Иcтория церкви Преображения Господне в деревне Свило является мало изученной.Известно, что в 1748 году глубокскими монахами Кармелитами босыми был построен деревянный храм в деревне, на землях, принадлежащих монастырю. [1]
Действовала как униатская церковь. Одну неделю её посещали католики, другую – православные. Старожилы упоминали, что еще в начале ХХ в. в церкви был орган.
В 1914 году, во время Первой мировой войны, немецкий снаряд попал в церковь и она сгорела дотла. В 1936 году церковь была восстановлена. Она была очень красивой, стояла на холме и имела высокую колокольню. Говорят, с колокольни была видна даже Крулевщизна.
Каждый год 19 августа здесь проходил большой праздник "для Спасителя". Язеп Драздович часто бывал в Свилах и оставлял картину церкви.
В 1964 году он снова сгорел ...
Благодаря исследованиям Дениса Лисейчикова мы знаем некоторые имена униацких священников.
Обух Пётр
И.о. викария церкви в д.Свила Полоцкого воев. 23.11.1782-10.12.1782 [2]
Болдышевский Стефан
Священник церкви в д.Свила Полоцкого воев. 19.11.1775-13.11.1783, голубичский вице-декан 13.11.1783. [3]
Болдышевский Ян
Священник церкви в д.Свила Полоцкого воев.. 09.10.1774-15.03.1790, голубичский вице-декан 15.03.1790 .[4]
Башкевич Якуб сын Александра
Родился в 1769 году. Дьячек церкви в д.Свила Дисненского уезда 1816-12.04.1834; вдовец 12.04.1834. [5]
Косецкий (Болдышевский) Клеменс сын Стефана.
Родился в 1768 г. Учился в Виленском папском алюмнате; икарий 02.03.1790 и священник 25.10.1804 церкви в д.Свила Полоцкого (потом Дисненского) уезда; презентованый старостой ошмянского суда Тадеушем Катлом в г.Вильно 15.03.1790; инсталирован митрополитом Ф.Ростоцким в д.Рута Новогрудского уезда. 13.07.1790; священник церкви м.Язно Полоцкого (после Дисненского) уезда 13.07.1790-05.05.1798; администратор церкви в м.Путятино Дисненского уезда. 05.05.1798; асессор Диснеснкой сугарционной духовной консистории 28.04.1798-05.05.1798; и.о. ддиснеснкого декана 09.01.1804; диснеснкий декан 25.10.1804. Жена Клара Карнилович. [6]
Косецкий Стефан
Священник церкви в д.Свила Дисненского уезда 02.03.1790-05.05.1798. [7]
Пчолко Ян сын Юстина
Родился в 1790 году. Учился в школе при Березвечском монастыре базилиан; посвящен в сан в 1814 году; администратор (1814-30.11.1819) и священник (12.04.1834-25.02.1837) церкви в д.Свила Дисненского уезда
Бабушка Тереза Карнилович (род. 1748); жена Юльяна Косецкая (род. 1793), сыновья: Антон*1818, Юльян*1822,оба учатся в 3-м классе школы при Березвечском монастыре базилиан 12.04.1834; дочери: Анна *1814, Клара*1819; теща Клара Косецкая*1772; Клары сын Франтишек*1807. [8]
Сасимович Мартин сын Александра
Родился в 1795 (1790?) году. Пономарь церкви в д.Свила Дисненского уезда 12.04.1834.
Жена Марианна*1786; дочери: Анна*1822, Юлия*1828. [9]
Немного сведений о церкви и приходе можно почерпнуть из Литовских епархиальных ведомостей, так «Литовские епархиальные ведомости» за 1864 год №20 сообщают об открытии церковных советов: «По официальным донесениям, сообщенным в Литовскую Консисторию, учреждены церковные советы при следующихъ церквах Виленской губернии по Дисненскому уезду при церквах Ковальской, Залѣсской, Свильской».
