Священнослужители церкви Пресвятой Параскевы Пятницы в д. Черневичи

01 Hran Charnevichy 

 

 

 

 

Hran Charnevichy

Православный храм  в деревне Черневичи известен с середины 16 века. Как свидетельствуют архивные документы, деревня была "пана Войны, а в ней храм Николы Чудотворца".   

 

В 18 - нач. 19 вв.. храм был униатским,  в это время в нем служили:

 Сасимович Антон, священник

Получил домашнее образование; священник церкви в д.Черневичи Полоцкого воев. (после  Дисненского уезда) 05.02.1784-1806; вдовец 05.05.1798  [1]

Шавельский Франтишек, и.о. викария

И.о. викария церкви в д.Черневичи Полоцкого воев. (теперь Глубокский район) 05.02.1784; администратор церкви в м.Заборье Дисненского уезда 05.05.1798. [2]

Жук Лукаш, священник

Родился в 1780 году. Учился в Лавришевской  духовной семинарии; возведен в сан брестским епискапом И.И.Булгаком в м.Жировичи Слонимского уезда, 1810; священник церкви в д.Черневичи Дисненского уезда (1810-03.12.1819); администратор церкви в м.Купулово (сегодня д.Каплово) Зельбургского уезда 1828-1832; администратор церкви в  д.Цветино  Дисненского уезда 07.04.1834

Умер в 1832 году. [3]

Высоцкий Константин сын Симеона, дьячок

Родился в 1796 году. Дьячок церкви в д.Черневичи Дисненского уезда. 1816-24.04.1834. [4]

Петрашка Сильвестр сын Фелициана, администратор

Родился   26.09.1793. Крестился в церкви м.Вольберовичи Ошмянского уезда. Из семьи светского шляхтича; администратор церкви в д.Черневичи Дисненского уезда 24.04.1834. [5]

Игнатович Александр сын Михаила, администратор

Родился в 1800 году. Администратор  церкви в д. Чемёсы (сегодня не существует) Полоцкого уезда 30.04.1834; администратор церкви в д. Черневичи Дисненского уезда 25.02.1837.  [6]

 

После воссоединения униатов с православием  храм стал православным. Возможно тогда же ее освятили в честь  Пресвятой Богородицы. 

Откликались прихожане Черневичского прихода и на важнейшие события в Российской империи. Литовские епархиальные ведомости за 1863 год № 17 писали:

«Прихожане Черневицкой церкви и Черневицкое общество, состоящее частию из православных, частию из римских-католиков, 30-го апреля при сходке в волостном управлении, единодушно пожелали в 1-й день мая отслужить Божественную Литургию и благодарственный молебен Господу Богу за благоденствие Государя Императора и всего Августейшаго Дома. Их желание было исполнено. На Богослужении присутствовало множество как православных, так и римских-католиков Черневицкой волости, так что в церкви не достало для всех места, даже в ограде было тесно, почему с немалым затруднением совершен был вокруг церкви крестный ход; во время Божественной Литургии и молебна и православные и латиняне горячо молились, стоя на коленах; заведенный священником хор из крестьянских мальчиков пел вместе с дьячком довольно стройно и вразумительно для молящихся. Но когда было произнесено многолетие Боговенчанному Благодетелю; то к пению певцами  «многая лета» пристали все молящиеся - мущины и женщины, и неумолкали петь дотоле, пока весь народе не приложился к кресту.

После Богослужения, православные и римские-католики приступили к складке на приобретение иконы св. Благовернаго князя Александра Невскаго, а также на бедных духовнаго звания. Эта св. икона ныне уже написана рукою 80-летняго старца из крестьян же, и в 30 день августа, в тезоименитство Благовернаго Императора, торжественно внесена в церковь, освящена и поставлена на возвышенном месте. В этот день едвали не большее стечение было народа в церкви, чем 1-го мая; крестный ход совершен был вокруг церкви три раза; весь народ  пел: «Спаси, Господи, люди Твоя...» На том и другом Богослужении местным священником сказаны были поучения к  народу. По  выходе  из церкви народ дал пред Св. иконою торжественный обет праздновать 1 мая и 30 августа, на память детям, внукам и дальнейшему потомству о полученном благодеянии. О православных прихожанах Черневицкой церкви сказать надобно, что они очень привержены к ней, почти все знают необходимыя молитвы, правильно изображают на себе крестное знамение, строго соблюдают посты, исповедуются и причащаются по 4 раза в год и особенно любят приобщать Св. Тайнам грудных детей и маловозрастных. Дай, Боже, пастырю этой церкви сил продолжать благое делание Господу!»

В том же 1863 году в Черневичской приходе была открыта  церковно-приходская школа. В ней обучалось 15 мальчиков. Школу открыл священник Булыгин в доме прихожан. [7]

В 1864 году при церкви был открыт церковный совет «Об открытых церковных советах. Сверх объявленных в № 20 Литов. епарх. ведомостей, церковные советы открыты еще при следующих церквах:

1) по Дисненскому уезду:

26 Сентября в приходе Лужецкой Рождество-Богородицкой церкви; Октября 7-го в приходе Игуменовской церкви; 10-го Октября в приходе Язненской церкви; 11-го Октября в приходе ІІоречской Троицкой церкви; 14-го же Октября в приходе Путятинской церкви; 25-го Октября в приходе Благовещенской церкви села Римок; 28-го Октября в приходе Блошницкой Ризоположенской церкви; Ноября 4-го в приходе Цветинской Воздвиженской церкви; 3-го Ноября в приходе Верхнянской Преображенской церкви. Кроме того еще открыты церковные советы в приходах: Черневичском, Богинском и Григоровичском тогоже уезда.» [8]  

Деревянное здание церкви Пресвятой Богородицы имело довольно простой вид: круглая по форме без внешних и внутренних украшений, алтарь "грубой, топорной работы" не более двух метров квадратных, а входная дверь настолько узкая, что войти в церковь можно было только боком и склонившись. В таком виде увидел церковь преосвященный Иосиф, который в 1872 году проездом по ревизии остановился на отдых в Черневичах. Осмотрев церковь, он заметил: "Однако церковь-то у вас куда как плоха". В ответ отец Вениамин Соколов, настоятель этой церкви, попросил оказать помощь в строительстве нового храма. Акт о критическом состоянии церкви был отправлен губернатору. Тот, выслушав мнение преосвященного Иосифа, отнес вопрос о строительстве новой церкви в Черневичах к разряду первичных. По его приказу был составлен план и разработана смета на 16 тысяч рублей. К сожалению, строительство новой церкви в Черневичах на этом и закончилось.

