Знай наших: Петр Васильевич Авсиевич

Pravoslavie 0129 июня 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения Петра Васильевича Авсиевича. 

Avsievich Petr Vasilevich

Авсиевич Петр Васильевич родился 29.06.1925 года в д. Дуновик (Толочинский р-н, Витебская обл.) в глубоко верующей семье. Его дедушка был церковным старостой, отец пел в церковном хоре. Однако, после окончания школы, он поступает в Витебский финансово-экономический техникум, планирует стать экономистом.

С началом войны он возвращается домой, на уже оккупированную немцами родину. Жизнь под оккупацией была нелегкой - познал и концлагерь, и биржу, и едва не угодил в Германию...

После освобождения Беларуси Пётр вместе с отцом был призван в ряды Красной Армии. В течении месяца мобилизованные добирались пешком, через Сморгонь, Ошмяны, в Литву, где прошли "курс молодого бойца" и были отправилены на фронт.

Во время одного из наступлений, боец 167-го стрелкового полка Авсиевич П.В. получил тяжелое ранение. Четверо убитых товарищей и он, очнувшийся на дне окопа. Долго не мог понять, где находится, что за время, сколько был без памяти... Нетерпимо болело все тело. Это потом врачи насчитали 16 осколочных ранеий. Один из осколков застрял всего сантиметре от сердца, то лишь потому, что попал в нательный крестик... Тогда же, лежа в окопе, он дал обещание Богу - если выживет, служить Ему всю оставшуюся жизнь. Было это 16 августа 1944 года.

Четверо суток то впадая в забытьё, то возвращаясь в сознание оставался он в окопе, в тылу у немцев. На четвертый день наши войска сломали сопротивление немцев, оттеснив их с позиций. В окоп спрыгнули наши бойцы.

- Сколько их здесь наворочено, и ни одного, наверное, живого, - сказал один.

- Да я живой, - услышали они тихий голос.

Бойцы наспех сделали перевязку. Перевязывали, и только головами качали: все тело представляло собой сплошную рану, а крестик - согнулся от попадания осколка.

- Видно, добрый твой Бог, парень,- сказал ему пожилой солдат.- Сам сможешь двигаться? Если можешь, ползи по окопу, там свернешь налево. А там и наши.

Преодолевая боль, парень пополз. Вскоре показался хутор, а возле него он увидел небольшой, в два венца, колодец. Пить хотелось невыносимо, он нагнулся над срубом, но воды достать не смог. Тогда снял сапог с ноги и зачерпнул им воду... Там же у хутора его и подобрали санитары. Затем был санбат, госпиталь в Каунасе. Раны не заживали, доктора уже и рукой на него махнули: «Этот уже не жилец». Но предложили операцию – согласился. Вынули осколки – стало легче дышат! Было решено отправить Петра в Арзамас, в госпиталь для выздоравливающих. Однако, пока доехал до госпиталя, раны воспалились, перенёс очередную, более сложную операцию. И только вера в Бога помогала терпеть боль.

В апреле 1945 года медкомиссия, признала Авсиевича Петра Васильевича негодным к службе, установила ему инвалидность. Тут же в госпитале получил письмо от матери, которая сообщила, что отец погиб 27 июля 1944 года при форсировании Немана.

В конце апреля 1945 г. Петр Васильевич вернулся домой. Местное руководство, учитывая, что отец погиб, а сын вернулся инвалидом, предложила Петру работу в спецсвязи. Он согласился. 

В это же время он познакомился с пожилым настоятелем церкви – отцом Никифором. В разговорах о религии, о Боге провели они не один час. Вот тогда и зародилось у Петра желание пойти учиться на священника. Тем более в 1946 г. в Жировичах при монастыре планировалось открыть семинарию. Однак, были открыли только пастырские курсы, поступить на которые в тот год ему не удалось – не прошел по конкурсу. Пришлось вернуться домой.

Через год Пётр получает вызов на экзамены в Минскую духовную семинарию. Приехал и растерялся, на 50 мест – 300 абитуриентов. В экзаменационной комиссии – митрополит Питирим, уполномоченный республиканского Совета по делам религий и другие. Но растерянность прошла быстро.