Приход церкви состоял из 1 настоятеля и 1 псаломщика. В приход входили: с. Свило, д. Якубовщина, Семота, Яловка, Германовщина, Колево, Типовка, Добрезино, Марга, Перевозы, Бояры, Передолы, Мазнево, Кимахи, Преображенка, Брикацы, Свила, Снарки, Снарки, Кубачнина, Медведево, Новоселки, Новики, Стринкуны, Скребенцы и Юзефово.» [10]
В 1864 г. в церкви проходили торжества по случаю крещения младенца, через погружение в купель. Вот статья из «Литовских епархиальных ведомостей» . – 1864 . - № 24: «Священник Евфимий Сулковский доносит, что 9 числа августа, при стечниіи в большом количеств прихожан Свильской церкви и других соседних приходов в церковь, после Божественной литургии совершено было крещение младенца, чрезъ погружение в купель, деревни Бояре казеннаго крестьянина Иосифа Зайца дочери, которой дано имя Мария и возложен серебряный крест Высочайше дарованный Всемилостивейшею Государынею Императрицею Мариею Александровною. Восприемниками были: Мировой посредник 2 участка Дисненскаго уезда Рачинский с дочерью сего священника Елисаветою, и отставной подполковник Артиллерии Антоновский с Протоиерейскою дочерью девицею Аделаидою Стукаличовою. После совершения крещения, младенец приобщен св. Евхаристии, произнесена Беседа, в коей объяснено значение погружения в купель, возложения креста и цель подарка креста Августейшей Императрицы и проч. За тем окончено это торжество благодарственным молебствиемъ с провозглашением многолетия Государю Императору, Царице, Наследнику Престола и Всему Царствующему Дому.
Еще одно примечательное событие произошло в приходе в 1887 году.
«Село Свила, Дисненскаго уезда. 20-го января текущаго года в нашем селе настоятель местной церкви отец Евфимий Сулковский вместе с днем Ангела праздновал 50-тилетний юбилей своего служения православной церкви. По окончании обедни и молебна явились к юбиляру с своими поздравлениями, кроме раньше приехавшихъ для той же цели соседних священников, местный учитель, волостныя и сельския должностныя лица, многие из крестьян-прихожан, а также и знакомые юбиляра.
Не буду описывать этот, так сказать, скромный семейный праздник, а лучше скажу несколько слов о самом юбиляре, так как он своею полезною общественною деятельностью вполне заслуживаетъ этого. Отецъ Евфимий Сулковский воспитывался в Минской духовной семинарии и 29-го ноября 1836 г. рукоположен был во диакона к минскому кафедральному собору б. архиепископом минским и гродненским Никапором, а затем, постепенно, былъ назначен: в 1843 г. протодиаконом, в 1849 г. законоучителем в Александровское земледельческое заведение, в 1851 г. рукоположен был во священника к Залесской церкви, Дисненскаго уезда, а с 5-го іюля 1852 г. переведен на священническое место к нам, въ село Свилу; в 1866 году назначен духовником Глубокского благочиния, в 1869 г. членом благочинническаго совета, а в 1875 году законоучителем местнаго народнаго училища. Отецъ Евфимий Сулковский, прибыв в 1852 году в село Свилу, первым долгом начал заботиться о своей пастве и, увидевъ, что для темнаго люда недостаточны еще одне поучения съ церковной кафедры, начал поучать, и вне церкви, следить за нравственностью своих прихожан и, как мне разсказывали, не раз и не одного крестьянина-пьяницу в летнее рабочее время вызывалъ из кабака и заставлял его идти на ниву работать. Мало того, своими средствами и стараниями в 1860 г. устроил церковно-приходское училище, в котором единолично вел, преподавание, а затем это училище было переименовано в народное училище, для котораго и назначен был особый учитель. Но и после сего о. Евфимий Сулковский не остался без дела: начал заботиться об открытии училищных отделений и еще с начала 1878 г. устроил воскресныя для народа чтения и беседы.
