Древний деревянный храм Преображения Господня в деревне Верхнее документально известен с 1767 года. Фундушевой записью Черноусовского старосты Ивана Городенского и его жены Петронелли в 1769 году Верхнянской церкви были переданы два крестьянских семейства. За это они обязали священника, равно как и будущих священников церкви, служить молебны о здравии и заупокойные, по родственникам дарителей[1].
Церковь - памятник народного зодчества. Храм 3-частичной объемно-пространственной композиции: прямоугольные в плане сруба притвора, молитвенные залы, апсиды. Срубы накрыты 2-склонными крышами, над апсидой с вальмами. /// .....
В селе сохранилась деревянная православная Спасо-Преображенская церковь постройки начала XX века. Она включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь[2].
Благодаря исследованиям Дмитрия Лисейчикова нам известны имена священников, которые служили в униацком храме.
Боготкевич Василий
Викарий церкви в м. Верхнее Дисненского уезда, 05.05.1798[2]
Барковский Иосиф
Посвящен в священники пинско-туровским епископом Ю.Булгаком 06.07.1746; презентаваный виленским земским судьей Михаилом Городейнским 01.07.1758; администратор 24.04.1752 и священник (01.07.1758-15.03.1763) церкви в м.Верхнее Ошмянского уезда (теперь Глубокский район).[3]
Вериго Михаил сын Гавриила
Родился в 1730 году. Администратор церкви в д.Верхнее Ошмянского (после Дисненского) уезда (теперь Глубокский район) 10.10.1795.
Жена Елена дочь Иосифа*1746; сыновья: Ян*1781, Антон*1786; дочери: Барбара*1775, Марциана (Марфа)*1783.[4]
Ламонович N.
Священник. Администратор церкви в д.Верхнее Ошмянского (после Дисненского) уезда (теперь Глубокский район) 23.10.1788; мядельский декан 23.10.1788.[5]
Хаткевич Томаш
Презентованый погерновским старостой Гилярием Хаминским и его женой Анной Копать; возведен в сан и инсталлирован митрополитом А.Шаптицким 23.09.1730; священник церкви в д.Верхнее Ошмянского уезда (теперь Глубокский район) 23.09.1730-13.02.1732.[6]
Шостак Пётр сын Яна
Родился в 1783 году. Учился в школе при Онуфриевском монастыре базилиан; возведен в сан в 1801 году; администратор церкви в д.Верхнее Дисненского уезда (1811-1829).
Жена Теофилия Климонтович *1790; сыновья: Ян*1808, Ян*1815, Александр *1817, учится в училище духовного ведомства 24.04.1834; дочери: Юстина*1811, Домицилла*1818, Марианна*1822, Юлия*1826; шурин Филипп Недведский*1774. Умер в 1829 году.[7]
Шостак Ян сын Петра
Родился в 1808 году. Дьячек церкви в д.Верхнее Дисненского уезда 24.04.1834.[8]
Шостак Ян сын Петра
Родился в 1747 году.
Викарий церкви в д.Волосовичи Оршанского уезда 03.12.1774; получил разрешение на переход из Полоцкой архиепархии в Киевско-Виленскую; презентованый полковником войск ВКЛ Робертом Бжостовским и яго женой Анной из Плятеров в м.Мосар Ошмянского уезда (теперь Глубокский район) 15.05.1776; священник церкви в м.Мосар Ошмянского уезда (теперь Глубокский район) (15.05.1776-29.10.1795); администратор церкви в д. Верхнее Дисненского уезда (теперь Глубокский район) 05.05.1798.
Жена Домицилла дочь Александра Климонтовича *1757; сыновья: Пётр*1783, Онуфрий,*1786, Александр*1787, все трое “учатся в школах польским и латинским наукам” 29.10.1795, Роберт-Ян*06.12.1785, Тадеуш*1792; дочери: Винцента*1781, Агата*1784.[9]
Шостак Ян-Роберт сын Яна
Родился 06.12.1785 года
Крещен в церкви в м.Мосар Ошмянского уезда (теперь Глубокский район). Учился в школе при Березвечским монастыре базилиан (св-во № 10 от 29.06.1815); работал преподавателем и воспитателем в Лужковском коллегиуме пиаров (св-во от 25.02.1816), Полоцким коллегиуме пиаров (св-во №24 от 19.09.1823); школах при Пинском монастыре францисканцев (св-во №123 от 04.07,1821), Сокольниковским монастыре францисканцев (св-во от 28.06.1822), Ушацким монастыре доминиканцев (свидетельство №85 от 04.04.1826); священник церкви в д Верхнее Дисненского уезда (теперь Глубокский район) 24.04.1834; администратор церкви в м.Солоневичи Лепельского уезда 25.02.1834.
Жена Юстина Нестерович*1795, умерла 27.10.1812, похоронена на кладбище в д.Худовцы Копыского уезда.[10]
Щербиций Якуб
Священник церкви в д. Верхнее Дисненского уезда (теперь Глубокский район) 28.07.1767-03.11.1784.[11]
Язгунович Илларион сын Антона
Родился в 1806 году.
Учился в Полоцкой духовной семинарии 09.04.1834; священник церкви в д. Верхнее Дисненского уезда (теперь Глубокский район) 25.02.1837 г.[12]
Пережила церковь несколько восстановлений и ремонтов. Есть свидетельства, что первый раз здание ее восстанавливалось в 1822 г., второй раз – в 1956 г. В 1855 г. на деньги местного помещика Снитко она был существенно отреставрирована. В ней впоследствии и нашли приют многие святыни закрытой Мосарской церкви. В 1887 г. на средства прихожан была положена новая гонтовая крыша, а в 1890 – на средства архиерея Кронштадского собора о. Иоанна сделан новый потолок. В 1898 г. на средства прихожан и фельчера Иосифа Матиевского сделан новый деревянный пол.