Поступающим предложили темы сочинений - “Памятный день в моей жизни” и “Почему я хочу стать священником?”. И перед глазами Петра восстал тот памятный день - 16 августа 1944 года. Сочинение он написал на отлично. С другими предметами тоже проблем не было: он бегло читал по-старославянски, знал молитвы. И в 1947 г. он стал семинаристом. Четыре года учебы прошли незаметно. По окончании семинарии женился. Был рукоположен в диаконы. А 28 октября 1951 г. митрополит Питирим посвятил его в священники. В этот день началось его служение Богу, которое длилось без малого 55 лет.

Начались службы по приходам – Цепря, Круглое, Толочин, Новый Свержень... Повсюду власти принимали молодого священника с недоверием. А когда убеждались, что он ведет себя как подобает священнику и христианину, то всеми правдами и неправдами старались избавиться. Порй прямо в глаза заявляли: “Ты нам не нужен”. Так, отслужив последнюю церковную службу в Толочино, о. Пётр 25 февраля 1962 года решает ехать в Москву – “искать правду”. Хоть и с трудом, но попал на прием к митрополиту Алексию, а оттуда – к главному уполномоченному Совета по делам религий Куроедову. Там пообещали во всем разобраться.

Через некоторое время о. Петра вызвали в Совета по делам религий в Минске. Разговор пошел в другом тоне:

- Ах, жаловаться на нас вздумал в Москву. Мы покажем тебе столицу! Собирайся на Глубоччину в Ковальскую церковь и не рыпайся оттуда никуда!

Hram Kavali. В октябре 1963 г. протоиерей Пётр Авсиевич был направлен в Свято-Успенский приход д.Ковали. Осмотрел запущенный храм, ветхий дом на хуторе, где ему предстояло жить вместе с семьей и... приступил к церковной службе. Новый настоятель присматривался к прихожанам, они - к нему. Постепенно со стороны прихожан появилось у важение и доверие к батюшке. Позже они помогли с переездом в новый дом. Его верная спутница – Валентина Николаевна, стала руководить церковным хором. Мог ли Пётр Авсиевичон предугадать, что здесь он будет жить и служить на протяжении сорока лет...  

Ветеран, инвалид Великой Отечественной войны, щедрейшей души человек, его уважали и  безмерно любили все сельчане. Саулич Лидия Васильевна (д. Ковали):

 «Отец Петр с семьей жили очень скромно, бедно можно сказать. Когда они решили перебраться в деревню, то люди, узнав об этом, пришли все помогать. Все вместе перевезли дом, помогли сложить. ... Честный был, копейки чужой не возьмет. Служил до последней минуты своей. ... Переживал очень за детей, когда те учились в школе, все-таки дети батюшки, но никогда не ходил, не требовал ничего, не просил, все через молитву».

Рыбакова Ия Ивановна (д. Шараги): «Интеллигентный, скромный человек. Всегда приветливый, с улыбкой, слова плохого от него никто не слыхал. Истиной веры человек».

Ильющенкова Леокадия Михайловна (д.Обруб): «Помню, у отца Петра всегда было много книг. Я тогда ходила по переписи, приходя к нему в дом не знала, как к нему обращаться. Всегда говорила Петр Васильевич и думала, а вдруг обидится, он с доброй улыбкой говорил, называй по светскому, я не в обиде. ...

Однажды на автостанции в городе отец Петр присел на скамеечку, где сидел интеллигентного вида мужчина, тот увидев, что рядом сел батюшка, встал и ушел. Отец Петр сидел низко опустив голову, я подошла к нему поздоровалась, он поднял голову и я увидела в них столько боли. Присела, разговорились и из его глаз ушла эта боль, они снова стали светиться радостью. Истинной веры был человек, к нему за помощью можно было обратиться в любой день».

Жизнь налаживалась: были свои радости и горести. Надумалось местному начальству закрыть храм в Ковалях, как это было раньше в Голубичах, Мамаях. Только для этого надо была причина и желательно – отсутствие священника. Вот и стали уговаривать о.Петра перебраться в Глубокое вторым священником в храм, там, мол, и размах побольше, и возможности другие, да и детям есть где свободное время проводить. Только он остался верен своим прихожанам.

В свое время отец Петр встречался со святой блаженной Валентиной Минской:

«Приехал я к матушке и сказал, что детям запрещено ходить в церковь. Она ответила: "Не имеют права, таковых бо есть Царствие Небесное". Я спросил, водить ли своих детей в церковь? "Да, – ответила матушка".

