные бандиты к священнику, дом которого был открыт в эти тяжелые годы для каждого приходящего. "Людей надо накормить, - говорил отец Иоанн своим домочадцам, - дай человеку еду, и он обязательно станет лучше".
Проникнутые идеей ополячивания края, врывавшиеся угрозами требовали от священника проведения богослужения и проповеди на польском языке. Отвечая решительным отказом на угрозы, отец Иоанн вынужден был каждую ночь скрываться в храме, где его с вечера закрывал церковный прислужник.
От века держались мученики и исповедники православные принципа, данного Святыми Отцами: "На крест не просятся, но и с креста не бегают".
Не пронес Господь Своей спасительной чаши страданий и мимо отца Иоанна. В ночь, в которую ворвались к нему злостные убийцы, не скрывался батюшка в храме, доверяя спасительному для вечности Божественному промыслу. С нечеловеческой жестокостью отнеслись пришедшие палачи к отцу Иоанну. Местные жители знают место за деревней, куда отвели и где убили священника и его матушку, отказавшуюся остаться дома и пожелавшую разделить горькую участь отца Иоанна.
Со временем стали известны имена убийц - это местный житель Сангайло Вацлав со своими споспешниками. Известен и не заставивший себя ждать Божественный суд над убийцами, которые в скором времени после страшного происшествия сами были застрелены немецкими оккупантами.
Многими исповедниками прославил Господь Свою Святую Церковь, собирая в Свои обители молитвенников и ходатаев за нас, еще чающих своего спасения.
Святые срастотерпцы и новомученики, молите Бога о нас! Иерей Георгий Суботковский.» [26-27]
Сегодня Свято-Иоаано-Предтеченскую церковь мы можем видеть только на давних уцелевших фотографиях. Она же осталась и в памяти местных жителей. В газете “Веснік Глыбоччыны” (12 октября 2002 г.) опубликована статья Софии Берникович «Звон плакаў, глухія сэрцам не чулі»:
“…- Не забуду ніколі цёплую вясновую раніцу,- успамінае Галіна Іванаўна Храпавіцкая.- Муж пайшоў на работу, а я, узяўшы сына на рукі, паўгодзіка яму было, а можа болей, выйшла на вуліцу. Чую, суседка мяне кліча:
– Глянь, кажа, якія гэта людзі ля нашай царквы сабраліся?
– Не ведаю,- адказваю і хуценька да царквы кіруюся.
– Куды ты? – крычыць яна ўслед. – Не хадзі лепей. Але яне слухаю. З вяскоўцаў ля царквы нікога. Незнаёмыя выносяць харугвіі, іконы, царкоўныя каштоўнасці.
– Што вы робіце? – спрабую запытацца. Але ад калючага позірку аднаго з іх замаўкаю. Страх сціскае душу і цела.
– Дзядзечка, дайце хоць адну іконачку,- прашу ў насупленнага чалавека.
– Нашто яна табе? – пытае не гледзячы.
– Дай, - прашу.– Мы ў новы дом перасяліліся, з Навасёлак пераехалі. Як жа ў хаце без іконы.
– Ну, бяры,– кажа.
Падбегла да машыны і разгубілася. Іконы адна на адну згрувашчаны, гавораць, здаецца. Што ўзяць – не ведаю. Ухапіла ікону Спасіцеля, да грудзей прыціснула.
– Марш адсюль,- над вухам пачула. Сарвалася з месца і пабегла не азіраючыся.
Апоўдні зашумела вёска. Да царквы сабраліся людзі, але зачынена яна была, хто там гаспадарыў – толькі здагадваліся. На другі дзень рабаўніцтва царвы паўтарылася. Зноў Галіна Іванаўна ікону прасіла, ды толькі на гэты раз яе ў “чорны воран” запрасіць хацелі, як і астатніх, хто за “ўдакладненнем” прыйшоў.
За лічаныя гадзіны абабралі, апустошылі святыню, а затым загрукаталі па вясковай вуліцы гусенічныя трактары, успаўзлі на пагорак, растапталі агароджу. Дзелавыя атэісты, як чорныя крумкачы, ля царквы насіліся, камандавалі, паказвалі, як трасы на за крыжы закінуць, як купал раскалыхаць. Паслухмяныя выканаўцы па драбінах лезлі, вяроўкі расцягвалі. Камада – і зараўлі трактары, закалаціліся. Заскрыпелі бярвення і дошкі. Здрыганулася, сціснулася, апусцілася на зямлю святыня. З-пад груды лому дасталі звон – медны, магутны, голас яго ўсё наваколле чула. Зачапілі звон за трактар, не палічылі патрэбным на паддон, ці металічную пласціну паставіць. Так па бруку і пацягнулі. Жудасны быў малюнак: трактар гудзе, гусеніцы ляскочуць, звон задду “ідзе” і жаласна плача. І людзі плакалі. Не бачыла дагэтуль зямля наша глумлення такога і дзікунства.