Теперь же, несмотря на свои уже преклонныя лета, постоянно посещает не только местное училище, но и отделения онаго и церковно-приходския но деревням школы грамотности; позаботился об открытии такой же школы и в дер. Передолах, где жители исключительно состоятъ из старообрядцев, но благодаря влиянию о. Евфимия Сулковскаго в настоящее время уже не чуждаются учить своих детей по учебникам и книгам, даваемым из церковной и училищной библиотек, и охотно нанимают учителя православнаго исповедания, окончившаго курс учения въ народном училище. Теперь уже видны и плоды деятельности о. Евфимия Сулковскаго: молодое поколение прихожа большею частью грамотные, в церкви поют стройно и хор певчих можетъ поспорить даже с хором любаго уезднаго города, а пьяницъ с каждым годом делается меньше. За это о. Евфимий и пользуется у нас во всей окрестности полным уважением и сердечною любовью своих прихожан, которые 20-го января усердно молились, чтобы Господь продлил их любимому пастырю еще долгие и долгие годы и сохранил бы его в той силе и в том здоровьи, каким он пользовался до сих пор. [11]
Но время бежит неумолимо и 1888 году священик Евфимий Сулковский был почислен за штат по старости и предоставлением пенсии: «Назначение пенсий. В июне месяце по Литовской епархии назначены, согласно представлению Епархиальнаго Начальства, Святейшим Синодом пенсии следующим лицам:
5) зашт. священнику Свильской церкви, Дисненскаго уезда, Евфимию Сулковскому с 16 апреля 1888 г.—из Дисненскаго уезднаго казначейства—130 рублей в год. [12]
В 1908 году церковь посетил Высокопреосвященнийших Архиепископ Никандр.
«Поездка Высокопреосвященнаго Архиепископа Никандра в Дисненский уездъ, Виленской губернии, для освященія церкви в с. Голубичах и обозрения соседних церквей.
5-го сентября в 2 ч. 35 м. дня Его Высокопреосвященство отбыл из г. Вильны на ст. Подсвилье Николаевской ж. д.; сопровождали Владыку—ключарь кафедр. собора прот. Голенкевич, Епархиальный наблюдатель и три диакона. ІІо прибытии на ст. Подсвилье, утром 6-го сентября, в 9 ч. утра, Его Высокопреосвященство былъ встречен Глубокским благочинным свящ. Колединским и Дисненским исправником; в сопровождении этих лиц Владыка проследовал в с. Свилу. Село Свила некогда принадлежала православному владельцу Корсаку; один из Корсаков в половине 17 ст. изменил православию и записал свое имение Глубокским кармелитам, которыми, конечно, население было совращено в унию. Для униатов в 1748 г. былъ построен деревянный храм Преображения Господня, существующий до настоящаго времени в виде уже православной церкви, обветшавшей и убогой. В Свильской церкви Владыка былъ встреченъ прихожанами и местным священником о. И. Чистовским с св. крестом и св. водою. После эктении и обычных многолетий (первыя два многолетия
— Царствующему дому, св. Синоду и Высокопр. Никандру — произнесены диаконом о. В. Круковским, а последнее—прихожанам Владыкой) Архипастырь обратился к народу с такою приблизительно речью. «Благодать вам и мир от Бога и Господа нашего Іисуса Христа! Как живете, православные? усердны ли вы к храму Божию? Блюдете ли свою веру православную? Храм ваш древний, но не отличается благоукрашением. Дом молитвы, где вы обычно собираетесь, у вас беден и кое-где протекает. Но каке бы не быле убоге храме ваш, святыня всегда в нем пребывает и всегда будет, так-как здесь совершаются молитвословия, таинства, здесь невидимо пребывает Господь. Св. храм ваш освящен в честь славнаго Преображения Господня. Это должно напоминать вам о необходимости преобразования ваших душ. Господь Иисусъ Христос во время Преображения просиял пред учениками, и «праведники просветятся, как солнце», в царствии Отца небеснаго. Господь просиял «невечерним светом», и вам нужно заботиться о просвещении себя и своих детей светомъ веры Христовой. Но вот у вас детей много, а церковно-приходской школы, к сожалению, нет. Правительство прилагает много забот о просвещении детей ваших и всегда готово придти вам на помощь в этом св. деле.