«Изъ отчета Св. Синоду о состояніи епархіи за 1912 годъ.
6) Производились работы по капитальному ремонту Верхнянской церкви, Дисненскаго уѣзда, на отпущенную изъ казны сумму 3600 руб.»[13]
В 1912 году состоялось освящение возобновленной церкви. «21 октября состоялось освященіе возобновленной верхнянской приходской Спасо-преображенской церкви Дисн. у., представляющей собою одну изъ древнѣйшихъ православныхъ Святынь С.-З. края. Того же числа состоялось въ верхнянской народной школѣ торжество наименованія ея именемъ б. попечителя Виленскаго учебнаго округа Ивана Петровича Корнилова. Въ классной комнатѣ школы установленъ портретъ Ив. П. Корнилова и бронзовая доска съ надписью о времени открытія школы, въ ознаменованіе исполнивщагося 28 августа 1911 г. 100-лѣтія со дня рожденія его».[14]
В 1876 г. приход Преображенской церкви в деревне Верхнее состоял: «Настоятель 1. Псаломщикъ 1.
С. Верхнее, Д.д. Новоселки, Васеки, Мацясы, Раковцы, Адамовцы, Мурга, Ярысино, ІІапище, Бервяки, Зелеска и Батраки».[15]
В 1886 году приход насчитывал 996 душ обоего пола.[16]
Согласно приходское книге в 1905 г. приход насчитывал 617 мужчин и 558 женщин.
В 2020 г. приход насчитывает чуть больше 300 человек.
3 ноября 1864 года при церкви был открыт церковный совет.[17]
В 1906 году священнику церкви было положено жалования 400 рублей в год, псаломщику - 117 руб. 60 коп. В приходе имелось 38 десятин земли, притч церкви был обеспечен и постройками.[18] () ++фото .............
В 1884 г. в благочинии широко отмечали 50-летний юбилей священничества священника Преображенской церкви Иллариона Яжгуновича, о чем писали Литовские епархиальные ведомости:
«Сего 1884 года, 3 октября, духовенство Глубокскаго благочинія, Дисненскаго уѣзда, Виленской губерніи, праздновало 50-лѣтіе священства своего сослуживца, священника Верхнянской церкви Иларіона Яжгуновича. Юбиляръ сынъ священника Антонія Яжгуновича, окончил 3 класса въ Минской гимназіи и въ 1834 году, 3-го октября, по надлежащемъ приготовленіи, Викаріемъ Полоцкой епархіи, Епископомъ Оршанскимъ Василіемъ руположенъ во священника къ Верхнянской церкви, въ которой и теперь служитъ настоятелемъ. За усердіе на службѣ въ разное время, постепенно, онъ награжденъ бедренникомъ, скуфьей и камилавкой он получилъ медали въ память Севастопольской войны 1854 года и усмиренія польскаго мятежа 1863 года, — вдовъ и отъ роду теперь имѣетъ 78 лѣтъ. За добродушіе и общительный характеръ онъ пользуется всеобщимъ уваженіемъ.
Эти благородныя черты и рѣдкій случай 50 лѣтъ священства на одномъ мѣстѣ, побудили духовенство Глубокскаго благочинія почтить сей служебный юбилей глубокаго, по еще бодраго, старца церковной службой и послѣ оной, нижеслѣдующимъ стихотворнымъ привѣтомъ въ его домѣ, написаннымъ и прочитаннымъ мной отъ лица собравшихся священниковъ.
Достопочтеннѣйшій собратъ нашъ и сосѣдъ!
Въ день знаменательный и рѣдкій въ нашей службѣ—
Въ день службы здѣсь твоей пятидесяти лѣтъ
Мы, какъ друзья твои, пріѣхали, по службѣ,
Поздравить здѣсь тебя и пожелать всего,
Чего душа твоя въ семъ мірѣ лишь желаетъ—
Здоровья, радости и помощи Того!
Кто сохранялъ тебя всегда и сохраняетъ!
Священникъ Іоаннъ Чернѣкевичъ”.[19]
Интересная статья о церковном пениии в Верхнянском приходе была размещена в Литовских епархиальных ведомастях за 1886 год:
«О церковномъ общемъ пѣніи въ с. Верхнемъ.
Общее церковное пѣніе въ Верхнянскомъ приходѣ стало подыматься лишь съ прошлаго года, съ назначеніемъ въ нашъ приходъ священника о. Ивацевича. Служа лишь первый годъ священникомъ, нашъ уважаемый батюшка ревностно принялся за устройство своего, бѣднѣйшаго во всемъ благочиніи, маленькаго прихода и за одинъ годъ своей службы успѣлъ сдѣлать многое.
- Павелъ, по прибытіи въ Верхнее, принялся за обученіе прихожанъ пѣнію. Созывая народъ въ училище для воскресныхъ чтеній, онъ старался удѣлить часъ времени и на церковное пѣніе, пріучая всѣхъ, безъ различія пола и возраста, пѣть извѣстныя молитвы. Спѣвки отъ времени до времени, по указанію священника, повторялъ и учащалъ псаломщикъ и къ осени этого года получился результатъ довольно утѣшительный. Осенью я перемѣщенъ былъ въ Верхненское народное училище. Зайдя первый разъ въ храмъ Божій, я былъ пріятно удивленъ слышаннымъ: въ продолженіи всенощнаго бдѣнія псаломщику, довольно стройно, помогали пѣть три взрослыя дѣвушки и четыре мужчины. На другой день, когда я познакомился съ батюшкой и высказалъ свое впечатлѣніе, о. Павелъ предложилъ и мнѣ присоединиться къ этому дѣлу. Съ этого времени спѣвки производятся въ училищѣ, на которыя постоянно приходитъ псаломщикъ и въ свободное время, священникъ. Въ будніе дни приходятъ на спѣвки изъ Верхняго шесть дѣвушекъ и пять мущинъ, а въ воскресные дни всѣ собирающіеся въ училище для чтеній. За обѣдней поющіе становятся посрединѣ церкви, съ тѣмъ, чтобы всѣ молящіеся имѣли возможность присоединяться къ нимъ. Постоянно поющихъ і посѣщающихъ спѣвки четырнадцать человѣкъ.
