Священнослужители церкви Святых Петра и Павла в д.Прозороки

Pravoslavie 01

 

История церкви Святых Петра и Павла в д.Прозороки имеет более чем вековую историю.

«Указом Св. Синода от 19 марта за № 2980 открыт в м. Прозороках, Дисненскаго уезда, самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, при чем на содержание причта назначено по восьмисот рублей (Священнику 600 р. и Псаломщику 200 р.)». [1] В тот же год 17 мая в вновь созданный приход, согласно прошению, был перемещен священник Верхнянской церкви, Дисненскаго уезда Михаил Заклинский. [2]

На постройку храма в 1906-07 гг. была выделена из государственной казны сумма в 12 370 рублей.

В 1906 году состоялась закладка нового храма. Вот как писали об этом событии «Литовские епархиальные ведомости» в № 16 за 1906 год: «23 Июля Дисненским благочинным в сослужении священников: Черневичской церкви В. Соколова, Игумновской — В. Беляева и Блошникской — И. Яхонтова, при подобающей торжеству обстановке, совершена закладка церкви в м. Прозороках, в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Накануне, в 8 часов вечера, на предназначенном для постройки церкви месте, под открытым небом, при большом стечении молящихся не только из православных, но и иноверцев, при самой благоприятной погоде было совершено всенощное бдение. В самый день закладки в 9 утра из села Блошник (в 6 верстах от Прозорок) прибыл крестный ход, встреченный за 2 версты от местечка священником Беляевым. Божественная литургия была совершена соборне, в сослужении диакона, при чем во время причастнаго стиха о. Благочинным было предложено поучение об упадке веры и о средствах к возбужденіию ревности к вере по примеру Апостолов Петра и Павла. Литургия точно так же, как и вечерня в 4 часа вечера, была совершена открытым небом. Непосредственно после вечерни крестный ход направился обратно в с. Блошники: духовенство, принимавшее участие в службе, сопровождало таковой на разстоянии 2 верст за м. Прозороки»

В 1908 году «Вестник Виленского св.-духовскаго братства» в № 6 сообщал:

«В нашей Литовской епархии церковно строительное дело в истекшем 1907 г. находилось в следующем положении: По Виленской губернии:

5) Продолжались работы по постройке каменной церкви в с. Блошниках, Дисненскаго уезда, па ассигнованнную Св. Синодом сумму 13400 р. 6) Продолжались работы по постройке каменной церкви в с. Голубичах, Дисненскаго уезда, на ассигнованную Св. Синодом сумму 23000 р. 7) Продолжались работы по постройке каменной церкви в м. ІІрозороках, Дисненскаго уезда, на отпущенную Св. Синодом сумму 12370 рублей».

В 1909 году состоялось освящение вновь построенного православного храма в деревни Прозороки в честь святых Петра и Павла. Производил постройку церкви священник Михаил Заклинский, при активном участи местного помещика и землемера землеустроительной комиссии Игнатия Буйницкого. Освятил новый храм 31 мая 1909 года архиепископ Литовский и Виленский, Высокопреосвященнийший владыка Никандр во время своей поездки по Дисненскому уезду.

«Летния поездки Высокопреосвященнейшаго Никандра, Архиепископа Литовскаго и Виленскаго, для обозрения церквей Ковенской губ. Шавельскаго, Тельшевскаго и Россиенскаго уездов и Виленской губ. Дисненскаго уезда.