— Но недостаточно только веровать и ходить в храм на молитву, нужно оправдывать свою веру добрыми делами, доброю христианской жизнью. Итак, исполняйте заповеди Божии, уставы св. церкви, подавайте въ этом добрый пример всем и особенно вашим детям; будьте тверды в своей вере православной и не отступайте от нея. А то вот за наши грехи, за наше отступление от веры Господь наказывает нас непогодой, препятствующей уборке с полей посевов, наказывает нас эпидемическими болезнями, против которых и наша медицина часто безсильна. Предки наши в таких обстоятельствах искали прежде всего помощи у Бога, и избавлялись от бед помощью Божией. И вам нужно молиться и прежде всего просить помощи и заступления у Бога, и Господь Милосердный ниспошлет тогда вам свое благословение, которое и призываю на вас».
—После благословения собравшихся в церкви прихожан, раздачи крестиков и брошюр, и осмотра церкви и ризницы, Владыка посетил мужское народное училище, где былъ встречен учителем с хдебом-солью, и где испытывал учащихся в знании молитв; затм, посетив дом местнаго священника, Архипастырь отбыл в соседнее местечко Плиссу (в 7 верстах от Свилы). [13]
Случались и кражи из церкви. Так «Литовские епархиальные ведомости» за 1891 год №1 сообщают: «Из сундука Свильской церкви, Дисненскаго уезда, как обнаружено 30 минувшаго декабря, со взломом трех замков, похищены неизвестными злоумышленниками 108 р. 32 к. наличных денег и книжка сберегательной кассы за № 359 на 30 р., выданная из Дисненскаго уезднаго казначейства».
И та же газета за 1903 год №44 сообщает, что: «В ночь на 15 октября по взломе железной решотки в алтарном окне Свильской церкви, Дисненскаго уезда, неизвестные злоумышленники проникнули в церковь и похитили до 15 руб. свечной выручки, 65 р. 55 к. разной церковной суммы и книжку сберегательной кассы Плисскаго почтово-телеграфнаго отделения на 108 рублей 78 коп.»
Уделялось внимание в приходе и образованию. Так в «Литовских епархиальных ведомастях» № 8 за 1863 год читаем: «Штабс-Капитан Генеральнаго Штаба Н. М. Беляев пожертвовал 70 литографированных священных изображений — Спасителя, Божией Матери и некоторых святых, и две книжки— «Жизнь Святителя Николая» и «Молитвы вечерния и утренния», для раздачи лучшим ученикам в школах, заведенных при сельских церквах. Эти изображения и книжки, по распоряжению Преосвященнейшаго Александра, Епископа Ковенскаго, на распределение коего были доставлены, отосланы к Глубокскому Благочинному для раздачи ученикам сельских школ в Дисненском уезде: Глубокской, Березвецкой, Ковальской, Свильской и Осиногородской»
В том же году в №9 была помещена Ведомость о церковно-приходских школах Литовской епархии по 1 апреля 1863 года из которой следует, что в с.Свило была открыта священником Евфимием Сулковским школа, которая находилась в причетном доме. Учились в ней 16 мальчиков и 2 девочки. [14]
Говоря об истории церкви нельзя не сказать о священниках, псаломщиках которые служили в приходе.
Сулковский Евфимий Федорович, священник. Окончил Минскую духовную семинарию.
29.11.1836 - диакон в Минске. 1843 - рукоположен в сан священника. 1851-05.07.1852 - священник церкви д.Залесье Дисненского уезда. 1851-1888 (по другим сведениям 5.07.1852-1891) - священник церкви д.Свило Дисненского уезда.
1866-24.12.1891 - священник церкви д.Римки Глубокского благочиния. Помощник благочинного, духовник глубокского благочиния.
Имел крест и медаль в память войны 1853-1856 гг., медаль за усмерение польского мятежа 1863-1864гг., камилавку.
Имел дочь Веру 1853-24.09.1875, Венчалась 9.06.1869 в церкви м.Свила со священником церкви д.Чересы Алексеем Бирюковичем (дети от брака: София 1870, Людмила - 1873).