 «О привлечении прихожан к возможно большему участию в деле построения своих церквей. 1875 года Мая 14 д. Литовская дух. Консистория слушали отношение Виленскаго губернскаго церковно-строительнаго присутствия от 19 апреля текущаго года за № 205 о том, что на ходатайство церковно-строительнаго присутствия в открытии кредита для вновь предположенных в текущем году построек церквей в с. Блошниках г. Друе, с. Черневичах, м. Габах,  Ситцах, Узлах, Ильи, Сумелишках, и к исправлению старых - в с. Маркове, Рабуне, Иже, Красноселъе, г. Свенцянах, м. Волошине, Николаеве, Сморгонях, Гончарах, Бобрах, Белице, Богине, и Поставах, последовало уведомление министерства внутренних дел, что в виду ежегодно повторяющагося ограничения церковностроительных смет, оно не решилось влючать испрашиваемых для сих  построек кредитов в ведомость предоставленную в государственный совет при смете в текущий год, тем более, что па продолжение и окончание уже начатых церковных построек присутствиями 9 западных губерний было заявлено требований слишком на 629 т. руб., но государственный совет признал нужным для облегчения государственнаго казначейства исключить из означенной суммы 222 т. руб., предоставив министерству, в случае надобности, приостановить по его усмотрению даже начатыя работы, вследствие чего в настоящее время не представляется никакой возможности к ассигнованию кредитов, испрашиваемых для упомянутых построек; при значительности же затрат, предстоящих к выполнению уже начатых сооружений, едва ли вероятно означенное ассигнование и в ближайшем будущем, а потому министерство настоятельнее прежняго обращает внимание церковно-строительнаго присутствия на необходимость привлечения прихожан к возможно большему участию в деле построения их церквей особенно в приходах многолюдных, о чем церковно-строительное присутствие уведомляетъ консисторию для зависящих распоряжений. Приказали и его Преосвященство утвердил: настоящий отзыв Виленскаго губернскаго церковно-строительнаго присутствия пропечатать в Литовских Епархиальных Ведомостях  к сведению духовенства Литовской епархии с тем, чтобы оно усугубило свои старания к привлечению прихожан к возможно большему участию в деле построения своих церквей, особенно в приходах многолюдных и, к поддержанию существующих.» [9]  

Притч церкви в 1876 году состоял из 1 настоятеля и 1 псаломщика. В приход входили: с. Черневичи. д. Шитики, Сквирцы, Павлюково, Скражино, Борисенки, Бабичи, Сахновичи, Раслево, Мазурово, Угрово, Чабаны, Ананичи, Ластовка, Лоси, Барецки, Митьки, Лапеза, Ромашка, Лисица, Заречье, Тупицина, Синамачка, Бортники, Гончари, Лосево, Угольники, Хазульки, Спигальщина, Подлипка, Стомино, Заполянцы, Ново-Сельцы, Богуцви, Изыганка, Умена, Веронка, Соколовщина и Детинец. [10]   

В 1886 году приход насчитывал 1575 душ обоего пола. [11]   

Потеряв последнюю надежду построить церковь за государственные средства, отец Вениамин (Соколов) разработал довольно простой архитектурный план и обратился с просьбой выплатить ему жалованье за десять лет вперед в сумме 4000 рублей, которые он пожертвовал на церковь. Но и это предложение осталось без внимания.

В августе 1878 года, проводя ревизию церквей, епископ Владимир остановился в Черневичах. Отец Вениамин рассказал ему, как «строится» новая церковь и очень просил оказать помощь. В ревизионном отчете епископа Владимира церковь деревни Черневичи была отнесена к числу храмов, которые требуют немедленного ремонта. Строительство храма получило реальный толчок. В знак признательности в заново построенной церкви под иконами Спасителя и Казанской Богородицы был помещена надпись: «В память Преосвященнейшего Владимира, Викария Литовской епархии, благословившего постройку сей церкви в 1879 году от благодарного".

За строительство новой церкви, которое велось на протяжении семи лет (с 1879 по 1886 годы), взялся губернский архитектор Полозов. Согласно первоначальному плану, церковь выглядела довольно маленькой: длина и ширина - 6,5 метров, а церковные башни только в два яруса. Понятно, что церковь таких размеров не могла вместить всех прихожан довольно большого прихода. Поэтому отец Вениамин неоднократно обращался к архиепископу Литовскому и Виленскому Александру с предложением об уточнении и дополнении архитектурного плана церкви. В результате размеры храма были увеличены на 5 метров, а вместо двух были возведены три яруса колокольни. В знак благодарности прихожане поместили в церкви надпись: «В память Высокопреосвященнейшего Александра, архиепископа Литовского и Виленского, содействовавшего во всё время постройки сей церкви с 1881 до 1886 с любвеобильным вниманием".

Большую помощь в строительстве новой церкви оказал отец Вениамин Соколов. На его собственные сбережения было куплено церковного обихода на сумму свыше двух тысяч рублей. Кроме собственных пожертвований на церковь, отец Вениамин организовал благотворительную деятельность. В итоге на пользу новой церкви поступило более 700 рублей от различных частных лиц и 124 рубля от прихожан. Особенностью новой церкви стали два колокола на 10 и 36 пудов, купленные в России.

24 июня 1887 года состоялось торжественное освящение церкви в деревне Черневичи епископом Антонием во имя св. Параскевы. Чрезвычайно большое торжество царило в тот момент, когда шел крестный ход с новой церкви в старую со святыми дарами. Во время всеобщей молитвы пел хор учащихся Черневицкого и Язненского училищ. Надо отметить и тот интересный факт, что на открытии православной святыни присутствовали и люди католического вероисповедания «как из простолюдинов, так и из знати». Вот как описан этот торжественный момент в «Литовских епархиальных ведомостях» за 1887 №36:

«Постройка Черневичской церкви и сделанныя в оную пожертвования и освящение оной. Освященная 24 июня Преосвященнейшим Антонином, епископом Ковенским, вновь отстроенная Черневичская церковь представляетъ собою каменное здание прочной работы и тщательной отделки. Историю постройки сего храма можно читать по имеющимся в нем памятникам. Так в иконостасе, против праваго клироса, имеется киот и в оном икона «Убиение св. Михаила Тверскаго и св. пророк Илия", а внизу киота надпись: «В память Преосвященнейшаго Иосифа, Викария Литовской епархии, в 1872 году, давшаго правильное мнение о необходимости постройки сей церкви. Сохранившаяся и по ныне старая Черневичская церковь деревянная, совершенно круглая, в форме цилиндра и без малейших наружных и внутренних украшений; алтарь грубой, топорной работы и пространством не многим более квадратной сажени, так что служащему едва можно повернуться; чтобы свободно и безпрепятственно пройти в северныя и южныя двери, нужно идти боком и наклонясь. Грустный вид представлял и представляет прежний храм! По словам о. С-ва, целых двадцать лет прослужившаго в этой, неприглядной на вид святыне и с детскаго возраста привыкшаго видеть благолепие и красоту родных храмов, бедность и жалкий вид Черневичской церкви неоднократно вызывали у него не притворныя слезы. Приход сам по себе беден, а предпринимаемые о. С-вым хлопоты но начальству о постройке новой церкви оставались без успеха и волей неволей приходилось мириться с незавидным настоящим, ждать и утешаться надеждами на лучшее будущее. В таком положении дело представлялось до 1872 года.

В 1872 году преосвященнейший Иосиф, епископ Ковенский, проездом по ревизии имел ночлег в Черневичах и, по осмотре церкви, изволил заметить о. С-ву; «Однако церковь то у вас куда как плоха». В ответ па милостивыя слова архипастыря о. С-в горячо просил Его Преосвященство помочь делу по постройке церкви и Владыка обещалъ оказать  содействие. После ревизии о. С-в с попечительством и прихожанами составляют акт о бедственном и невозможном состоянии Черневичской церкви и акт вместе с прошением о постройке новой церкви отправляют в губернское присутствие. Виленский губернатор просил у преосв. Иосифа мнения по означенному прошению прихожан и владыка дал мнение в том смысле, что постройка Черневичской церкви неотложно необходима и должна быть отнесена к первому разряду. Вслед за сим по распоряжению присутствия составлены были: смета на 16 слишком тысяч рублей и план. Это так сказат первый шаг к постройке  Черневичской церкви; дело получило начало но, к сожалению, тем и закончилось на несколько лет; сколько за тем не прилагалось стараний, постройка замолкла...