episkop Nikandr27-го мая Высокопреосвященнейший Владыка наш возвратился в Вильну для того только, чтобы 28 мая совершить торжество в память возсоединения униатов с православною церковию. 29 мая, в пятницу, в 10 ч. утра скорым поездом Либаво-Роменской жел. дороги отправился на ст. Молодечно и далее по Николаевской жел. Дороге до ст. Зябки, чтобы освятить новую церковь в м. Прозороках, Дисненскаго уезда. По пути Владыка обозрелъ церкви и посетилъ школы в с. Псуе и селе Блошниках. В обоих означенных приходах храмы деревянные, убогие, без куполов, не похожи внешней стороны на православные, храмы. Является крайняя потребность в новых храмах. В селе Блошниках строится новый каменный храм, но еще не окончен за недостатком средств. … 30 мая, в 2 часа пополудни, из села Блошник Высокопреосвященнейший Владыка проследовал в село Прозороки. Потребность в построении храма в местечке Прозороках ощущалась уже давно. Дело о построении прозорокскаго храма заведено около пятнадцати лет тому назад и в том направлении, чтобы Прозорокская церковь была приписана к Блошникскому приходу. Но впоследствии оказалось, что удобнее в Прозороках открыть самостоятельный приход. Производил постройку прозорокскаго храма священник о. Михаил Заклинский при весьма полезном и деятельном сотрудничестве помещика и землемера землеустроительной комиссии Игнатия Торквиньевича Буйницкаго. Высокопреосвященнейший Владыка прибыл в Прозороки в 5 ч. вечера 30 мая, а в 6 ч. началось всенощное бдение. При входе Владыки в храм местный священник о. Заклинский сказал краткую приветственную речь, в которой отметил, что в окрестностях Прозорок когда то было сплошное православное население, как об этом свидетельствовали уничтоженныя православныя церкви в Чашках и в Зябках— в 2 и 3 верстах от Прозорок и бывший старый костел прозорокский, переделанный из православной церкви и что одному и ныне живущему священнику при ксендзе Бурбе, удалось видеть в нем вынутыя царския врата. «С построением храма сего, сказал Заклинский, занялась новая заря возрождения православия в Прозоровской местности». На всенощном бдении лития была совершена Его Высокопреосвященством на площади пред храмом в сослужении о. протоиерея Голенкевича и пяти священников, о. протодиакона и двух диаконов. ІІолиелей в сослужении тех же лиц совершен Владыкою в храме. В 9 ч. утра 31 мая совершено освящение воды. В Прозороки прибыли крестные ходы из м. Новый Погост, из села Черневич, из сел Блошники и ІІсуи, значительно увеличившие торжество. В 9 ½ часов в храм прибыл Владыка и начался торжественный и величественный чин освящения храма. С утренним поездом 31 мая со станции Зябки прибыли на торжество освящения храма Начальник губ. Д. Н. Любимов с правителем канцелярии Г. Новицким, д. с. сов. А.Ф. Иванов. Местный предводитель дворянства г. Липкин прибыл в Прозороки еще 30 вечером.

Божественную литургию совершал Высокопреосвященнейший Владыка в сослужении целаго сонма священнослужителей. Соответствующее случаю слово было происнесено священником Игуменовской церкви о. Беляевым. Пред молебном св, апостолам Петру и Павлу, в честь коих и освящен прозорокский храм, Высокопреосвященнѣейшиий Владыка приветствовал прихожан прозорокской церкви с освящением храма. В своем святительском поучении Владыка высказал, что освященный храм должен быть средоточием жизни православных христиан, как в церковном отношении, так и в гражданском, как это было встарину. Отметил Владыка и то обстоятельство, что беедность, переживаемая народом, различныя несчастия, физическия увечья посылаются Богом за равнодушное отношение к вере православной и к своим святым храмам, за непочтение пастырей, родителей и за неуважание старших. В заключение Владыка сказал: «Призываю на вас Божие благословение, которое да пребудет от ныне и до века». После молебна были возглашены многолетия: Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Архиепископу и строителям храма. При целовании св. Креста народу были раздаваемы крестики и брошюры. Но окончании церковнаго торжества направились в дом хлебосольнаго хозяина г. Буйницкаго. Того же 31 мая, в воскресенье, когда совершалось торжест. освящение храма в Прозорах, и в 7 ч. в. Владыка направился в следующий приходъ село Язно, отстоящее в 15 вер. от Прозорок.» [3]

 В ходе поездки он посетил церкви в селе Псуя и Блошники, отметив, что в «означенных приходах храмы деревянные, убогие, без куполов, не похожие с внешней стороны на православные храмы», указав «на крайнюю потребность в новых храмах». В то же время, в своей приветственной речи священник Заклинский упомянул о некогда существовавших православных храмах в деревнях Чашки и Зябки. К сожалению, на сегодняшний день подтвердить эту информацию документально не удалось. Правда в книге Дениса Лисейчикова “Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839”. - Мн.: Беларусь, 2015. на странице 459 упоминается: “Рылейка Стэфан. Высвечаны полацкім архіепіскапам М.М.Белазорам; святар царквы ў в.Доўгае Полацкага ваяв. (зараз Глыбоцкі раён) 1703” (РГИА.- Ф.823.-оп.3.-Д.455.-Генеральныя візіты цэркваў Аршанскай, Асвейскай, Бабыніцкай, Барысаўскай, Беліцкай, Бешанковіцкай, Бобрскай, Браслаўскай, Быхаўскай, Веліжскай, Веляшковіцкай, Віцебскай, Галубіцкай, Гарадоцкай, Горацкай, Лепельскай, Магілёўскай, Мсціслаўскай, Полацкай, Саколінскай, Себежскай, Смалянскай, Цяцэранскай, Чарэйскай, Чашніцкай пратапопій,1703). Вполне возможно, что данную церковь можно было отнести и к Зябкам из-за близости населенных пунктов.

В 1913 году приход посетил Преосвященнийший Елевферий, епископ Ковенский.

«Обозрение Его Преосвященством, Преосвяшеннейшим Елевферием, Епископом Ковенским приходов и храмов Дисненскаго благочиния.