7 марта 1888 года почислен за шатат по состоянию здоровья [15,16,17,18,19]
Чистовский Петр Дмитриевич, священник
Окончил курс Витебской духовной семинарии. В должности с 7 марта 1888 года. С 3.12.1896 -благочинный Глубокского округа. Имел набедренник. 1888- 1915 (?)- священник церкви д.Свило Дисненского уезда. [20,21]
Видыбида (Відыбіда) Александр Порфирьевич, священник
Родился в семье псаломщика с. Стрельчинцы Брацловского уезда Подольской губерни (сейчас Немировский район Винницкой области, Украина). Окончил Томский императорский университет.
6.10.1923-7.04.1924 - настоятель церкви д. Олбли Русские Камень-Каширского уезда Полесского воеводства. 7.04.1924-1.08.1924 - псаломщик церкви с. Мыщицы Владимир-Волынского уезда Волынского губерни.
1.08.1924 - 4.04.1925 - настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца м.Новый Погост. 4.04.1925-2.11.1932- настоятель Преображенской церкви в. Свила Дисненского уезда (ныне Глубокский район). 2.11.1932-17.10.1932 - священник церкви м.Богино Браславского уезда. 17.10.1934 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы д. Раковичи Лидского уезда. Дальнейшая судьба неизвестна. [22,23]
Баслык Евгений Кондратьевич, протоиерей
Родился 10.01.1910 в г. Вилейка Минской области. 1924 - окончил Вилейскую гимназию. 1930 - окончил Виленскую духовную семинарию. 1934 - окончил богословский факультет Варшавского университета. 17.06.1934 - рукоположен в сан диакона. 9.07.1934 - рукоположен в сан священника.
22.02.1935-3.12.1936 - настоятель Свильской церкви Глубокского благочиния Витебской области.
3.12.1936-20.10.1939 - настоятель церкви в м. Лужки Дисненского благочиния Витебской бласти. 20.10.1939-1.03.1943 - настоятель церкви в м. Сморгонь. 1.03.1943-10.06.1953 - настоятель Георгиевской церкви в д.Гольшаны Ошмянского района. 10.06.1953-20.10.1965 - настоятель Ильинской церкви в г.п.Бешенковичи.
20.10.1965-24.02.1966 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое Витебской области и благочинный округа. с 24.02.1966 - настоятель Ильинской церкви в г.п.Бешенковичи.
Удостоен права служения Божественной литургии при открытых царских вратах до Херувимской песни. Скончался 8.12.1981г. Погребен в г.Вилейка Минской области. [24,25]
Стосуй Иван Михайлович, протоиерей
Родился 17.10.1891 года в д. Николаево Юратишковского района Молодечненской области.
1908-1911 - учеба в Изяславской церковно-приходской школе. 1911-1915 - учитель Антоновской церковно-приходской школы в г.Минске. 1915-1916 - находился в эвакуации в Гайворонском районе. 1916-1918 - учитель Шатиевской церковно-приходской школы Шарковщинского района. 1918 - рукоположен в сан диакона. 1924-1931- настоятель Дрисвятской церкви. 1931-1937 - настоятель церкви в м.Лужки Дисненского уезда.
1937-8.03.1956 - настоятель Преображенской церкви в д.Свило Глубокского района. 8.03.1956 - почислен за штат с предоставлением пенсии. 24.05.1956-1.10.1962 - настоятель Преображенской церкви в д.Свило Глубокского района.