Потеряв всякую надежду па скорый и благополучный исход, относительно постройки церкви па казенныя средства и желая в тоже время всею душою имет у себя хотя не большой, по приличный и более благолепный  храм, о. С-в прибегает к слеедующему оригинальному проекту. Самолично составив скромный план церкви, о. С-в  препровождает таковой при прошении высокопреосвященному Александру, архиепископу Литовскому и Виленскому, ходатайствуя о выдаче ему, С-ву, жалованья за десять лет вперед,  в количестве 4000 р., которыя он, жертвует на постройку Черневичской церкви по прилагаемому плану. Конечно, эта просьба оставлена была без последствий. В 1875 г. проездом но ревизии случилось быть в Черневичах преосвященнейшему Сергию, епископу Ковенскому. Дисненский того времени благочинный о. С-вич доложил владыке о желании о. Соколова пожертвовать десятилетнее жалованье на устройство церкви, при чем упомянул и о неудаче, постигшей проект займа 4000 р. Его Преосвященство о доложенном изволил записать в ревизионной книге, приказал о. Соколову тут же податдокладную записку и во внимание к печальному положению дела и благим, целями, жертвователя выразил, согласие, на сколько будетъ возможно, оказать содействие займу денег под десятилетний оклад жалованья; но по сложившимся обстоятельствам заем не состоялся и на этотъ раз. Потерпев  неудачу в займе денег, о. С-в снова обращается с просьбами о постройке церкви то в Консисторию, то в присутствие и просьба кончается ничем.

В августе месяце 1878 г. производивший ревизию церквей преосвященнейший Владимир епископ Ковенский, имел  ночлег в селе Черневичах. Когда речь коснулась церкви, о. Соколов, подробно изложив, все обстоятельства дела, и на этот раз усердно просил владыку о содействии к постройке  церкви и усиленныя просьбы его не остались без последствий. В ревизионном отчете преосвященнаго Владимира Черневичская церковь отнесена к числу церквей, неотложно требующих ремонта, а в 1879 году в губернских ведомостях, печатается уже объявление о торгах по постройке новой, каменной церкви в селе Черневичах. Таким образом, благодаря содействию Владыки, делу по постройке Черневичской церкви дан новый, более верный ход. В алтарной части новоустроеннаго храма, по обе стороны престола, устроены два киота, украшенные золотым сияниемъ, с иконами Спасителя и Казанской Божией Матери и с надписью внизу: «В память Преосвященнейшаго Владимира, Викария Литовской епархии, благословившаго постройку сей церкви в 1879 году от благодарнаго». Постройку Черневичичской церкви принял па себя г. Полозов -  губернский архитектор, после чего несомненным казалось бы, что дело пойдет безостановочно, и наилучшим порядком, по вышло далеко не так: постройка церкви протянулась чуть не семь лет (с 1880 по 1886 г. включительно). Много, очень много потребовалось хлопот, сопряженных нередко с неприятностями и огорчениями, пока постройка пришла к желанному концу....

По плану, составленному согласно очень скудной сметы, предполагалось построить церковь маленькую, так что алтарь не превышал 6-ти, а самый храм 9-ти аршин длины и ширины и башня церковная в 2 яруса. Но о. С-в энергично возстал как против означеннаго размера храма, так и против плана вообще. В продолжениие всего времени постройки, во всех трудных случаях, он многократно обращался и в  Вильно, и в Петербург с просьбами к высокопреосвященнейшему Александру, архиепископу Литовскому и Виленскому и, единственно благодаря милостивому вниманию его высокопреосвященства к просьбамъ о. С-ва, труды последняго увенчались самым блестящим успехом: прежний план, даже утвержденный Присутствием, оставлен без приложения к делу и церковь была построена по вновь составленному плану, при чем размер церкви против прежняго плана увеличен в алтарной части на 3 и в самом храме на 7 аршин; сделаны в алтаре боковые выступы, устроены в храме северныя и южныя двери; башня колокольни, вместо двух, о трех ярусах, - словом в целом и частях храм получил совершенно иной, несравненно лучший вид. В благодарное воспоминание распоряжений Архипастыря, направляемых, к благоустроенной сей церкви, в иконостасе, против леваго клироса, на средства настоятеля устроенъ киот, ценою в  100 рублей, в оном икона св. Арсения Тверскаго и внизу киота надпись:  «В память Высокопреосвященнейшаю Александра, архиепископа Литовскаго и Виленскаго, содействовавшаго со все время постройки сей церкви с 1881 до 1886 года с любвеобильным вниманием»

Наконец, храм окончен постройкою и по соизволению Высокопреосвященнейшаго Алексия, Архиепископа Литовскаго и Виленскаго, удостоился епископскаго освящения. В воспоминание сего редкостнаго для сельских, церквей события в запрестольной части алтаря устроен, киот и в нем, икона Спасителя, седящаго на престоле, а внизу киота надпись: «В память Высокопреосвященнейшаго Алексия, Архиепископа Литовскаго и Виленскаго, соизволившаго и Преосвященнейшаго Антонина, Епископа Ковенскаго, освятившаго сию церковь 24 июня 1887 года, от благодарных прихожан вместе  с настоятелем».  Преосвященнейший Антонин, неоднократно соизволил выразить удовольствие и одобрение о. С-ву за устройство благолепнаго храма. И наружным видом и внутренним, украшением церковь видимо произвела на Владыку приятное впечатление. И действительно, храм прекрасен и во вне и внутри, богат  утварию и полон украшений. Здесь не встретите той пустоты, которая так обычна в новопостроенных сельских храмах; напротив тут все дышет обилием и полнотою. За то не жалел-же и собственных средств о. С-в на украшение дома Божия! За ничтожным исключением все, что есть более ценнаго и прекраснаго в церкви, - приобретено им. Нижепоказанный перечень сделанных в церковь приобретений может  послужить наглядным тому доказательством. Так из вышепоименованных пяти киотов вмеместе с иконами в память Архипастырей, четыре сделаны на собственныя средства о. Соколова и стоитъ без малейшаго преувеличения 401 рубль; а на устройство пятаго киота, запрестольнаго, стоющаго 118 рублей, пошло попечительских денег 58 рублей и 60 руб. от о. Соколова. Все киоты большаго размера от 3 аршин и более высотою, прекрасной работы; поля киотов  украшены золоченными звездами, а рамки золотыми коймами и на верху киотовъ золоченыя сияния.