Elevferij mitropolitВ воскресенье, 26 авг., в 9 ½ час. утра, Его Преосвященство изволил отбыть из с. Язно в м. Прозороки, отстоящее от Язно на 15 верст, куда прибыл в 11 часов дня. В Прозорокском храме Владыку встретил местный свящ. о. Вас. Троицкий. По окончании встречи, Архипастырь слушал Божественную Литургию, после запричастнаго стиха предложив вниманию собравшихся в храме поучительное слово. …. Весть о прибытии в м. Прозороки Архипастыря была принята с особенно восторженной радостью и побудила всех поголовно принять участие в торжестве встречи Архипастыря; кроме своих прихожан, собралось очень много прихожан и других соседних приходов, так что все собравшиеся не могли поместиться в храме. По окончании Литургии, преподав всем собравшимся свое Архипастырское благословение, Владыка посетил Прозорокское М. Н. Просв. училище, где испытывал собравшихся в незначительном числе учащихся в знании молитв и Закона Божия. При входе в училище Владыку встретил с хлебом-солью учитель, высказавший в приветствии, что светлый день приезда Архипастыря в Прозороки даст местному православному населению свежия силы для борьбы с польско-иезуитской пропагандой. Из школы Владыка пожаловал в здание Прозорокскаго волостного Правления, где приготовлена была трапеза; у входа в здание удостоился чести встретить Владыку Волостной Старшина с хлебом- солью. В 5 час. веч. Владыка при звоне колоколов отбыл из м. Прозорок в село Блошники для обозрения Св. Николаевской церкви». [4]

 

 

 В 1916 приход посетил еще один высокий гость - Высокопроеосвященнейший Тихон, Архиепископ Литовский и Виленский.

«Из села Черневич 7 Августа сего 1916 года, в 5 часов вечера, Высокореосвященнейший Тихон, Архиепископ Литовский и Виленский, прибыл в с. Прозороки. По случаю болезни местнаго Tihon patriarh настоятеля, протоиерея о. Василия Троицкаго в этот день Божественная Литургия совершена священником Алексеевской церкви Митрофаном Сченсновичем, на его-же долю выпали счастливыя минуты встречи и приветствия благостнаго нашего Владыки Тихона. Пред входом Владыка встречен местным церковным старостою с хлебом-солью; в предшествии крестнаго хода Владыка вошел в храм. После обычной встречи Его Высокопреосвященство обратился к народу с словом на текст: «Егда же услышите брани, и слышания бранем, не ужа- сайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Востанет бо язык на язык, и царство на царство»... (Марк. 13, 7-8). Слово Владыки было выслушано со глубоким вниманием во множестве собравшимся народом и произвело неизгладимое впечатление. После слова Владыкою отслужен был молебен о даровании победы над врагом, с провозглашением многолетия Государю Императору Николаю Александровичу, всему Царствующему Дому и воинству и вечной памяти воинам, павшим на поле брани за Веру, Царя и Отечество. После молебна Владыка долгое время благословлял народ; под благословение подходили и р.-католики. В местечке Владыку встретили местные евреи с хлебом-солью и просили его принять от них Божий дар. Его Высокопреосвященство сошел с экипажа и обратился к евреям приблизительно с такими словами: «Мы с вами различной веры, но дети одного небеснаго Отца и дети одного земного отца - Государя Императора, следовательно, граждане Российской Империи, а потому в настоящее тяжело переживаемое нами время должны все стремиться к одной общей цели -скорейшей победе над врагом; должно быть полезным гражданином своего отечества и во всем верным Государю Императору. Бог Авраама, Исаака и Иакова да благословит вас и ниспошлет вам мир и тишину». Евреи остались весьма довольны Владыкою.

Прот. В. Троицкий.» [5]

 

Особое внимание хотелось бы уделить священникам, которые несли свет веры на протяжении столетней истории церкви.

 

Заклинский Михаил, священник

Родился в Псковской губернии 15.10.1875г. (по старому стилю).  Воспитывался в Псковской семинарии. С 1903 по 1906 гг. - священник Преображенской церкви д. Верхнее Дисненского уезда. Указом Литовской Духовной от 28.07.1906 №124 назначен председателем строительного комитета для строительства Прозорокской церкви.

С 1906 по 1909 гг. - священник ПетроПавловской церкви д.Прозороки.

6 Ноября 1909 года перемещен к Речковской церкви Вилейского уезда. [6,7,8]

 

Троицкий Василий Ильич, священник

Родился 9.05.1847 года (по старому стилю). Окончил Тверскую духовную семинарию. 21.07.1891- рукоположен в сан священника. Священник церкви д.Речки Вилейского уезда. С 1909 по 1917 годы - священник Петро-Павловской церкви д.Прозороки Дисненского уезда.