1.10.1962 - почислен за штат с предоставлением пенсии 6.06.1963-15.11.1963 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г.Глубокое. 15.11.1963 - почислен за штат с предоставлением пенсии. Проживал в Брянской области. [26]
Скобей Георгий Николаевич, священник
До 1960 - настоятель Ильинской церкви с.Божино Минской области. 30.08.1960 -13.02.1968 - настоятель Преображенской церкви в д.Свило Глубокского района. с 13.02.1968 - 2-й священник в Варваринской церкви г.Пинска. [27]
Белоус Игнат, псаломщик
12.03.1925-31.10.1931 – псаломщик церкви в д. Свила Глубокского благочиния. 31.10.1931-26.01.1934 – псаломщик церкви д. Андроны Поставского благочиния. 26.01.1934-21.06.1935 – псаломщик церкви в д. Кривичи Долгиновского благочиния. 21.06.1934-9.07.1936 – и.о. псаломщика церкви м. Ивенец Воложинского благочиния. 09.07.1936-16.11.1937 – псаломщик церкви м.Николаево Воложинского благочиния. [28]
Главацкий Иван, псаломщик
Псаломщик Дукштанской церкви Ковенской губернии. 27.07.1916 – ? - псаломщик церкви в д. Свила Глубокского благочиния. [29]
Зенкович Андрей, псаломщик
Окончил Виленское духовное училище. 05.04.1888 – 12.05.1916 псаломщик церкви в д. Свила Глубокского благочиния. 12.05.1916 – уволен за штат по причине болезни. Указом Св. Синода от 19.08.1916 за № 10228 назначена пенсия 100 руб. в год начиная с 28 мая 1916 года. [30,31,32]
Кривенко Владимир, псаломщик
Псаломщик церкви м.Новый Погост Друйского благочиния. 1.08.1924-30.10.1924 - псаломщик церкви м.Щущин Доуйского благочиния. 30.10.1924-11.03.1925 - псаломщик церкви д.Андроны Глубокского благочиния. 11.03.1925-29.11.1932 - псаломщик церкви м.Плисса Глубокского благочиния. 29.11.1932-18.11.1933 - псаломщик церкви м.Дуниловичи Мядельского благочиния. 18.11.1933-19.09.1938 - псаломщик церкви м.Иоды Браславского благочиния. 19.09.1938 - псаломщик церкви д.Свило Глубокского благочиния. [33]
Покровский Григорий Иоаннович, священник
Окончил Тверскую духовную семинарию. Инспектор Виленского духовного училища. 1866- 16.10.1866 - священник церкви м.Плисса Дисненского уезда. 16.10.1866-12.08.1872- настоятель церкви Николая Чудотворца м.Дисна. Около 1867 - 1872 - настоятель Свято-Николаевской церкви г.Дисна. Запрещен в служении священником. 23.08.1873-28.12.1873 - псаломщик Преображенской церкви в.Свила Дисненского уезда (теперь Глубокский район). 28.12.1873 - уволен с правом самому искать место псаломщика. Дальнейшая судьба неизвестна. [34.35,36,37,38,39,40]
Сцепуржинский Михаил Онуфриевич, протоиерей
Родился 05.05.1893 года в м.Городок Молодечненской области. 1909 - окончил 2-х классное училище в м.Городок.
1913 - в Виленской духовной семинарии сдал экзамен на звание псаломщика. 1914-1915 - псаломщик в церкви с.Батурино Молодечненской области. 1915-1918 - служба в армии. 1919-1922 - псаломщик в церкви с.Хотенчицы Виленского уезда. 1922-1923 - псаломщик в церкви с.Спягло Свентянского уезда. 1923-1924 - псаломщик в церкви с.Свило Дисненского уезда. 1924-1925 - псаломщик в церкви д.Лебеда Лидского уезда. 1925-1942 - псаломщик в церкви с. Дикушки Желудокского района Гродненской области. 1941- сдал экзамен для рукоположения в сан в Жировичской духовной семинарии. 1942-25.02.1952 – священник церкви с.Турейск Дикушки Желудокского района Гродненской области. 25.02.1952-05.05.1954 – священник в Троицкой церкви д.Псуя Глубокского Благочиния. С 05.05.1954 – священник церкви д.Гнездилово Докшицкого района, затем до 1965 настоятель Чересской церкви Миорского района.
13.07.1965 – почислен за штат с предоставлением пенсии. Умер в 1965 году. Похоронен на кладбище "Коптевка" в г.Глубокое.