Для поющихъ дѣвицъ, какъ для будущихъ матерей, пѣніе ймѣетъ несравненно важнѣйшее значеніе. Въ крестьянской средѣ мать единственная воспитательница своихъ дѣтей. Она одна, никто больше, кладетъ и зиждетъ нравственный фундаментъ въ подрастающемъ человѣкѣ. Надъ колыбелью чаще всего раздается мотивъ услаждающей душу церковной Пѣсни, потомъ ребенку передадутся живымъ, понятнымъ Материнскимъ словомъ молитвы, и уже сколько пользы и школѣ, и церкви! Такой прочной закладки не вытравитъ никакое постороннее вліяніе.
Остается пожалѣть что наша бѣдная церковь не можетъ поощрять поющихъ дѣвочекъ въ видѣ маленькихъ подарковъ. Правда, о. Павелъ, по мѣрѣ возможности, награждаетъ ихъ, но и такая выдача довольно чувствительна. Успѣхамъ общаго пѣнія, помогаютъ воскресныя и праздничныя чтенія въ школѣ и, можно съ увѣренностью сказать, что уже положено прочное основаніе дальнѣйшихъ успѣховъ этого дѣла. А между тѣмъ сдѣлать это въ пашемъ приходѣ было болѣе, чѣмъ затруднительно. Учитель Верхнянскаго народнаго училища Феодоръ Новицкій.”[20]
В июле 1910 г. в Литовское Епархиальное Древлехранилище из Верхнянской церкви поступили следующие предметы:
«... 403. Рѣзная фигура Страждущаго Спасителя изъ одного куска дерева, окрашенная. Выш. 2 ар, 4 д. На главѣ терновый вѣнокъ, руки связаны веревкою (рѣзьба); на плечахъ рѣзной же хитонъ краснаго цвѣта.
- Такая же фигура неизвѣстнаго святого католической церкви. Выш. 2 ар. 10 д. На головѣ обычная шапка католическаго духовенства, таково же и все облаченіе, но на лицѣ усы и борода, на головѣ длинные волосы. Въ правой рукѣ, прижатой къ груди, 4-конечный крестъ, лѣвая вытянута впередъ. Сохранились слѣды покраски.
- Крестъ деревянный стѣнной 4 конечный, дл. 1 ар. 25 д. шир. 25 д. Распятіе рѣзное, о трехъ гвоздяхъ. Надъ нимъ дощечка съ иниціалами: «I.R.N.I.».
- Рѣзная деревянная фигура херувима, выш 11 д, ширина распростертыхъ крыльевъ 17 ар. Слѣды позолоты и покраски.
- Церковная кружка деревянная, руконосная (скарбонка), сбитая деревянными гвоздями, съ рѣзьбою по сторонамъ. Размѣры 6*6 3/4*5 ¼ д.
- Такая же кружка стѣнная, съ желѣзною оковкою, безъ рѣзьбы. Разм. 4*7*5 д.
- Изображеніе св. Антонія съ Богомладенцемъ на правой рукѣ. На холстѣ, выш. 1 ар. 16 д., шир. 1 ар., въ простой рамѣ. Надписей нѣтъ. Живопись западная, католическая. Сохранились части мѣднаго оклада и двѣ коронки.
- Хоругвь на холстѣ. 1 ¼ *1 ар. Сь одной стороны изображеніе арх. Михаила, поражающаго діавола, съ другой католическая святая, предъ распятіемъ, въ сидячей позѣ. Правою рукою она облокотилась о столъ, въ лѣвой книга. Надписей нѣтъ. Ветха.
411—412. Два мѣдныхъ висячихъ подсвѣчника въ 6 и 7 ячеекъ. Діам. 6 и 7 д.
413 Потиръ мѣдный, съ слѣдами позолоты. Выс. 7 д, діам. чаши 2 3/4д. Снизу на пьедесталѣ надпись: «R. 1804».
- Потиръ уніатскій «пушка», съ чашей въ видѣ шара и съ крышкой, на верху которой корона съ 4-кон. крестомъ. Мѣдный, посеребренный. Надписей нѣтъ. Выс. 10 3/4 д, діам. чаши 3 1/4 д.
- Деревянная рама съ рѣзьбой, выш 1 ар. 19 д. шир. 17 ар.”[21]
Вестник Виленского свято-духовскаго братства в 1911 году писал о престольном празднике в селе Верхнее:
«Съ незапамятныхъ временъ, древнѣйшая въ Дисненскомъ уѣздѣ Верхнянская православная Церковь 6 августа торжественно чествуетъ свой престольный праздникъ.