Умер 22.01.1917 года. [9,10,11,12,13]

 

Ян (Мысливцев Степан), монах

Иеромонах Полоцкого монастыря. С 1917 по 1919 гг. находился в монастыре Витебска. С 1919 по 10.03.1927 исполнял обязанности священника в церкви д.Прозороки Дисненского уезда.

10.03.1927 – 15.07.1930 – находился в Виленском монастыре. 15.07.1930-8.12.1931- священник церкви дер.Мыто Лидского благочиния. 8.12.1931–26.09.1933 - находился в Виленском монастыре. И.о. духовника церкви д.Михалевщина (Михалёвщизна?) Ошмянского благочиния. 26.09.1933-17.07.1935 - священник церкви д. Побень (Pobien) Виленского благочиния. 17.07.1935-19.03.1937- находился в Свято-Духовом Виленском монастыре.

19.03.1937-26.03.1937- находился в Жировичском монастыре. 26.03.1937-23.09.1937 – и.о. настоятеля церкви д. Грибовщина. 23.09.1937 – находился в Жировичском монастыре. [14]

 

Свитич Калинник, священник

Послушник монастыря в г.Вильно. 6.06.1885-05.09.1893 - псаломщик церкви м.Дисна. 05.09.1893- псаломщик церкви м.Друя. Священник церкви д.Габы Мядельского благочиняи.

С 25.03.1927 по 5.04.1928 гг. - священник церкви м.Прозороки Дисненского уезда.

Умер 5.04.1928 года. [15]

 

Пилиховский Борис Иванович, священник

6.10.1904 года в д. Семятичи Брестской области. 1923-1927- учеба в Виленской духовной семинарии. 

12.09.1927 - рукоположен в сан архиепископом Феодосием. 12.09.1927 -20.11.1930 – настоятель Петропавловской церкви м.Прозороки Дисненского уезда.

20.11.1930 - 16.04.1932 – настоятель церкви в м. Илия. 16.04.1932 - 27.06.1940 – настоятель Троицкой церкви в д. Некосецк Мядельского района.

27.06.1940-31.01.1941 - гл. бухгалтер райкопсоюза г.Мядель. 13.05.1941-2.06.1941 – гл. бухгалтер ДЭУ №13 г. Докшицы. 20.09.1941-10.10.1944 - настоятель Троицкой церкви в д.Некосецк Мядельского района (с 1.11.1942 – связной партизанского отряда им. Суворова Ворошиловской бригады).

10.10.1944-6.12.1944 - настоятель церкви с.Озаровщина Барановичской области. 6.12.1944 - 25.09.1947 - 3-й священник Николаевской церкви г.Поставы.

С 25.09.1947-1963 - настоятель Покровской церкви д.Слобода Минского благочиния.

С 1963 года служил в Гродно. 1965- 1973 - настоятель православного собора в городе Гродно, одновременно он являлся благочинным Гродненского благочиния и секретарем епархии по области.

В 1973 годы по болезни вышел за штат.

23.12.1978 – скончался в Гродно. [16,17,18,19]

 

Билев Анатолий, священник

Окончил Виленскую духовную семинарию.

28.10.1923 - рукоположен в сан диакона. 4.11.1923 - рукоположен в сан священника. 9.11.1923-06.04.1925 - священник церкви м. Сморгонь Ошмянского благочиния. 06.04.1925-12.10.1926 - священник церкви м.Воложин. 12.10.1926-22.08.1931 - священник церквей м.Острына, Занорочь Щучинского благочиния. 22.08.1931-25.09.1931 - священник церкви м.Прозороки Дисненского уезда. 25.09.1931-20.10.1931 – священник церкви д.Андроны Поставского благочиния. 20.10.1931- 1940 – священник церкви Занорочь Поставского благочиния.

Арестован на третий день Святой Пасхи. Сослан в Мурманск. Дальнейшая судьба не известна.

Дополнительная информация:

В 1940 году иерей Анатолий Билев вместе с двумя учителями Занарочской школы был незаслуженно репрессирован и посажен в тюрьму в Вилейке, а затем сослан на каторгу, куда он и не доехал, так как погиб в дороге. Место его захоронения не известно. О преждевременной смерти батюшки рассказал впоследствии один из репрессированных вместе с ним учителей, поляк по национальности, который сбежал с каторги и уехал жить в Англию: «Ксенз змарл у дрозе» («Батюшка умер в дороге»). На кладбище в Занарочи (в бывшей церковной ограде, с левой стороны) находится могила отца Анатолия Билева — протоиерея Аристарха Билева, который умер в 1940 году, в год ареста сына. На надгробной бетонной плите надпись: «Братья мои возлюбленные, помяните меня, егда (когда) будете пети (петь) о Господе». И спустя десятки лет добрая память о батюшке Анатолии Билеве сохранилась в сердцах тех, кто знал его. И чтобы память о нем не исчезла впоследствии, надо рядом с могилой отца поставить крест с табличкой с именем и датой смерти иерея Анатолия Билева. (Источник https://ru.wikipedia.org/wiki)

Источники: [20,21,22]

 

Кузьмич Александр, священник

13.10.1931-5.03.1936 - псаломщик церкви д. Ковали Глубокского благочиния.