Отец - Онуфрий, более 50-лет был псаломщиком м.Городок. Брат - Иоанн 18.04.1895-1970, протоиерей м.Городок. Сестра - Надежда 1899, псаломщик 1945-1959 (Дисна и др.). Жена - Мария Ивановна 1898-1963 Глубокое. Дочь - Людмила 28.11.1923-25.04.1993 Глубокое. Сын - Ростислав 1928-, священник-Докшицы, Гродно. (1972-1973- благочинный Гродненской епархии). [41,42,43,44]
Филиппович Викентий, псаломщик
15.04.1874 - 05.04.1888 – псаломщик церкви в д. Свила Глубокского благочиния. 05.04.1888 –перемещен в с.Узлы Вилейского уезда под особый надзор. [45,46]
Старостами церкви были крестьянине деревни Свило Иван Васильевич Ледник (1874-1880,1881-1896) [47,48,49,50], Стефан Иустинович Сивко (1880-1881) [51], Петр Матвеевич Ячник (1896 -1909) [52,53], Василий Игнатьевич Мойсеенок (1909-1917) [54,55] .
К сожалению, этого старинного храма не стало в 1914 году, когда храм сгорел от пападания снаряда во время Первой мировой войны, позже, в 1936 году он был восстановлен. Зимой 1964 года страшный пожар уничтожил не только здание, но и всю церковную утварь, старинные иконы и церковные документы. До наших дней дошло только несколько фотоснимков церкви, а так же её вид сохранила картина известного художника Язепа Дроздовича, которая хранится в местном школьном музее [56]
Источники информации:
[1]Материалы по истории и географии Виленского и Диснеснкого уездов Виленской губернии / изд. А.Сапунова и кн. В.Друцкого-Любецкого . – Витебск, Губернская Типо-Литография, 1896 . – С.165
[2] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.96
[3] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.129-130
[4] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.130
[5] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.137
[6] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.294
[7] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.295
[8] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.432
[9] Лісейчыкаў Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.-Мн.: Беларусь, 2015.-С.470
[10] Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№15
[11] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№11
[12] Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№37
[13] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1908.-№18
[14] Литовские епархиальные ведомости.-1863.-№9
[15] «Памятные книжки Виленской губернии на 1865-1888 год»
[16] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/
[17] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna
Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.835
[18] Литовские епрахиальные ведомости.-1863.-№9
[19] Литовские епрахиальные ведомости.-1888.-№11
[20] «Памятные книжки Виленской губернии на 1889-1915 год»
[21] Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№11
[22] Grzegorz Sosna” Hierarchia i Kler kościola prawosławnego w granicach ИИ i Rzeczypospolitej Polski powojennej w XIX-XXI wieky” Ryboly 2012.-С.926
[23] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by
[24] Некролог // Журнал Московской Патриархии. - 1983. - № 1. - С. 32
[25] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон.,текст.дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).
[26] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.
[27] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.
[28] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna
Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.114
[29] Литовские епархиальные ведомости.-1916.-№9
[30] Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№15
[31] Литовские епархиальные ведомости.-1916.-№3
[32] Литовские епархиальные ведомости.-1916.-№11
[33] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna
Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.449
[34] Памятные книжки Виленской губернии 1867-1872гг.
[35]Литовские епархиальные ведомости.-1866.-№16
[36]Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№1
[37]Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/
[38]Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna
Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.687
[39] Литовские епархиальные ведомости.-1873.-№30
[40] Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№1
[41] G.Sosna- "Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku" - Ryboly - 2012.
[42] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/
[43] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.
[44] Зубко В. Церковная жизнь на территории современной Гродненской епархии в 1945-1991 гг.: дипломная работа.-Жировичи,2012
[45] Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№17
[46]Литовские епархиальные ведомости.-1888.-№15
[47] Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№29
[48] Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№38
[49] Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№39
[50] Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№36
[51] Литовские епархиальные ведомости.-1880.-№51
[52] Литовские епархиальные ведомости.-1896.-№42
[53] Литовские епархиальные ведомости.-1909.-№14
[54]Литовские епархиальные ведомости.-1914.-№3
[55] Литовские епархиальные ведомости.-1906.-№17
[56] Скрабатун, У. Свіла // Вольнае Глыбокае .- 2005 .- №15
15.07.2020, Спасибёнок В.Т., директор ДУК "Глубокская ЦБС"