Далее, киот до 3-х аршин высотою позади праваго клироса и в оном икона Покрова Пресвятыя Богородицы редкой по доброте работы. Лики Божией Матери и святых, как живые; напряженный вид псалмопевца, раздувающаго кадило и самый кадильный огонь написаны так живо и натурально, что даже крестьяне и те сумели отличить эту икону пред другими. Икона за 80 р. писана в Воскресенском женском монастыре. Стоимость киота вместе с иконою 118 рублей; из оных от прихожан пожертвовано 48 р. и от о. С-ва 70 р. Таковой же по размерам киот за левым клиросом и в нем старинная, приходская икона Божией Матери. Киот, стоимостью без отделки 18 р., устроен на средства прихожан, а покраска и отделка киота, позолота чрез огонь венца и посеребрение ризы иконы на ново, стоимостию все вместе 55 р., произведены па средства о. С-ва. За тем всецело за собственныя средства о. С-ва приобретены в церковь следующие, ценные предметы: Запрестольный семисвещник от Сытова в 75 руб.; два подсвечника стоимостию вместе 70 р. из того же магазина. Запрестольные, вызолоченные крест и стоячий киот для иконы Божией Матери, резные, оригинальной формы, сделанные скульптором И. А. Петровым по составленному самим о. С-вым рисунку. Крест представляет виноградную лозу с зеленью и плодами и на оной распятаго Спасителя; все сделано из одного цельнаго куска дерева без малейших наставок и поклеек. Стоимость креста и киота 100 рублей; запрестольная икона Божией Матери тоже собственность о. С-ва, благословение его родителей. Новое облачение на престол и жертвенник из серебряной парчи с шелковыми виноградными цветами и шелковая пелена на престол, работы Воскресенскаго женскаго монастыря, стоимостию 300 рублей. Новый колокол весом десять пудов и стоимостию 180 рублей. Новый колокол весом тридцать шесть пудов и стоимостию с доставкою на место 550 рублей. На приобретение сказанных колоколов, на сколько мне известно, пошла арендная плата за принадлежащий о. С-ву надел причтовой земли, взятая им за несколько лет вперед. Оба колокола вылиты, меньший в 1881 и большиий в 1882 году, в Твери, на заводе Клеунова. Прекрасное, бронзовое паникадило, вызолоченное чрез огонь с  хрустальными подвесками и другими украшениями на 56 свечей, работы завода Гумберга в С.-Петербурге и стоимостью 300 рублей. Цепь к паникадилу ценою 10 руб. Сверх того на средства о. С-ва сделаны стеклянныя двери в северной и южной частях храма, возвышения с решетками - одно для продажи свечей и другое для продажи народу книжек, икон, шкаф с стекляными дверями для хранения предметов продажи и многое другое. Благотворительная деятельность о. С-ва на пользу церкви не ограничивалась только трудами и личными пожертвованиями; он сумел сверх того расположил к жертвам в пользу своего храма и сторонних благотворителей. Так ко времени освящения церкви, в июне сего года, от генерала Е. И. Савихина, от казначея конторы двора Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Владимиа Александровича, М. Я. Михайлова и от других, пожелавших быть неизвестными, лиц из С.-Петербурга прислано было в Черневичскую церковь на имя о. С-ва, вместе с печатными помянниками о здравии жертвователей и упокоении усопших их сродников, до двадцати пудов пожертвований, состоящих из нижеследующихъ предметов: Четыре иконы в серебряных ризах и в киотах прекрасной отделки; пят икон с серебрянными коймами в киотах; четыре дорогия хоругви; мельхиоровое больших размеров всенощное блюдо в форме креста с вызолоченными внутри сосудцами для вина и елея; два малых блюда из тогоже металла; и дискос с прибором вызолоченные чрез огонь на ново; четыре большие прекрасной формы подсвечника на 50, 27, 23 и 16 свечей медные и высеребренные на ново; два евангелия, одно в 1/2 и другое в  ½ долю листа, малиноваго бархата ст. серебряными, вызолоченными чрез огонь наугольниками; большой, напрестольный, вызолоченный на ново крест; запрестольный, деревянный, вызолоченный крест прекрасной работы; бронзовый вызолоченный чрез огонь ковчег, изображающий в миниатюре церковь св. Василия блаженнаго в Москве; новая, шелковая малиноваго цвета завеса к царским вратам 5 арш. длины и 3 арш, ширины; шелковый плат, шелковый шнур 40 аршин, духи, мыло и все предметы нужные при освящении. Всего пожертвованиий прислано на 700 рублей. Итого в новопосвященную Черневичскую церковь поступило пожертвований: 1) от настоятеля церкви о. В. С-ва на 2171 р., 2) от прихожан па 124 р., 3) от генерала Е. И. Савихина, М. Я. Михайлова и других на 700 р. Итого 2995 р.

Освящение церкви. 24 июня, в день Рождества Иоанна Предтечи, совершено Преосвященнейшим Антонином, епископом Ковенским, в сослужении ключаря Виленскаго Кафедрального собора о. Михаила Голенкевича и семи священников, при громадном стечении молящихся, освящение во имя св. великомученицы Параскевы новой каменной церкви, устроенной на правительственныя суммы. О предстоящем торжестве прихожанам, как Черневичской, так и соседних церквей было известно заблаговременно, равно известно было и время прибытия в город Дисну и проезда Архипастыря чрез попутныя села, а потому 23 июня с ранняго утра народ во множествее собрался для встречи Владыки при церквах: Дисненской, Цветинской, Язненской и Черневичской. В 11 ч. утра Его Преосвященство благополучно прибыл на станциию Борковичи Динабурго-Витебской железной дороги, где былъ встречен уездным исправником В. А. Спонти, приставом 4-го стана и дисненским благочинным о. Соколовым и немедленно изволил отправиться в Дисну. В Дисне  Владыка прямо с пути проследовалъ в единственную для города  Воскресенскую церковь, где, после краткаго молебствия, в течении почти полуторых часов благословлял собравшийся народ, при чем роздано было множество крестиков, книжек и икон. Из церкви Его Преосвященство направился в дом старосты - мирового судьи и вместе председателя съезда П. А. Теребенева, где был назначен непродолжительный отдых. В 4-м часу пополудни Владыка, сопровождаемый торжественным колокольным звоном, выехал из Дисны в дальнейший путь, посетив проездом дом настоятеля церкви о. Александра Грязнова для преподания благословения его болящей жене.

Тем временем стало известным, что Его Преосвященство при следовании из Дисны, по краткости времени, не намерен посещат находящихся на пути церквей, а ко времени всенощнаго бдения прибудет прямо в Черневичи; тогда священники придорожных церквей для встречи Владыки поспешили отправиться туда-же, в Черневичи, где заранее предполагалось встретить Его Преосвященство всем наличным духовенством в облачениях, с крестным ходом, при одном мостике, лежащем на пути проезда Владыки и отстоящем от церкви сажень на 70, а отсюда в предшествии архипастыря тем же порядком проследовать в церковь и начать всенощное бдение. Но сильный ветер и ужасная пыль не дозволили выполнить означеннаго плана встречи. При Цветинской и Язненской церквах к приезду Владыки, не смотря на рабочее время, равно и на то известие, что Его Преосвященство не будет останавливаться при церквах, собрались и ожидали сотни народа, который встретил и проводил Владыку низкими, а иные даже земными, поклонами при колокольном звоне. Его Преосвященство по пути благословлял народ. В 7 часов вечера Владыка прибыл в Черневичи при торжественных звуках колокольнаго трезвона и встреченный массою собравшагося народа, проследовал прямо в покои настоятеля, что и необходимо было сделать после 30-ти верстнаго, чрезвычайно пыльнаго пути и еще в открытом экипаже.