5.03.1936-4.04.1936 - псаломщик церкви м. Глубокое Глубокского благочиния.

04.04.1936 - рукоположен в сан диакона.

04.04.1936-26.09.1936 - диакон церкви м. Глубокое Глубокского благочиния.

26.09.1936-14.10.1936 - диакон церкви м. Прозороки Глубокского благочиния.

14.10.1936 - рукоположен в сан священника.

14.10.1936-28.09.1938 - священник церкви м. Прозороки Глубокского благочиния.

28.09.1938 - священник церкви д.Рацевичи Вилейского благочиния. [23]

 

Конон Владимир Кузьмич, священник

Родился 3.08.1901 года в д. Довбени Воложинского района в семье диакона. 1919-1926 - псаломщик в церкви г.Воложин. 1924 - окончил Виленскую духовную семинарию. 18.07.1926 - рукоположен в сан диакона. 1926 -1938 - диакон в церкви г.Воложин. 19.01.1938 - рукоположен в сан священника. 1938 - настоятель церквей в д. Радивонишки и г.Лида.

1938-1942 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки и Вознесенской церкви в д.Поречье Плисского района. 

С 28.02.1946–1954(?) - настоятель Вознесенской церкви в д.Поречье Плисского района.

11.07.1975 - скончался, будучи клириком Костромской епархии. [24,25]

 

Крошавно Виктор, протоиерей

в 1945 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района. [26]

 

Мисюкевич Иосиф Иосифович, священник

Родился 3.02.1923 в д. Карловщина Ошмянского района в крестьянской семье. 1939 - окончил семилетнюю школу. 1943-1945 - учеба на двухгодичных пастырско-богословских курсах при Виленской духовной академии.

26.06.1946 - рукоположен в сан священника архиепископом Минским и Могилевским Василием (Ратмировым).

июнь-август 1946 - священник в Свято-Духовым кафедральном соборе г.Минска.

1946-1950 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района.

4.10.1950 – 1954 - настоятель Георгиевской церкви в д.Гнездилово. 1954-1956 - настоятель церкви в д.Хожево.

18.09.1956 вышел за штат по причине болезни, проживал в г.Минске. [27].

 

Субоч Владимир Михайлович, священник

Родился 14.08.1896 года в г.Вильно. 1907-1911 - учеба в городском училище г.Вильно. 1911-1915 - работал счетоводом в казначействе г.Вильно. 1915-1917 - служба в армии, писарь 7-го Сибирского инженерного полка. 1918-1937 - псаломщик в церкви с.Беница Молодечненского района. 1937 -1939 - псаломщик в церкви с.Черневичи Дисненского уезда. 1939-1944 - псаломщик в церкви с.Хожево Молодечненского района. 1944-1945 - работал в райфо г.Молодечно. 1946-1948 - диакон в церкви с.Хожево Молодечненского район. 1948-1949 - священник в церкви с.Сватки Мядельского района.

1950-1952 - священник в Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района.

2.04.1952 - запрещен в священослужении. 1952-1953 - священник в Войневичской церкви. 1953-1954 - священник в церкви с.Доры Воложинского района. 1954 - псаломщик в церкви с.Докудова Лидского района. 1955-1957 - священник в церкви с.Словатичи Брестской области. 1957-1958 - священник в церкви с.Молодова Брестской области. 16.09.1958 - почислен за штат с предоставлением пенсии. 11.11.1959 - отказался от священного сана. [28]

 

Каминский Иван Владимирович, священник

Родился в 1928 году в д.Порплище Докшицкого района.

1946 - окончил неполную среднюю школу в д.Порплище. В том же году поступил в Виленскую духовную семинарию. Под давлением местных властей в августе 1947 года семинарию закрыли, переведя группу виленских второкурсников в Минскую духовную семинарию. 1946-1950 - учеба в Минской духовной семинарии. В 1950 году повенчан с Пилимон Людмилой Игнатьевной и в этом же году окончил семинарию.

4 октября 1950 года рукоположен во диакона, а 8 октября этого же года архиепископом Минским и Белорусским Питиримом (Свиридовым) рукоположен во иерея. 1950-1952 - священник в Георгиевской церкви с.Тумиловичи. 17.10.1952-21.06.1956 - священник в Николаевской церкви с.Блошники Дисненского благочиния.