Старожилы говорятъ, что въ прежнія времена въ этотъ день для поклоненія древнимъ, весьма чтимымъ святынямъ Верхнянскаго храма собиралось множество богомольцевъ, какъ православныхъ, такъ и католиковъ безъ различія; но времена измѣнились и паломничество оскудѣло. Но въ этомъ году молящихся собралось необыкновенно много, благодаря ревностному отношенію къ благому и великому дѣлу служенія Церкви, какъ мѣстнаго Верхнянскаго настоятеля отца I. Зиневича, такъ и его сосѣдей настоятелей Осиногородской Церкви О. Н. Разумовича и Норицкой I. Кадлубовскаго, прибывшихъ на храмовой праздникъ въ село Верхнее почти со всѣми своими прихожанами; при чемъ настоятель Осиногородской Церкви О. Н. Разумовичъ пришелъ въ Верхнее во главѣ многолюднѣйшаго Крестнаго хода. На встрѣчу Осиногородскому Крестному ходу вышелъ тоже многолюднѣйшій Крестный ходъ изъ Верхняго въ предшествіи мѣстнаго священника I. Зиневича, а также священника Норицкой Церкви I. Кадлубовскаго и діакона Глубокской Церкви. Встрѣча была весьма торжественная, невиданная въ нашей мѣстности. Народу въ обоихъ встрѣтившихся Крестныхъ ходахъ было около двухъ тысячъ. Шествіе, при стройномъ пѣніи Осиногородскаго Церковнаго хора широкой лентой растянулось почти на версту; настроеніе было самое благоговѣйное.
Литургія, а послѣ оной молебенъ съ Крестнымъ ходомъ вокругъ Церкви, были отслужены соборне, тремя священниками въ сослуженіи діакона Глубокской Церкви. Во все время богослуженія пѣлъ прекрасный хоръ Норицкой Церкви подъ управленіемъ своего регента, знатока церковнаго пѣнія, тамошняго псаломщика Н. Зеньковича. Во время Причастія мѣстнымъ священникомъ было сказано задушевное, примѣненное къ празднику, слово. Скромное церковное торжество это оставило въ молящихся массахъ отрадное впечатлѣніе. П. Лечицкій.”[22]
Особое место в жизни прихода уделялось образованию. В 1863 году в селе Верхнее на средства помещика Снитко было открыто сельское училище.
«Наше Духовенство открыло много сельскихъ училищъ и, сколько намъ извѣстно, ревностно занимается въ оныхъ обученіемъ крестьянскихъ дѣтей грамотѣ; но эти училища большею частію не имѣютъ ни выгодныхъ помѣщеній, ни другихъ условій къ своему возрастанію и усовершенствованію, потому не можемъ не желать имъ лучшей обстановки. Въ настоящее время мы не находимъ къ тому достаточныхъ средствъ у нашего Литовскаго крестьянина, недавно еще состоявшаго въ крѣпостной, не очень гуманной, зависимости отъ пана, смотрѣвшаго на холопа только какъ на орудіе къ своему обогащенію. Этимъ мы не думаемъ порицать помѣщиковъ (таковъ ужъ былъ духъ времени!); но клонимъ рѣчь свою къ тому, что крестьяне, за вѣковые свои труды, понесенные въ пользу помѣщиковъ, вправѣ теперь ожидать отъ сихъ послѣднихъ помощи въ дѣлѣ ихъ образованія. Но мы пока не видимъ этого. Вотъ потому то мы съ особенной радостью спѣшимъ подѣлиться съ читателями Литовск. Епарх. Вѣдомостей извѣстіемъ объ открытіи Помѣщикомъ Александромъ Михайловичемъ Снитко, истекшаго Декабря, сельскаго училища въ. с. Верхнемъ. По приглашенію почтеннаго Помѣщика крестьяне, на первый разъ, представили въ училище 33 мальчика, подъ которое онъ уступилъ половину своего дома (въ которомъ и самъ живетъ) на неопредѣленный срокъ, впредь до постройки крестьянами особаго училищнаго зданія, на каковое отъ себя пожертвовалъ 30 руб. сер. Трудъ обученія мальчиковъ принялъ на себя мѣстный Священникъ.
Нельзя не пожелать, чтобъ и другіе помѣщики послѣдовали этому благому примѣру, оставивъ какое то непонятное неблаговоленіе къ Русскому племени.
Благочинный Священникъ Іоаннъ Виляиовскій. м. Глубокое 12 Генваря 1863 г.”
В октябре 1886 г. в д.Раковцы была открыта школа, которая помещалась в доме крестьянина-учителя. Обучались в ней 17 мальчиков и 5 девочек.[24]
В 1893 г. Благодарность попечителя округа была объявлена законоучителю, священнику Александру Евстратову, за аккуратное посещение уроков Закона Божия, вполне успешное преподавание этого предмета и ведение воскресных и праздничных чтений.[25]
Как и в жизни любой церкви, значительную роль играли пожертвования. Так как приход считался одним из беднейших в благочинии, то любое пожертвование было большим подспорьем. В 1865 г. рижскими купцами в церковь было пожертвовано бронзовое паникадило ценой в 60 рублей серебром, а Адамом Михайловичем Снитко, из г.Санкт-Петербург, было выслано 28 фунтов свечей из белого воска.[26] Владелец им.Богданово Б.М. Снитко пожертвовал на церковь два раза церковных свечей по 36 рублей.[27] В 1882 г. помещик Снитко пожертвовал на церковь свечей белого воска на 18 рублей.[28]
В 1896 г., по благословению Его Преосвящентсва Сергия, Митрополита Московского, было распределено по беднейшим церквям Литовской епархии церковной утвари, пожертвованной неизвестным жертвователем. В Верхнянскую церковь было прислано полное священническое облачение.[29]
1 июля 1896 г. было преподано Архипастырское благословение Его Высокопреосвященства вдове генерала, помещице А. И. Снитко, пожертвовавшей в Верхнянскую церковь, Дисненскаго уезда, икону Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, в деревянной раме, с лампадкою к ней, шелковый хитон и на ремонт церкви 20 пней дерева, всего на сумму 52 рубля.[30]
Много жертвовал на церки Северо-Западного края протоиерей + фотоо И.Сергеев (Святой Праведный Иоанн Крондштадский). Так, в 1897 году на ремонт церкови им было пожертвовано им 200 рублей.[31]
Вдовою священника Верхнянской церкви, Дисненскаго уезда, Марией Иул. Зелениною пожертвованы в названную церковь на поминовение мужа иерея Константина священные сосуды, стоимостью 95 р., образ св. Троицы в серебряной позолоченой ризе, стоимостью 55 рублей и два ковра стоимостью 15 рублей[32].