На пути из Дисны в Черневичи Его Преосвященство сопровождали: дисненский предводитель дворянства Л. И. Дейбнер, мировой посредник 1 уч. В. С. Бартошевич, уездный исправник Спонти и другие. Около 8-го часа Владыка изволил выйти из покоев и был встречен всем наличным духовенством, крестным ходом и хлебом-солью, поднесенным Черневичским волостным старшиною. Благословив духовенство, хлеб и народ на обе стороны и приложившись к иконам, Его Преосвященство при пении «Достойно» проследовал в новую и вследъ за сим с благословения Владыки священником Иаковом Архангельским положено было начало ко всенощному бдению. На литию, совершенную вне храма, на открытом воздухе, благословение хлебов и величани выходили: Его Преосвященство и девять священников. После евангелия, во время пения канона, Владыка изволил помазывать освященным елеем собравшийся народ, который с видимым благоговениемъ спешил подойти к архипастырю. Вслеедствие громаднаго стечения народа елеепомазание продолжалось более двух часов и всенощное бдение окончилось в 11 часов. По окончании бдения Его Преосвященству представлялось духовенство и затем Владыке, духовенству и почетным гостям о. Вениамином Соколовым предложен был чай и ужин.

Торжественный день, 24 июня, начался служением ранней литургии в старой церкви, которую по предложению о. благочиннаго, совершил пишущий сии строки, как имеющий приготовиться к поздней литургии с поучением. По общепринятому в здешнем крае обычаю на этот день приносятся в церковь народом разныя целебныя травы и освящаются чтенеем положенной молитвы и окроплением святою водою и потому, не смотря на раннее время, старая церковь, впрочем не большая, была полна народа, поспеешившаго за ранней обедней до начала торжественных служб приподнести зелие к освящению. В 9 часов утра начался благовест к водосвятию и затем  - освящение воды. В конце 10 ч. утра Его Преосвященство изволилъ при обычной встрече проследовать в церковь. Погода стояла прекрасная, - ясная и тихая; народ и пешие и конно стекался со всех сторон в праздничных одеждах; ведущии в Черневичи дороги представляли из себя на это время вид громадных, пестрых, волнующихся лент. Около церкви торопливое движение - народ массами, то входил, то выходил из церкви; в церкви тоже, - священники приготовлялись к служению, иподиаконы осматривали, проверяли нужные предметы для освящения и архиерейскаго служения, певцы вполголоса просматривали службу. Во всем заметно было приготовление к предстоящему торжеству.

Наконец в начале 11 часа началось самое освящение церкви, которое с начала и до конца совершилось вполне благообразно и по чину; нужные предметы к освящению были на лицо, все подавалось своевременно, не произошло ни остановок, ни замедлений. Громкое, внятное, живое произношение молитв и возгласов, благоговейныя действия Архипастыря, звучный голос протодиакона, белыя одежды священников и стройное пение хора: все это невольно умиляло народ и располагало к глубокой, внутренней молитве; взоры всех молящихся напряженно обращены были к алтарю и в церкви царила тишина. Особенною же торжественностию в душе предстоящих запечатлелись конечно те минуты, когда открылось шествие с крестным ходом из новой церкви в старую по святыя мощи; когда за тем в преднесении мощей на главе Архипастыря, при общем пении духовенства и певцов, при торжественном колокольном звоне крестный ходъ величественно следовал обратно и вокруг новой церкви. Такия минуты навсегда остаются в памяти. Освящение церкви и поздняя литургия совершены Его Преосвященством в сослужении 8-ми священников. Как всенощное бдение, так и литургию прекрасно пели на два клироса: на правом певчие Его Преосвященства и на левом  - хор певцов из учеников Ченевичскаго и Язненскаго народных училищ под руководством местнаго и соседних, псаломщиков. Вместо причастия сказано приличное случаю поучение и литургия закончилась молебном соборне св. великомученице Параскеве и Иоанну Предтече; в копце молебна о. протодиаконом произнесены многолетия: Государю Императору и всему Царствующему дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Алексию, Преосвященнейшему Антонину, о. настоятелю новоосвященнаго храма и всем православным христианам. Во время целования креста роздано множество книжек и икон. В числе молящихся заметно было большое количество католиков, как из простолюдинов, так и из шляхты; даже личности, известныя своею фанатичностию, забыв на это время свои крайние взгляды, не преминули принять участия в торжестве православных.

По окончании богослужения, в три часа по полудни,  в доме его хозяина Его Преосвященству, духовенству и почетным гостям поданы были: чай, закуска и позже обед, при чем Владыка изволил поздравить хозяина с освящением церкви и выразить ему удовольствие за устройство и украшение храма; а хозяин, духовенство и гости принесли Его Преосвященству искреннюю благодарность за понесенные Владыкою труды по освящениию храма. 25-го июня, помолившись в новоосвященном храме во время утренняго богослужения, в половине12 часа дня Его Преосвященство в сопровождении исправника, благочиннаго и ключаря о. М. Голенкевича изволил отправиться из Черневич в обратный путь. Священник Петр Преображенский.

Как говорилось выше, в новопостроенную церковь были принесены богатые пожервования.

«Их Императорския Высочества Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в текущем декабре изволили пожертвовать в новопостроенную Черневичскую церковь, Дисненскаго уезда, полное священническое облаченее и диаконское и воздухи». [12]   

Открылась еще одна школа грамоты в приходе в декабре 1886 года. Находилась она в дер.Соколовщине, в 5 верстах от церкви, была передвижной и училось в ней 10 мальчиков. [13]   

В 1913 году во время обозрения  приходов и храмов Дисненскаго благочиния, Черневичский приход посетил Его Преосвященство  Преосвященнеший  Елевферий, Епископ Ковенский

«26 августа в 11 час. утра Его Преосвященство при звоне колоколов отбыл из с. Блошник в село Черневичи, удаленное от Блошник на 10 верст, для обозрения храма. В с. Черневичах прихожане, собравшиеся также в значимом количестве, с нетерпением ожидали Владыку. Пред входом в храм встретил Владыку с хлебом-солью Черневичский волостной Старшина, а в храме с крестом и св. водой настоятель о. Алексий Трушинский; по окончании чина встречи, Архипастырь произнесъ вдохновенное слово, положив в основание его - слова псалмопевца: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоя ..» Слово это было вызвано благолепным и богатым видом Черневичскаго храма, украшеннаго множеством икон и стенной живописью; отметив это, Владыка указал на благочестие и любовь к Богу пастыря, руками и стараниями котораго тактщательно украшенъ храм и призвал о. настоятеля, начинающаго путь пастырскаго служения, подражать своему предшественнику, покойному пастырю въ ревности о красоте и бла голепии Дома Божия.