с 21.05.1952 по 21.06.1956 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района.

21.06.1956 - 1966 - настоятель церквей в д.Вертелишки и Озёры Гродненской области.

1966 -1968 – настоятель Владимирского храма города Гродно. С 1968 по 2005 годы - священник Михайловского собора в городе Мозыре. В 2005 году по состоянию здоровья почислен за штат Туровской епархии Белорусской Православной Церкви с правом "служения по мере сил" и с несением послушания духовника Туровской епархии.

Скончался 6 сентября 2015 года на 87 году жизни. Отпевание состоялось 8 сентября в храме святых апостолов Петра и Павла города Светлогорска. Божественную литургию и чин отпевания возглавил епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Нещерет). Его преосвященству сослужили: благочинный Светлогорского округа протоиерей Владимир Семёнов, клирики Светлогорского округа и духовенство Туровской епархии, где ранее нёс церковно-приходское служение отец Иоанн. Погребен на территории Петропавловского храма города Светлогорска. [29,30,31]

 

BlagowezhenskijБлаговещенский Александр Гаврилович, протоиерей

Родился 27.10.1911 в д.Маньковичи Поставского района.

1911-1919 - эвакуирован в г.Рославль Смоленской губернии. с 1919 проживал в г. Вилейка. 1928 - закончил шесть классов русской гимназии в г.Вилейка. 1930 - сдал экзамены в Виленскую духовную семинарию, не смог учиться из-за отсутствия средств. 1933-1939 - работал в канцелярии финотдела г.Львов. 1939-1941 - бухгалтер в отделении «Союзпечать» г.Вилейка.

22.09.1941-1944 - псаломщик в церкви с.Дуниловичи Поставского района.

1944-1945 - вывезен немецкими оккупантами в г. Нордгаузен и работал чернорабочим в железнодорожным депо, с апреля 1945, писарь в лагере №270 для репатриированных советских граждан в г.Штригау.

1946-1947- псаломщик в церкви с.Юдицино Шарковщинского района. 24.07.1947- рукоположен в сан диакона. 24.07.1947 - 22.09.1948 - диакон-псаломщик в церкви с.Дуниловичи Поставского района. 22.09.1948 - 8.06.1952 - диакон-псаломщик в церкви Рождества Пресвятой Богородицы д.Лужки. 08.06.1952 - рукоположен в сан священника.

12.06.1952-17.06.1968 - настоятель ПетроПавловской церкви в д.Прозороки Глубокского благочиния.

17.06.1968 - 09.01.1984 - настоятель Одигитриевской церкви в г.Дисна Миорского района и духовник Глубокского благочиннеского округа.

09.01.1984 - выведен за штат с объявлением благодарности.

Скончался 26.02.1985 в г.п.Мир Кареличского раона Гродненской области и погребен на местном кладбище. [32,33]

 

AbaburkoАбабурко Никита Иванович, протоиерей

Родился 06.06.1908 в с. Морочь Клецкого района Минской области. 1919 - окончил русское народное училище. 1926 - окончил семилетнюю школу. 1930 - окончил курсы псаломщиков при Жировичском монастыре. 1930-1931- псаломщик в д. Заостровечье Клецкого района. 1931-1933 - регент - псаломщик в Успенском Жировичском монастыре. 1935-1941 - псаломщик в д.Лахва Лунинецкого района. 1941-1944 - диакон-псаломщик в церкви г.Житковичи. 1944-1945 - диакон-псаломщик в д.Лахва Лунинецкого района. 1945 - рукоположен в сан священника. 1945-1947 - настоятель храма д. Мокрово Лунинецкого благочиния. 1947-1953 - настоятель храма д. Субботы Дрогиченского благочиния. 1953-1955 - настоятель Лошницкой церкви в Борисовском районе. 1955-1958 - священник Успенской церкви с. Сморки Борисовского благочиния Минской области.

26.11.1958-24.06.1965 - настоятель церкви в м.Чашники Витебской области. 27.07.1965-1968 - настоятель церкви в г.Дисна Витебской области.

с 17.06.1968 - 1977 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского благочиния, одновременно.

 1973-1977- настоятель храма св. Параскевы д.Черневичи Глубокского Благочиния.

Скончался 23.10.1977 года, похоронен на кладбище д. Прозороки. [34]

 

Окулич Иоанн Онуфриевич, протоиерей

Родился 9.03.1911 года в п.Городище Брестской области. 1933 - окончил учительскую семинарию в г.Несвиж. 1933-1934 - инспектор школ в г.Несвиж. 1934-1944 - учитель в школах Несвижского и Столбцовского районов,  г.Несвиж. с 1934 - в Заостровецкой школе, теперь Клецкий район Минской область. С 1935 заведующий школы д. Жуков Борок. С  1937 - в. Стецки. С  1939 - в. Новая Вёска (все Столбцовского района Минской области). С 1941 учитель семилетки г.п. Городея Несвижского района.