Жили мы бедно. По три дня не было хлеба, так как сельские дороги заметало снегом и хлеба не привозили. Но голода мы не видели по милости Божией и матушкиным святым молитвам. На Пасхальную службу в Свято-Успенском храме села Ковали, где я служу, нет электрического света. И было темно. Нужно было читать Апостола. Мой сын школьник держал возожженную свечу, чтобы видно было читать. Про это узнали власти. Меня вызвали в райисполком, где говорили, что отнимут Справку. В то время без справки уполномоченного по делам религии служить нельзя было, да и церковь могли закрыть, так как приход сельский.

Расстроенный, я поехал к матушке Валентине. Она сказала: "Не имеют права за такой мелкий случай отнять справку". Приехал от матушки – вопрос этот больше не поднимался в райисполкоме. Слава Богу, все обошлось по молитвам матушки…».

о.Петр очень часто ездил к матушке Валентине. Даже если ехал на встречу с митрополитом, то первым делом встречался с матушкой, а затем только шёл на прием. Трижды был заготовлен приказ о переводе отца Петра в другие приходы и трижды митрополит Антоний забывал о них. Вспоминая это, его сын Николай убеждён, что это все происходило по молитвам Валентины Минской.

И еще одно воспоминание о.Петра: «…Однажды матушка сказала: "Вот батюшка трех батюшек привел!" – и повторила это три раза. Часто она говорила Ефросиньи: "Иди, встречай! Идет батюшка и трех батюшек ведет!" И действительно, после обеда приезжал я к матушке. Дети мои в то время были маленькие. Теперь они – священнослужители».

Avsievich P.V.semjya о.Петр и матушка Валентин имели трёх сыновей и дочку. Сыновья избрали дорогу священничества: Дмитрий – клирик Храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Полоцк, Николай – протодиакон Свято-Духова кафедрального собора г. Минск, Иоанн - протодиакон прихода храма в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Гродно.

 

 

 

 

Avsievich Petr Vasilevich 2В последние годы служить о. Петру было тяжело и ему помогал сын  - о.Дмитрий. Но до последней минуты о.Пётр оставался верным Богу. 

 Умер Авсиевич Петр Васильевич в 2006 году, похоронен на кладбище д. Ковали.

Отец Петр был награжден наперстным крестом; имел военные награды: орден Отечественной войны I степени, медали “За победу над Германией”, “За боевые заслуги”, семь юбилейных медалей.

Источники информации:

  1. Антонаў, К. “Памятныя дні” айца Пятра / К. Антоноў // Веснік Глыбоччыны. – 1992 . – 25 жніўня
  2. Авсиевич, Н. Служение в радость / Н. Авсиевич // Ступени . – 2008 . – №2
  3. Воспоминания прихожан Свято-Успенской церкви д. Ковали
  4. Кватера, Е. Династия духовных воспитателей / Е. Кватера // Веснік Глыбоччыны . – 2009 . – 6 студзеня
  5. Некролог // Царкоўнае слова . – 2006. – № 21 . – С.11
  6. Хайноўскі, А. Кавальская царква / А. Хайноўскі // Веснік Глыбоччыны . – 2003. – 22 сакавіка
  7. OSR "Житие блаженной Валентины Минской". Православное Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске. 2007. http://hramlavrenty-svetoch.narod.ru/
  8. Сайт храма Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Гродно https://prodromos.by/hram-page/duhovenstvo-hrama/
  9. Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917–1990). По страницам архивных документов [Электронный ресурс]. Электрон., текст. дан. и иллюстр. (85Мб). Витебск: Горидовец В.В., 2012. 1 электрон. диск (СD-R).

Спасибёнок В.Т.

Пошук па сайту

Russian Belarusian Chinese (Traditional) English French German Italian Spanish
Версия для слабовидящих

sm

kulturaby

2024 gk

80 god vuzvalennya Belarusi

forum 2024

bazar 2024g

mchs

01

glub rik

02

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

uni

vit

Vitebskie vesti

pomogut.by

scyag gerb

qr

 

Счетчик посещений

Сёння 222

Учора 198

За тыдзень 828

За месяц 2988

Усяго 139149

Перыяд:

2018-01-01 - 2024-04-18

Зарэгістравалася: 283