Во второй половине своего слова Владыка раскрыл с полнотой, ясностью и доступностью для понимания простого народа значение внешняго благолепия храма в деле религ.-нравств. развития и воспитания; достойно особаго внимания, что при развитии этой мысли, разсматривая подробности в украшении храма и размещении икон, Владыка раскрывал те высшия мысли и религиозныя идеи, которым слеедовал и которыми руководился храмоукраситель при выполнении своего дела. Преподав собравшимся свое благословение и оделив их крестиками и брошюрками, - Владыка посетил три находящияся при храме часовни. Причем в одной из них, где покоится прах строителя храма и часовен, протоиерея о. Вениамина Соколова, выслушалъ писнопение «Со святыми упокой». Отсюда Архипастырь направился в Черневичское М. Н. П. училище, где был встречен учащимися с хлебом-солью; по испытании учащихся в знании Закона Божия, Его Преосвященство пожаловал в квартиру местнаго священника; здесь представился Его Преосвященству земский Начальник 7 уч. Дисн. уезда Д. М. Сытин, приехавший в Черневичи для участия в встрече. В  4 1/2 часа дня Его Преосвященство при звоне колоколов отбыл из с. Черневичи в находящееся на разстоянии 10 верст с. Поречье, при чем по пути Владыка изволил остановиться в д. Бортниках для того, чтобы преподать свое благословение собравшимся здесь для встречи и ожидавшим с иконой и хлебом-солью крестьянам». [14]     

В 1916 году Черневичский приход посетил еще один высокий гость – Высокопреосвященнийших Тихон, Архиепископ Ковенский и Виленский. Вот как описывал данное событие «Вестник Виленского св.-духовскаго братства» в № 13 за 1916 год:

«В село Черневичи Высокопреосвященнейший Владыка прибыл 7 августа в 10 часов утра. К этому времени в храм, украшеный зеленью и цветами, собралось много народа. Когда раздался колокольный звон, вестник приближения Владыки, народ с крестным ходом поспешил на встречу своему Архипастырю. Вблизи храма, у ворот церковной ограды, под украшенной живыми цветами аркой Владыку встретил с хлебом-солью один из попечителей храма. Вся дорога, прилегающая к церковной ограде, была усажена елями и усыпана цветами. Войдя в храм, Владыка встречен был приветственною речью священника, в коей была выражена его радость и радость прихожан по случаю посещения их Архипастырем в эту тяжелую годину всеобщаго бедствия и указано было на тяжелое положение жизни причта в виду уничтоженных пожаром построек. В заключение своей речи священник сказал, что радость их (причта и прихожан) исполнится, когда по воле Творца христолюбивое воинство наше увенчано будет славою победы и будет дарован свыше мир мирови. В ответной речи Владыка указал, что все в мире происходит по воле Божией и что для окончательной победы под врагом необходимо живое участие каждаго гражданина в этой великой войне. Литургию совершал сам Владыка с о. благочинным Дисненскаго благочиния и местным священником. За литургией Владыкою, после Евангелия, сказано было поучительное слово о значении и силе поста и молитвы по поводу дневного евангелия об исцелении бесноватого. По окончании Литургии был совершен молебен с крестным ходом вокруг храма, где над могилой протоиерея Соколова - строителя храма - совершена была лития самим Владыкою. По окончании молебна и благословения народа, Владыка посетил полуразрушенную хижину священника, где предложен был обед. Пользуясь свободным до отъезда временем, Владыка, после обеда, посетил сад, насаженный покойным протоиереем Соколовым, где слушал от о. благочиннаго историю жизни этого редкаго из среды священников служителя алтаря. В 4 часа дня Владыка отбыл  из с. Черневич. Свящ. П. Выдрицкий.

Церковь в д.Черневичи переживала разные времена, но во все дни несла свет веры людям. От самого дня освящения и до сегодняшняго дня она не закрывает свои двери для прихожан.

За всю историю прихода  в нем служили:

Игнатович Александр, священник

Родился 1797 году.

Священник церкви д.Черневичи Дисненского уезда. С 1839 года в православии. [15]    

 

Булыгин Александр, священник

1828 - родился в семье священника. Окончил Полоцкую духовную семинарию. 25.07.1855 - рукоположен в сан диакона. 25.07.1855-20.01.1857 - диакон церкви Петра и Павла в м.Бытень. 20.01.1857 – рукоположен  в сан священника.

20.01.1857-28.06.1866 – настоятель церкви  Святой Параскевы  д.Черневичи Дисненского уезда.

28.06.1866-5.07.1874 – священник церкви м.Рудомин Виленского уезда. 5.07.1874-18.03.1878 – настоятель церкви м.Бельск. Умер 26.04.1894 года. [16-19]     

 

Mogila W.SokolowaСоколов Вениамин, священник

 Окончил курс Тверской духовной семинарии, имеет наперстный крест/ Инспектор Виленского духовного училища.

1866 – 1911 – священник церви св.Параскевы д.Черневичи Дисненского уезда.

 1870  -  утвержден  духовником Дисненского благочиния. 1877 -  Дисненский   благочинный.

Имел камилавку. В 1896 году награжден  орденом Св. Анны 3-й   степени.

Имел наперстный крест.

Умер в 1911 году.  Похоронен возле церкви д.Черневичи. [20-26]    

 

Трушинский  Алекс., священник

1913-1915  – священник церкви св. Параскевы д.Черневичи Дисненского уезда. [27]    

 

Выдрицкий Павел Иоаннович, священник

Окончил Молодечненскую учительскую семинарию. Окончил Казанские миссионерские курсы.

24.05.1915 - рукоположен в сан священника. 24.05.1915-26.05.1926 - настоятель церкви Святой Параскевы Пятницы д. Черневичи (ныне Глубокский район).

26.05.1926 - 8.11.1928 - настоятель церкви Святителя Николая м.Новый Погост Дисненского уезда. 8.11.1928-1937 - настоятель церкви Александра Невского д. Жосна Вилейского уезда.

Дальнейшая судьба неизвестна.

Награды:

25.01.1924-17.12.1924 - исполняющий обязанности Дисненского благочинного.

1928-8.12.1937 - Мядельский благочинный. [28-31]    

 

SinjawskiСинявский Василий Григорьевич, священник

Родился в 1881 году в с.Тупичино Дисненского уезда Виленской  губернии.

1901 - окончил учительскую семинарию в  г.Молодечно. 1904-1905 - сдал экстерном курс богословских предметов в Виленской     духовной семинарии. 1901-1905 - заведующий 2-классной школой в д.Бакшты.

30.07.1906 - рукоположен в сан священника архиепископом Виленским и Литовским      Никандром. 1906-1926 - священник в церкви д.Новый    Погост Дисненского уезда.

июнь 1919 - переехал в г.Вильно, служив в церкви д.Интурки Свентянского уезда, принял польское гражданство, находился под следствием    польских властей за конфликт с ксендзами из-за часовни близ  костелов, был осужден на 2 месяца тюремного заключения.

1926-1935 - священник в церкви св.Параскевы в д.Черневичи  Плисского уезда.

1935-1936 - священник в церкви д. Нарочь Вилейского уезда. 1936-1939 - священник в церкви д. Иоды  Шарковщинского уезда. 1939 - арестован, три месяца находился под следствием. 23.05.1941 - арестован УНКГБ по Вилейской области, обвинялся в организации  бандформирований. 24.06.1941 - этапирован в г.Рязань, где находился до сентября 1941 года.

10.09.1941 - согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12.08.1941  «Об амнистии для польских граждан», был освобожден и отправлен в г.Бузулук для зачисления капелланом в польскую армию Андерса.

15.09.1941 - числился военным  капелланом, в конце 1941 года выехал на сборный пункт польских граждан в г.Куйбышев. 28.06.1942 -30.09.1942 - арестован УКГБ Куйбышевской области, выпущен за недостаточностью улик.

октябрь 1942 - март 1946 - старший огородник  Дома польских инвалидов в с.Большая Константиновка Куйбышевской области, проживал в погребе дома, обращался в местное епархиеальное управление с просьбой выдать антиминс, так как служить литургии в церкви не имел возможности, служил на дому.

Июнь 1946 - вернулся к матери в д.Черневичи Плисского района.

16.10.1946-27.12.1947 - священник в церкви д.Кочановичи Пинского района. 27.12.1947 -26.11.1949 - благочинный и настоятель Спасо-Евфросиньевской церкви в Полоцком монастыре. 26.11.1949 - арестован УМГБ по Полоцкой области и помещен в Полоцкую тюрьму. Обвинялся в антисоветской агитации и участии в антисоветской польской националистической организации.