Okulich 2Во второй половине 1944 арестован за «измену родине». 1945-1950 - осужден Особым совещанием МВД БССР, приговорен к 5 годам лишения свободы и находился в заключении.

14.12.1950 -21.11.1952 - псаломщик в Николаевской церкви с.Дубно Гродненской области. 21.11.1952 -29.03.1976 - псаломщик в Николаевской церкви г.Поставы. 1976 - рукоположен в сан священника.

29.03.1976-24.10.1977 - настоятель в Николаевской церкви д.Заборье Глубокского района.

с 24.10.1977 – 1986 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района. Владел даром художника-иконописца, обновил живопись в Прозорокской церкви.

Был женат на дочке протоиерея Николая Феофиловича Корзуна Людмиле (род. в  1914), воспитал сыновей Марьяна (1939), Николая (1944), Георгия (1950). Награжден набедренником (1978), скуфьей (1979), камилавкой (1980), нагрудным крестом (1982), саном протоиерея (4.5.1986).

Умер в 26 мая 1986 года. Похоронен в Минске. [35]

 

Щербелев Василий Георгиевич, протоиерей

Родился 8.01.1935 года в д.Веприн Чериковского района. 1955 - окончил 7-летнюю школу. 1956-1960 - учеба в Минской духовной семинарии. 1960 - рукоположен в священный сан. 1960-1968 - священнослужитель в Архангельской епархии. 1968-1977 - священнослужитель в Ивановской епархии. 1982-1983 - настоятель Николаевской церкви в г.Петриков Гомельской области. 1983-1986 - настоятель молитвенного дома в д.Бронное Гомельской области.

13.07.1986-16.03.1987 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района.

16.03.1987 - почислен за штат. [36]

 

NerobowНеробов Анатолий Иванович, священник

Родился 23.06.1953 в г.Гродно. 1970 - закончил среднюю школу. 1971-1973 - служба в армии. 1973-1979 - компрессорщиком, автослесарем, водителем троллейбуса. 1978 - вступил в КПСС. 1978-1984 - учеба на факультете журналистики БГУ. 1979-1980 - сотрудник газеты «Ленинская правда» г.Ельска Гомельской области. 1980-1981 - работал на Мозырьском нефтеперерабатывающим заводе. 1981-1984- слесарь на заводе в г.Гродно.

1984-1985 - корреспондент газеты «Высота». 1985-1986 - слесарь на заводе в г.Гродно. с августа 1986 - алтарник Покровского собора в г.Гродно. 

Сентябрь 1986 - исключен из КПСС. С 12.04.1987 - рукоположен в сан диакона. 19.04.1987 - рукоположен в сан священника.

4.05.1987-12.01.1990 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района. 12.01.1990 - освобожден от должности.

С 1991 – священник Коложской церкви д.Мурованка Гродненской епархии. 2015 – почислен за штат по состоянию здоровья. По мере состояния здоровья ему благословляется совершение богослужений в храме Рождества Христова г.Гродно по согласованию с настоятелем.

Награды: 2012 - сан протоиерея ко дню Святой Пасхи; 2014 - Медаль «Коложский Крест» III степени. [37,38,39]

 

KoljadaКоляда Константин Антонович, священник

Родился 16.09.1949 в д.Рубель Столинского района Брестской области. 1967- окончил Дрогиченское СПТУ-29. 1968-1970 - служба в армии. 1970-1979 - работал в колхозе д.Рубель. 1979-1981 - работал водителем в г.Столин. 1981 - рукоположен в сан священника. 1981-1984 - священник в Ивановской области. 1984-1990 - настоятель Воздвиженской церкви в д.Сухополь Пружанского района Брестской области.

с 16.01.1990 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского района.

Награды: крест с украшениями (2011);   Орден преподобного Серафима Саровского III степени (35 лет служения) (2017);   награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…» (2018) [40,41,42]

 

Говоря о истории церкви нельзя не упомянуть и о псаломщиках.

В 1906 году определением Епархиальнаго начальства от 22/23 декабря заштатный псаломщик Иван Мач назначен на псаломщическое место к Прозорокской церкви Дисненскаго уезда. [43] Через два года в 1908 году, согласно прошения, он был перемещен к Дисненской Николаевской церкви. Место псаломщика стало вакантным. «Вакантные места. псаломщическия:

В м. Прозороках, Дисн. у., с 18 апр. жалованья положено 200 р.; причтовых построек и земли нет. Квартирное довольствие выдается в размере 50 руб.» [44] В том же году 25 июня учитель Габской церковно приходской школы Терентий Божелко был назначен псаломщиком Прозорокской церкви. [45] Но и он недолго пробыл в приходе. «29 сентября псаломщик Прозорокской церкви, Дисненскаго уезда Терентий Божелко, по прошению, перемещен на ту же должность к Мариинской ц. г. Вилейки.