В 1911 г. Глубокский благочинный доносил Его Высокопреосвященству, что в Верхнянскую церковь пожертвовано: от действительнаго статскаго советника Ф. А. Иванова—голгофа се пред стоящими, ценой в 160 руб.; от супруги действительного статскаго советника Е. Н. Добрянской—два посеребряных, к местным иконам подсвечника ценой в 40 руб., двеннадцать бронзовых лампад ценой в 7 руб. 20 к., наперстный медный вызолоченный крест ценою в 18 руб., медный вызолоченный для теплоты ковш ценою в 2 руб. и шелковый подризник; от дочери сенатора А. И. Корниловой—две хоругви в 30 руб. и две пелены ценой в 7 руб.; от В. Э. Вальденберга—выносная плащаница ценой в 20 руб., две хоругви ценой в 17 руб, два местных посеребряных подсвечника в 36 руб., напрестольное Евангелие ценой в 22 руб., Евангелие малое ценой в 9 руб., позолоченный напрестольный крест ценой в 13 руб., две парчевых пелены ценой в 36 руб., парчевое священническое облачение ценой в 36 руб, траурное священническое облачение ценой в 29 руб., облачение на два аналоя и столик ценой в 27 руб. и завеса к Царским вратам ценой в 11 руб.; отъ настоятеля церкви и прихожан икона святителя Николая ценой в 25 руб., икона пророка Ильи ценой в 15 руб., икона св. Кирилла и Мефодия ценой в 18 руб., икона св. Тройцы ценой в 40 руб., икона св. Виленских мучеников ценой в 60 руб., мельхиоровая лампада ценой в 7 руб., парчевыя облачения на престол и жертвенник ценой в 60 руб, глазетная пелена на престол ценой в 25 руб.. три прибора воздухов ценой в 12 руб., мельхморовая лампада ценой в 6 руб; от имени Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны—полное священническое облачение изъ тибетской парчи с покровцами, воздухом и подризник белаго цвета; оте В. Э. Вальденберга—праздничное парчевое священническое облачение и напрестольная плащаница все ценой в 60 руб.[33]
Жертвовали и сами прихожане. Особенно много пожертвований пришлось на 1914-1915 годы. Это были пожертвования на нужды военного времени: содержание раненых в лазаретах. Сумма таких пожертвований составляла от 2 до 5 рублей.
«О пожертвованіяхъ на нужды военнаго времени.
Правленіе Вспомогательной Кассы симъ объявляетъ, что съ 14 октября по 4 ноября въ Кассу поступили слѣдующія пожертвованія:
- На содержаніе кроватей для раненыхъ воиновъ, имени «Православнаго духовенства Литовсной епархіи» отъ причтовъ церквей:
Верхнянской 2 р.»[34]
«О пожертвованіяхъ на нужды военнаго времени, поступившихъ въ Вспомогательную Кассу въ апрѣлѣ 1915 года.
Правленіе Вспомогательной Кассы духовенства Литовской епархіи симъ объявляетъ, что въ Кассу поступили пожертвованія въ апрѣлѣ мѣсяцѣ 1915 г.:
- на Епархіальный патронатъ, по церквамъ:
Верхнянской -5 р.»[35]
За скупыми строчками истории церкви, стоят священники, которые служили Богу в этом древнем храме.
Яжгунович Илларион, священник
Родился в 1806(?) году. 1834 – рукоположен во священство Полоцким епископом Василием. 1834-1885 – настоятель Преображенской церкви д.Верхнее Дисненского уезда. Умер 31.07.1885 года.
Награды: наперстный крест и медаль в память войны 1853-1856 гг.: 1863- набедренник.[36],[37],[38],[39]
Ивацевич Павел, священник
Окончил Виленскую духовную семинарию.
11.07.1885-17.10.1885 – псаломщик в Слонимском уезде. 26.10.1885- 28.11.1887 – священник Преображенской церкви д.Верхнее. 28.11.1887-12.12.1895 – священник церкви д.Мизгеры Слонимского уезда. 12.12.1895 -1900 – священник церкви д.Кнышин. 1900-1913 - законоучитель в г.Слуцке.[40],[41]
Рожковский Степан, священник
Окончил Виленскую духовную семинарию. 28.11.1887-25.01.1888 - священник церкви д.Верхнее Дисненского уезда. 25.01.1888-09.02.1895 - священник Тевельчского прихода Пружанского благочиния. 09.02.1895 - военный священник м.Олита Трокского уезда.[42]
Дивицкий Иван, священник
Окончил Виленскую духовную семинарию.
25.01.1888 -31.03.1888 - священник церкви д.Верхнее Дисненского уезда. 31.03.1888-03.04.1888 – священник церкви м. Клепачи Воложинского уезда. 03.04.1888-02.06.1892 - священник церкви м. Волкооборово Столинского уезда.
02.06.1892-8.02.1899 - священник церкви м. Клепачи Воложинского уезда.
08.02.1899-4.01.1902- священник церкви м.Альба Слонимского уезда.