9.09.1950 - постановлением Особого совещания МГБ СССР, приказ №41, приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет. В заключении находился в Особом лагере МВД №7 («Озерный лагерь») в г.Братск.

23.05.1956 - освобожден из заключения согласно Указу Верховного Совета СССР и вернулся в г.Полоцк. 18.07.1956-21.06.1962 - священник Николаевской церкви д. Блошники Миорского района.

24.12.1992 - реабилитирован прокуратурой Витебской области.

Умер 21.06.1962 года. Похоронен возле церкви д.Блошники Миорского района.

Награды:

1914 – набедренник. 10.04.1916 – скуфья. 18.12.1923 - Друйский благочинный. 26.12.1947-26.11.1949 - Полоцкий благочинный. 1957- палица. [32-33]    

 

SakowizСакович Василий Иустинович, священник

Родился 11.02.1894 года в м.Мир Минской области.

1907-1912 - учеба в 4-классном городском училище в м.Мир. 1914-1915 - писарь в Минском губернском финотделе. 1915 - экстерном закончил Полоцкую учительскую семинарию. 1915- служба в армии. 1916-1917- служба в армии в звании прапорщика.

1917-1919 - писарь в Минском губернском финотделе. 1922-1924 - учеба Виленской духовной семинарии. 1924 - рукоположен в сан священника в г.Вильно. 1924-1933 - законоучитель гимназии г.Дисна, помощник благочинного.

1933-1970 - настоятель церкви св.Параскевы в д.Черневичи Глубокского района, причем до 5.03.1954 - настоятель Вознесенской церкви в. Поречье Глубокского района.

1954-1961 - благочинный Дисненского округа. 

1959 - награжден крестом с украшениями. 1964 - награжден митрой.

26.10.1970 - почислен за штат с предоставлением пенсии. Скончался 15.01.1972 года. [34-36]   

 

AbaburkoАбабурко Никита Иванович

Родился 06.06.1908 в с. Морочь Клецкого района Минской области.

1919 - окончил русское народное училище. 1926 - окончил семилетнюю школу. 1930 - окончил курсы псаломщиков при Жировичском монастыре. 1931-1933 - регент - псаломщик в Успенском Жировичском монастыре.

1935-1941 - псаломщик в д.Лахва Лунинецкого района. 1941-1944 - диакон-псаломщик в церкви г.Житковичи. 1944-1945 - диакон-псаломщик в д.Лахва Лунинецкого района.

1945 - рукоположен в сан священника. 1945-1947 - настоятель храма д. Мокрово Лунинецкого благочиния. 1947-1953 - настоятель храма д. Субботы Дрогиченского благочиния.

1953-1955 -  настоятель Лошницкой церкви в Борисовском районе. 1955-1958 - священник Успенской церкви с. Сморки Борисовского  благочиния Минской области. 26.11.1958-24.06.1965 - настоятель церкви в м.Чашники Витебской области. 27.07.1965-1968 - настоятель церкви в г.Дисна Витебской области.

с 17.06.1968 - 1977 - настоятель Петро-Павловской церкви в д.Прозороки Глубокского благочиния, одновременно.

 1973-1977- настоятель храма св. Параскевы д.Черневичи Глубокского Благочиния.

Скончался 23.10.1977 года, похоронен на кладбище д. Прозороки.  [37]   

  

sudnikСудник Владимир Владимирович, священник

Родился  30.11.1924 года. в д.Боярщина Шарковщинского района. 1938 - окончил 7-летнюю школу. 1938-1943 - занимался земледелием. 1943 - вывезен немецкими оккупантами на работу в Германию. 1944-1946 - проживал в Польше. 

1946-1955 - работал в колхозе в Шарковщинском районе. 1955 - поступил послушником в Жировичский монастырь. 1956-1959 - учеба в Минской духовной семинарии. 1959 - рукоположен в сан диакона. 1960 - рукоположен в сан священника. 1960 - настоятель церкви с.Кулешовка  Климовичского округа Могилевской области. 15.03.1960-1961 - настоятель церкви с.Черетянка  Тереховского района Гомельской области. 1961-1966 - настоятель церкви с.Новый Барсук  Гомельской области. 196-1982 - священник на приходах Смоленской епархии.

с 8.09.1982-1988 - настоятель церкви св.Параскевы в д.Черневичи  Глубокского района.

Скончался 11.11.1988 года в д.Черневичи. [38]   

 

buntoБунто Павел Михайлович, священник

Родился 27.05.1945 в д.Пестуны Миорского района Витебской области. 1960 - окончил школу в д.Дворное Село.

1960-1982 - работал трактористом в колхозе. 1982-1989 - разнорабочий Миорского  ПМК-23.

10.04.1989 -26.03.1990 - священник церкви св.Параскевы д.Черневичи  Глубокского района.

26.03.1990 - выведен за штат. [39]   

 

 

 

Шарох Петр Степанович, священник

Родился в 1955 году. Окончил Минскую духовную семинарию. 12.04.1981 - рукоположен в сан диакона. 10.05.1981 – рукоположен  в сан священника. 1981(?)- 1990 – священник в Спасо-Преображенской церкви г.Полоцк.

С 2.04.1990-1993 - священник церкви Святой Параскевы в д.Черневичи. С 1993  -   настоятель храма Сретения Господня г.п.Ветрино. [40]   

 Шпудейко Сергий, протоиерей

Окончил Минскую Духовную Семинарию (богословско-пастырское отделение). С 1993 - священник  храма Вознесения Господня д. Поречье Глубокского района. С 1993 - священник храма мученицы Параскевы Пятницы д. Черневичи Глубокского района.

В 2016 году ко Дню Святой Пасхи награжден правом ношения палицы. 2018 -  медаль святителя Кирилла Туровского. [41-42]   

 ***

Немного известно и о других служителях прихода.  Из «Литовских епархиальных ведомостей» мы узнаем, что в 1863 году дьячком церкви был некто по фамилии Моложавый.

«2) по Духовным училищам: … Отказано в принятии в низшее отделение училища на казенное содержание резолюциею Его Высокопреосвященства: «Отцы должны воспитывать в низшем Отделении училища на своем содержании» следующим: … Петру Моложавому, сыну дьячка Черневицкой церкви, Дисненскаго уеда». [43]   

Через 10 лет  в тех же ведомостях печатается отчет о заседании Православного Виленского Святодухововского Братства. 

         «Православное Виленское Святодухововское Братство.

Заседание двенадцатое, 4-го июня 1873 года.

Под председательством Преосвященнаго Иосифа. Члены Совета: М. И. Малиновский, А. А. Левшин, П. М. Смыслов, Архим. Мелетий, прот. В. И. Гомолицкий, прот. Дмитревский, прот. А. Курганович и свящ. И. Котович.