– Скруха была вялікая. Баліць сэрца і сёння,- гаворыць Арцемія Талкач. – Цэркаўка б наша і сёння б стаяла, каб не бязбожнікі. Святыні рушылі і самі звяр’ём станавіліся. І гаварыць пра гэта баяліся.
Баяліся, але і бязбожнікам не дапамагалі. Ніхто з мясцовых не падняў руку на святыню. Трактарысты былі парплішчанскія, Докшыцкі і Глыбоцкі раёны тады аб’ядналіся. Царкву зруйнавалі ў 1963 годзе. Адзін трактарыст, родам з Вешняга, якому да царквы загадалі ехаць, наўмысна бензабак пракалоў. Так і ўратаваўся ад заганнай справы.
– Маладыя трактарысты тыя, дурненькія,– успамінаюць жанчыны з Сарок і Лапліна, якія сабраліся на цэркакавішчы і ахвотна прымалі ўдзел у размове. – Зло вялікае тварылі і пахваляліся. Адзін у парплішчанскай сталоўцы вячэраў і ганарыўся, маўляў сарокскую царкву знішчылі, а цяпер прыбяром і гэту, паказаў рукой на парплішчанскую. Не знішчыў! За парог сталоўкі выйшаў разам з жонкай (царква і сталовая насупраць), зрабіў колькі крокаў і пайшоў у вечнасць. Паштовай машынай іх абодвух прыціснула. Ніякіх знакаў ці сінякоў на целе. У яго толькі шрам на ілбе... Другога – трактар у кучы саломы растаптаў. Атрымалі, бадай, сваё і астатнія арганізатары і выканаўцы гэтага бясчынства.
– Так хочацца верыць, што паўстане з руін царква наша,– гаворыць Тамара Аляксандраўна Калантай. – Усё жыццё яна перад вачыма. Здаецца, алтар бачу, званы чую, як і калісьці, у хоры спяваю. Маладосць мая тут прайшла, а вось детак сваіх, іх у мяне пяцёра, унукаў, не змагла сюды прывесуі. Месца гэтае святое ім паказваю ды расказваю. Павінны яны ведаць і такія самотныя старонкі гісторыі.
Цяпер на царкавішчы крыж стаіць. Ля яго збіраюцца праваслаўныя, свяшчэнства з Глыбоцкага сабору прыязджае, малебны служацца. Ля падмурка, побач з прыступкамі, якія ў храм вялі, вырасла прыгожая груша. Так бялютка яна вясной красуецца. А цяпер, у познюю восень, зямлю пладамі ўслала. Грушы дзікія, а на смак прыемныя, бы сартавыя. Як і калісьці, так і сёння, тут мясцовыя і прыезжыя спыняюцца: хто крыжу пакланіцца, а хто грушы з долу падняць. Свята месца пуста не бывае”. [1]
Церковь была закрыта 28.11.1960 года (Архив МЕУ.-Фонд 1.-Опись 1.- Дело «Список церквей, снятых с регистрации и закрытых по Витебской области»)
Источники информации:
В материале использованы фотографии из архивов К.Шестовского, В.Скрабатуна, Д.Тихого с сайта Радзіма орг https://radzima.org/be/fota-albom
[1] Берніковіч, С. “ Звон плакаў, глухія сэрцам не чулі ” // Веснік Глыбоччыны. – 2002. – 12 кастрычніка
[2] Лісейчыкаў, Д. Святар у беларускім соцыуме прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.298
[3] Лісейчыкаў, Д. Святар у беларускім соцыуме прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.348
[4] Лісейчыкаў, Д. Святар у беларускім соцыуме прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.348
[5] Лісейчыкаў, Д. Святар у беларускім соцыуме прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.443
[6] Лісейчыкаў, Д. Святар у беларускім соцыуме прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.564
[7] Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№15
[8] Литовские епархиальные ведомости.-1871.-№24
[9] Литовские епархиальные ведомости.-1872.-№4
[10] Литовские епархиальные ведомости.-1873.-№43
[11] Литовские епархиальные ведомости.-1865.-№5
[12] Литовские епархиальные ведомости.-1871.-№15
[13] Литовские епархиальные ведомости.-1871.-№17
[14] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly –
2012.- С.645
[15] Литовские епархиальные ведомости.-1871.-№1 (некролог)
[16] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-SosnaHierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-
С.210
[17] «Памятные книжки Виленской губернии на 1865-1881 годы»
[18] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly –
2012,- С.117
[19] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by
[20] Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№13
[21] «Памятная книжка Виленской губернии на 1870-1873 годы»
[22] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-
С.769
[23] «Памятные книжки Виленской губернии на 1873-1889годы»
[24] Диволовский Евфимий «Церковно-историческое и статистическое описание Глубокской церкви и прихода Литовской епархии 1896-1915».-Глубокое,1916 (?)
[25] Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№20 (некролог)
[26] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly –
2012.- С.629
[27] Сайт Гродненской епархииhttp://orthos.org/grodno/gev/april2004/hist_page.htm
14.04.2021, Спасибёнок В.Т., директор ДУК "Глубокская ЦБС"