Умер 04.01.1902 года.[43]
Евстратов Александр, священник
Окончил Виленскую духовную семинарию. 19.06.1888-1892 – священник Преображенской церкви д.Верхнее Дисненского уезда. 1892 - военный священник в Варшавской губернии.[44],[45],[46]
Вишневский Адам, священник
22.07.1884-21.12.1892 - священник церкви м.Гнездилово Вилейского уезда.
21.12.1892-14.01.1893 - священник церкви д.Верхнее Дисненского уезда.
01.01.1893-13.10.1893 - священник церкви м.Гнездилово Вилейского уезда.
13.10.1893-2.09.1926 - священник церкви м.Поддубиш Шавльского уезда.
02.09.1926-19.08.1927 - священник собора г.Вильно.
Умер 19.08.1927 года.[47]
Красковский Иван Теофилович, священник
Окончил духовную семинарию в г.Вильно. 19.07.1891 - псаломщик церкви д.Микановичи Слонимского уезда. - священник Гнездиловского благочиния.
14.02.1893- священник церкви м. Верхнее Дисненского уезда. … - священник церкви м.Грудово Вилейского благочиния. 30.09.1900-2.11.1902 – священник церкви м.Покровск Лидского уезда. 2.11.1902-19.11.1905 – священник церкви м.Сидерка Сокольского благочиния. 19.11.1905-1918 – священник церкви м.Мыщицы Кобринского уезда.
Умер в 1918 году.[48]
Скальский Иоанн Иулианович,протоиерей
Родился 19.09.1869 года в семье священника м.Городок Беластоцкого уезда.
1885 – окончил Виленское духовное училище по 2 разряду.
1892 – окончил Литовскую духовную семинарию по 2 разряду.
9.07.1892-23.03.1893 - псаломщик Михайловской церкви м.Сморгонь Ошмянского уезда. 2.05.1893 - рукоположен в сан священника.
23.03.1893-30.04.1898 - священник Преображенской церкви д.Верхнее Дисненского уезда. 30.04.1898-15.11.1902 - настоятель церкви Преображения Господня д.Язно. 15.11.1902-1915 - настоятель Покровской церкви м.Збляны Лидского уезда.
В эвакуации в Ярославской губернии. 1915-1921 - настоятель Благовещенской церкви с.Никольскае на Плесне Рыбинского района Ярославской епархии. 20.05.1921-28.09.1921 - настоятель церкви Преображения Господня д.Коматава Гродненского уезда. 28.09.1921-25.10.1924 - настоятель церкви Преображения Господня д.Волпа Гродненского уезда. 25.10.1924-15.04.1931 - настоятель церкви святителя Николая Чудотворца д.Белавежа Бельского уезда. 15.04.1931-20.08.1938 - настоятель Успенской церкви д.Ботьки Бельского уезда 20.08.1938-1943 - настоятель церкви святителя Николая Чудотворца д.Михалова Белостокского уезда. 1943 года - почислен за штат, дальнейшая судьба неизвестна.
Награды и особые отметки: медаль в память императора Александра III. 9.10.1900 - набедренник.13.04.1906 - скуфья. 23.03.1911 - камилавка (№2187). 11.05.1908 - книга "Библия" от Священного Синода.
10.02.1905-4.10.1905 - помощник Лидского благочинного. 4.10.1905-1915 - Лидский благочинный. 13.10.1893-30.04.1898 - преподователем Закона Верхнянского народного училища. 9.11.1898-15.11.1902 - преподователем Закона Язненского народного училища. 3.02.1903-1915 - преподователем Закона Зблянского народного училища. 17.06.1921 - присвоен сан протоиерея.
Отец –Иулиан 1828-17.08.1881 Городок, ЛДС-1849; священник д.Городок Беластоцкого уезда; некролог ЛЕВ №47 1881.Мать - Иустина Алексеевна 1832.
Сестры: Надежда 1856, Иулиания 1858, Людмила 1872. Братья: Никонор 1867, Александр 1868.[49],[50],[51],[52]
Кушнев Михаил Иванович, священник
Родился в 1874 году. 1888 – окончил Полоцкое духовное училище по 1-му разряду (1888), Витебскую духовную семинарию по 2-му разряду (1894).
14.08.1894 -22.12.1895 - псаломщик Успенской церкви д.Митковичи
Полоцкого уезда. 22.12.1895-29.08.1897 - псаломщик Покровской церкви д.Новики Полацкого уезда. 29.09.1897-10.06.1898 - учитель Бешенковичского народного училища Лепельского уезда. 29.06.1898 – рукоположен в сан священника
10.06.1898-29.04.1899 – священник Преображенской церкви д.Верхнее Дисненского уезда. 29.04.1899-28.05.1905 – настоятель церкви Воздвижения Креста Господня д.Цветино. 28.05.1906-16.03.1916 - настоятель Преображенской церкви д.Порплище (Докшицкий р-н). 16.03.1916-1918 – 2-ой священник Воскресенской церкви г.Дисна.
1918 -1919 - настоятель церкви Алескандра Невского г. Вильно. 1919 - 5.02.1927 - настоятель церкви Евфросинии Полоцкой на кладбище г.Вильно, в 1923 году приход объединили с приходом Алескандра Невского г. Вильно.
5.02.1927-17.11.1928 - в клире Свято-Николаевской церкви г.Вильно. 17.11.1928-27.11.1932 - настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца
г.Вильно. Умер 27.11.1932 г. Похоронен на Евфросиньевском кладбище г.Вильно
Награды: набедренник (2.04.1911); скуфья (к Пасхе) (1914); 27.10.1916 – камилавка - Тихоном (Белавиным), архиепископом Виленским за работу по строительству церкви на Дисненском кладбище; 1919 - сан протоиерея.