III. Расход: По прошению вдовы и. д. псаломщика Черневичской церкви, Дисненскаго уезда (умер 27 марта 1873 года) Екатерины Маложавой, с 5 детьми, оставшейся без средств - что удостоверяет местный священник Соколов - определено: выдать вдове Моложавой 10 руб. и отослать оные чрез Лужковскаго священника о. Александра Соловьевича». [44]   

        Возможно, что после смерти Моложаваго, псаломщиком был Семён Полозов. «21 октября, уволен от службы и. д. псаломщика при Черневичской ц., Дисненскаго уезда, Семён Полозов» [45]   

         28 октября того же года, на вакантное место псаломщика при Черневичской церкви, Дисненскаго уезда, перемещен, согласно прошению, и. д. псаломщика Лужковской церкви, тогоже уезда, Виктор Садковский. [46]   

В 1881 году 12 мая, и. д. псаломщика Заборской церкви, Дисненскаго уезда, Давид Потомский был перемещен к Черневичской церкви, а Виктор Садковский соответсвенно – к Заборской церкви. [47]   

Но буквально через пару месяцев  псаломщик Давид Потомский подает прошение о перемещении его к Нарочской церкви Виленского уезда, прошение было удовлетворено и 2 июня тго же года, взаимно  были перемещены и. д. псаломщиков: Черневичской церкви, Дисненскаго уезда Давид Потомский и Нарочской церкви, Вилейскаго уезда, Иван Зиневич. [48]   

В 1892 году во время ревизии церквей Дисненского уезда Его Преосвященством  Иван Зиневич был посвящен в стихарь. [49]      В 1896 году по прошению он был перемещен к Друйской Преображенской церкви с обязательством обучать детей-школьников церковному пению. [50]       

 В том же году 11 апреля на вакантное место псаломщика назначают  священника Забрезской церкви, Ошмянскаго уезда, Василия Игнатовича,  с запрещением священнослужения. [51]     Он прослужил в приходе недолго,  18 ноября того же года на вакантное место псаломщика назначен Михаил Маркович.

[52]    И он задержался приходе недолго 19 февраля 1897 года он был уволен от должности. [53]   

29 мая того же года на свободное псаломщицкое место назначен исправляющим должность послушник Пожайскаго монастыря Михаил Орлов. [54]   После него псаломщиком служил Контантин Красковский, который 27 августа 1914 года был перемещен к Городиловской церкви, а на его место –Иван Красовский, который 4 декабря того же года согласно прошению по болезни,  был почислен за штат. [55-56]  

После почисления Красовского за штат, к исполнению обязанностей псаломщика был допущен крестьянин Фома Щастный.  Прослужил он недолго и уже 3 марта 1915 года к исполнению обязанностей псаломщика был допущен заштатный псаломщик Гродненской епархии Михаил Моложавый. [57-58]  

 ***

Церковными старостами храма были: 1877-1883 год -   Степан Игнатьевич Грабовский, крестьянин дер. Синайлина  [59-60],  1883 - 1890 гг - крестьянин дер. Стомина Иван Игнатьевич Метла [61],  1890 – 1896 гг - крестьянин дер. Ластовки Иван Николаевич Дударенок [62],  1896 -1909 - крестьянин дер. Ластовки Антон Фомич ІІІинкевич [63-65],    1909 – 1912 - крестьянин дер. Спагальщина Фома Иванович Гирус [66],   1912 -? - крестьянин Иван Николаевич Дударенок. [67]  

 

Люблю я храм в тиши деревьев,

Где величавая глава.

Вознесся купол златоглавый

Под голубые небеса.

Сюда спешат на богомолье

С окрест лежащих деревень.

Здесь пахнет ладаном и смирной.

И люди здесь душой добрей.

 Любой прохожий будто дома —

С любовью встретят и теплом.

Здесь доброта идёт от сердца.

На доброту ответь добром.

                                Светлана Лобанова

   ***                     

Источники информации:

Сайт Глубокского историко-этнографического музея http://glubmusej.by/ru/

[1-6] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015

[7] Литовские епархиальные ведомости.-1863.-№9)

           [8] Литовские епархиальные ведомости.-1864.-№23

           [9]  Литовские епархиальные ведомости.-1875.-№22

[10]  Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№15

[11]  Литовские епархиальные ведомости.-1886.-№14

[12] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№51

[13]  Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№43

[14] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1913.-№19

[15] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła

       prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w

       XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.305

[16] «Памятные книжки  Виленской губернии на 1865-1866 год»

[17]Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-

[18] Литовские епрахиальные ведомости.-1863.-№9

[19]Литовские епархиальные ведомости.-1894.-№52 (некролог)

[20] «Памятные  книжки Виленской губернии на 1869-1911 годы»

[21]Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski

powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.806

[22] «Дополнительный лист к Памятной книжке Виленской губернии    за 1870 год. 

Январь – март 1870 года»

[23] «Памятная книжка Виленской губернии за 1877   год»

[24] «Памятная книжка Виленской губернии   за 1885 год»

[25]«Церковный вестник» от 20 апреля 1896 г.

[26] Литовские епархиальные ведомости.-1866.-№16

 [27] «Памятные  книжки  Виленской губернии на 1913-1915 год»

[28] Литовские епархиальные ведомости 1915-1916;

[29] Сайт прихода  храма  Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by

[30]Адамович О.В. Документы фондов польского периода учреждения «Зональный

государственный архив» г.Молодечно как источник конфессиональной истории

Витебщины 1919-1939гг.// Актуальныя праблемы крыніцазнаўства айчыннай

гісторыі.-Віцебск,2011.-С.139-142

[31] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-

С.954

 [32] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[33]Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По

страницам архивных документов. (Электронный ресурс). -Витебск. -Горидовец

В.В.,2012г.

 [34] Некролог//Журнал Московской Патриархии.-1972-№12.-с.31

[35]Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По

страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец

В.В.,2012г.

[36]Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w

granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-

С.747

 [37-40] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По

страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и

иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

[41] Сайт Полоцкой епрахии http://eparhia992.by/

 [42] Сайт Глубокского благочиния

[43]Литовские епархиальные ведомости.-1863.- №15

[44] Литовские епархиальные ведомости.-1873.-№28

[45] Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№44

[46]   Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№45

[47] Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№20

[48]  Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№23

[49]  Литовские епархиальные ведомости.-1892.-№27

[50] Литовские епархиальные ведомости.-1896.-№11

[51] Литовские епархиальные ведомости.-1896.-№15

[52] Литовские епархиальные ведомости.-1896 № 47

[53] Литовские епархиальные ведомости.-1897.-№8

[54] Литовские епархиальные ведомости.-1897.-№22

[55]  Литовские епархиальные ведомости.-1914.-№17

[56]Литовские епархиальные ведомости.-1914.-№24

[57] Литовские епархиальные ведомости.-1915.-№1

[58]  Литовские епархиальные ведомости.-1915.-№7

[59] Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№39,

[60] Литовские епархиальные ведомости.-1880.-№21

[61] Литовские епархиальные ведомости.-1883.-№23 

[62] Литовские епархиальные ведомости.-1890.-№25

[63]  Литовские епархиальные ведомости.-1899.-№48

[64] Литовские епархиальные ведомости.-1902.-№50

[65] Литовские епархиальные ведомости.-1905.-№49-50

[66] Литовские епархиальные ведомости.-1909.-№1

[67] Литовские епархиальные ведомости.-1912.-№3

 

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

 Глыбоцкі Дом рамёстваў.

sm

kulturaby

god adzinstva

sm full

glub rik

sb kk

dps 2020

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

2018 03 26 00987

gogul

webland

uni

vit

Vitebskie vesti

 

Счетчик посещений

Сёння 0

Учора 31

За тыдзень 248

За месяц 1176

Усяго 65857

Перыяд:

2018-01-01 - 2021-10-24

Зарэгістравалася: 208