 29 сентября сын псаломщика Иван Савич, согласно прошению, назначен испр. должн. псаломщика Прозорокской ц., Дисненскаго уезда». [46]

Через три года в 1911 году Иван Савич был перемещен к Старо-Красносельской церкви Вилейского уезда, а на его место - и.д. псаломщика Ярошевичской церкви того же уезда Дмитрий Лебедев. [47,48,49]

К нашему большому сожалению, мы не нашли больше сведений о церкви и ее служителях. Будем рады, если кто-то поделиться своими воспоминаниями или фотографиями церковной жизни.

И сегодня продолжается история прихода. С момента своего освящения церковь ни на один день не закрывала свои двери для верующих.

Молись! Дает молитва крылья
Душе, прикованной к земле,
И высекает ключ обилья
В заросшей тернием скале.

Она — покров нам от бессилья.
Она — звезда в юдольной мгле.

 П. Вяземский

Источники информации:

[1] Литовские епархиальные ведомости.-1904.-№13-14.

[2] Литовские епархиальные ведомости.-1904.-№22

[3] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1909.-№20

[4] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1913.-№19

[5] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1916.-№11

[6] «Памятные книжки Виленской губернии на 1903-1910 годы»

[7] Исследования учащихся ГУО «Прозорокская детский сад-средняя школа Глубокского района им. И.Т. Буйницкого»

[8] Литовские епархиальные ведомости.-1909.-№24

 [9] «Памятные книжки Виленской губернии на 1812-1915 годы»

 [10] Вестник Виленского губернского комисариата.-1917.-№2

[11] Исследования учащихся ГУО «Прозорокская детский сад-средняя школа Глубокского района им. И.Т. Буйницкого»

[12] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego

 w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly –

 2012.- С.898

 [13] Литовские епархиальные ведомости.-1909.-№24

 [14] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła w granicach II

 Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku – Ryboly – 2012.-С.325

[15] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

 granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-

 С.812

[16] Некролог// Журнал Московской Патриархии.-1980.-№1.-С.29

[17] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По

 страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец

 В.В.,2012г.

[18] Сайт Гродненской епархии http://orthos.org/

[19] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

 granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-

 С.677

[20] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

 granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012,-

 С.115-116

[21] Сайт Проза. Ру http://www.proza.ru/2016/09/22/1211

 [22] Липский А. В. К 2000-летию Рождества Христова. — Мядель. — 2000. —

 С.14.

[23] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.471

[24] Некролог//Журнал Московской Патриархии.-1976-№5.-с.24

[25-29] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

[30] Отошел ко Господу один из старейших клириков Белорусской Православной Церкви - протоиерей Иоанн Каминский // страница официального портала Белоруской Православной Церкви: http://www.church.by/news/otoshel-ko-gospodu-odin-iz-starejs...kij

[31] Отошел ко Господу старейший клирик Белорусской Православной Церкви протоиерей Иоанн Каминский // Страница официального сайта Гомельской епархии http://eparhiya.by/slugenie/1414-otoshel-ko-gospodu-stareysh...tml

 [32] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

[33]Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by

 

 [34-37] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

[38] Зубко В., иерей ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ГРОДНЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1945-1991 гг.: Дипломная работа.- Жировичи,2012

 [39] Сайт Гродненской епархии http://orthos.org/

 [40] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

[41] Исследования учащихся ГУО «Прозорокская детский сад- средняя школа Глубокского района им. И.Т. Буйницкого»

[42]Сайт Полоцкой епархии http://eparhia992.by/

 [43] Литовские епархиальные ведомости.-1906.-№1.

[44] Литовские епархиальные ведомости.-1908.-№10.

[45] Литовские епархиальные ведомости.-1908.-№14.

[46] Литовские епархиальные ведомости.-1908.-№20

[47] Литовские епархиальные ведомости.-1911.-№11

[48]Литовские епархиальные ведомости.-1911.-№13-14,

[49]Литовские епархиальные ведомости.-1911.-№15-16

 

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

 Глыбоцкі Дом рамёстваў.

sm

kulturaby

god adzinstva

sm full

glub rik

sb kk

dps 2020

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

2018 03 26 00987

gogul

webland

uni

vit

Vitebskie vesti

 

Счетчик посещений

Сёння 0

Учора 31

За тыдзень 248

За месяц 1176

Усяго 65857

Перыяд:

2018-01-01 - 2021-10-24

Зарэгістравалася: 208