До 1922 – член Литовского епархиального совета. 30.10.1925 - член Виленской духовной консистории. 20.06.1925-13.07.1926 – благочинный округа Вильно-Троки.
Жена - Мария Петровна Петровская, дочь священника д.Сосница Полоцкого уезда. Сын - Андрей 27.09.1898 – окончил Виленское духовное училище -1913-1р., учился в Виленской духовной семинарии (1914 - 1класс).[53],[54],[55],[56]
Зеленин Константин, священник
1873(?) года рождения. Обучался при Пожайском монастыре. 30.09.1889-22.07.1890 - псаломщик церкви Николая Чудотворца в г.Вильно.
22.07.1890 - рукоположен в сан диакона. 30.04.1894-25.06.1899- диакон собора м.Вилькомирск. 1899 – рукоположен в сан священника.
25.06.1899-1903 – священник Преображенской церкви д.Верхнее.
Заклинский Михаил, священник
Родился в Псковской губернии 15.10.1875г. (по старому стилю). Воспитывался в Псковской семинарии. 1903-1906 - священник Преображенской церкви д.Верхнее Диснеснкого уезда.
Указом Литовской Духовной от 28.07.1906 №124 назначен председателем строительного комитета для строительства Прозорокской церкви.
1906-1910 - священник Петро-Павловской церкви д.Прозороки.
Данные на 1906 год: Матушка Мария -36 лет, дочь священника. Дети 6 и 3,5 лет.[59],[60]
Зиневич Иоанн (Яковлевич?), священник
1907-1915(?) - священник Преображенской церкви д.Верхнее Дисненского уезда.[61]
Ковшик Иосиф Лукъянович, священник
Родился 17.04.1891 году в Свентянском уезде в семье учителя. 1923 - окончил духовную семинарию в г.Вильно. 22.07.1923 - рукоположен в сан диакона. 29.07.1923 - рукоположен в сан священника.
22.11.1923-26.08.1931 – священник церкви м.Верхнее Глубокского благочиния. 26.08.1931-12.04.1937 - священник церкви м.Иоды Браславского благочиния. С 1936 – священник церкви м.Замошье Докшицкого благочиния.
12.04.1937-1939 - настоятель церкви м. Слобола Замошская Докшицкого благочиния.1939-12.06.1946 – священник церкви м. Топилец Белостоцкого благочиния 1941- духовник благочиния.12.06.1946-1952 - священник Пухлинского благочиния. 9.09.1946 - возведен в сан протоиерея. 1952-20.04.1961 - священник церкви в м.Наройки. 26.04.1961-15.05.1961 - и.о. священника церкви м.Юровляны. 15.05.1961- 8.10.1962 - священник Малешского благочиния. 8.10.1962-15.06.1964. – священник церкви с. Сасины. 27.07.1964-22.12.1971 – священник церкви м.Крузиняны Сокольского благочиния. 22.12.1971-18.11.1978 – священник собора в Белостоке. Умер 18.11.1978. Похоронен в Белостоке.[62]
Тихончук Вячеслав, священник
Родился в 1907 году в г.Вильно. 1928 - окончил Виленскую духовную семинарию. 9.12.1928 - рукоположен в сан диакона. 10.12.1928 - рукоположен в сан священника. 2.12.1928-27.06.1930 - священник церкви д.Мыто Лидского благочиния. 27.06.1930-26.08.1931 - свящееник церкви м.Иоды Браславского благочиния. 26.08.1931-9.06.1936 - священник церкви д.Верхнее Глубокского благочиния. - священник церкви м.Лужки Дисненского благочиния. 9.06.1936 - священник церки м.Нагородовичи? (Nahorodowicze) Лидского благочиния. с 1946 священник церкви г.Поневежис (Литва). Умер 1991 году.[63]
Сороко Мефодий Яковлевич, протоиерей
Родился 20.06.1892 года в с. Старый Мядель в семье псаломщика.
1908 - закончил Виленское духовное училище. 1915 - окончил Виленскую духовную семинарию. 1915-1916 - псаломщик в Лосской церкви Ошмянского уезда. 1916-1918 - эвакуирован, работал заведующим банями и прачечными строительного отряда «Союза городов», находился в прифронтовой полосе в 18 км. от г.Барановичи. 1919-1927- проживал в семье отца в д.Старый Мядель. 1927-1931- псаломщик в Троицкой церкви д.Некасецк Мядельского района. 3.01.1931 - рукоположен в сан диакона. 13.12.1931 - рукоположен в сан священника. 1931-1932 - настоятель Леонпольской церкви Миорского района. 26.01.1932-12.02.1932 - настоятель церкви д.Еремичи Мирского благочиния. 12.02.1932-20.10.1933 - настоятель Преображенской церкви д.Верхнее Глубокского района. с октября 1933-1959 - настоятель Петро-Павловской церкви в с.Григоровичи Дисненского района. с 27.01.1948 - Благочинный Дисненского округа. 5.08.1955 - 14.12.1955 - временный священник д.Узмёны. Похоронен в д.Григоровичи Миорского района.
Награды: 1948 – сан протоиерея. 1955 – палица (ко дню Святой Пасхи).[64],[65],[66]
Калинский Хрисанф Иосифович, иерей
1903 - окончил Виленское духовное училище по 2 разряду. 16.03.1924 - рукоположен в сан диакона. 09.04.1924-16.11.1925 – диакон церкви Иоанна Богослова в г.Вильно. 1925 - рукоположен в сан священника. 26.11.1925-5.12.1925 – священник церкви д.Беница Ошмянского благочиния.
21.01.1926-2.05.1928 - настоятель церкви Воздвижения Креста Господня д. Цветино. 2.05.1928-15.10.1928 – священник церкви с.Юдицыно Браславского благочиния. Священник церкви д.Замойск Браславского благочиния.
15.10.1928-28.11.1928 - священник церкви с.Юдицыно Браславского благочиния. 28.11.1928-20.10.1933 - настоятель Петро-Павловской церкви д. Григоровичи. 20.10.1933-05.1934 - настоятель церкви Преображения Господня д. Верхнее (ныне - Глубокский район). 1936 - священник Раковского благочиния. Больше никаких сведений нет.
Отец – Иосиф Фомич, протоиерей Залесье Ошмянского уезда. Мать- Надежда 13.08.1851. Жена – Евгения Агеева 27.11.1893. Дети: Людмила ( род. 4.12.1924), Галина (род.27.07.1931)[67],[68]
Богаткевич Константин Деметьевич, священник
30.01.1897 - псаломщик церквы м. Иоды Дисненского уезда. 1910 - рукоположен в сан диакона. 1910 - диакон церкви Преображения Господня в м.Ковно. с 1915 по 1918 гг. - служил в церквях Петрограда. Рукоположен в сан священника. 1918-1927 - священник с. Замошье Браславского района.
1927-15.10.1928 - священник церкви м.Осингородок Поставского благочиния.
15.10.1928-26.08.1931 - священник с. Замошье Браславского района.
26.018.1931-10.06.1932 - священник церкви м. Камень Спасский Вилейского благочиния. 10.06.1932-1934 (?) – священник церкви м.Габы Мядельского благочиния. 1934 (?)-1941 – священник Преображенской церкви д.Верхнее.
Похоронен возле церкви д.Верхнее. Перезахоронен на кладбище д.Верхнее.[69],[70],[71],[72]
Неверовский Вассиан Александрович, протоиерей
Родился 10.10.1914 в д.Доры Воложинского района в семье священника.
Окончил 7 классов польской школы в д.Ивенец. 1928-1936 - учеба в Виленской духовной семинарии. 1936-1939 - учитель в д.Киевец и д.Юратишки. 07.07.1939 - рукоположен в сан священника. 07.07.1939 - священник в Преображенской церкви д.Верхнее Глубокского района.
1939-1942 - священник в церкви д.Кривичи Радошковичского района.
1942-1948 - священник в церкви д.Ивенец. 1948-1951 - священник в церкви д.Киевец.
1951 - арестован и осужден военным трибуналом Молодечненской области к 6 годам лишения свободы. 1951-1955- находился в заключении в г.Вытерга Вологодской области и в г. Салават Башкинской АССР. 1955 - освобожден из заключения.
1955-1958 - настоятель церкви в д.Вылево Добрушского района. 1958-1961 - настоятель церкви в д.Княжицы Могилевской области. 1961-1963 - настоятель церкви в д.Старосельцы Шкловского района. 1963-1966 - настоятель Николаевской церкви в г.Кричев. 1966-1969 - настоятель Троицкой церкви в г.п.Ореховск Оршанского района. 1969- 8.06.1970 - 2-й священник в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в г.Глубокое.
8.06.1970-18.08.1970 - настоятель Вознесенской церкви в г.п.Лиозно.
с 18.08.1970 - настоятель Марие-Магдалининской церкви г.Костюковичи.
Последним местом служения был г. Мстиславль Могилевской обл. (Минская епархия). Скоропостижно скончался 5 декабря 1977 года, на 63-м году жизни. Похоронен на городском кладбище, близ храма.[73],[74]
Богаткевич Валентин Константинович, протоиерей
Родился 5.04.1917 г. в г. Ковно в семье диакона. 1923-1929 - учеба в школе с. Замошье. 1929-1934 - учеба в Виленской духовной семинарии, которую не смог закончить из-за болезни. 1934-1941 - проживал вместе с родителями в с. Верхнее Глубокского района. 1941-1942 - занимался земледелием, сдал экстерном экзамен за полный курс Духовной семинарии.
1941-1944 - помогал партизанскому движению.
30.09.1942 - рукоположен в сан священника и назначен в Преображенскую церковь д.Верхнее Глубокского района. 1942-1947 – священник Преображенской церкви д.Верхнее. сентябрь 1947-февраль 1948 - настоятель церкви в с. Ласица Поставского района. 20.02.1948-1963 - священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое Витебской области.
1953 - сдал экзамены за курс Ленинградской духовной семинарии. 1953-1960 - учеба в Ленинградской духовной академии. 1.10.1962-июнь 1963 - настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое Витебской области и благочинный округа. 6.06.1963-август 1965 - настоятель Одигитриевской церкви в г.Дисна Миорского района. август 1965-май 1968 - 2-й священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы г.Глубокое Витебской области. С 28.05.1968 - 2-й священник Ильинской церкви г.Орша.
Отец – Константин Дементьевич – 1941, Верхнее. Священник – Замошье, Верхнее
Брат-Виталий 5.06.1906 - 23.06.1978 Минск. Митрофорный протоиерей - Столбцы, Минск, Толочин. Брат - Евгений 6.01.1908 - 16.01.1989 Даувгавпилс, протоиерей – Чересы, Узмены.
Брат-Иоанн 6.10.1909 - ? -протоиерей – Поставы, Верхнедвинск. Брат - Вениаминн 1921 -? псаломщик, Язно. Сестра – Лидия Ледник, замужем за митрофоным протоиереем – Николаем Ледником (Дзержинск).[75],[76]
Жемойда Иосиф Ильич, священник
Родился 1886 году. Закончил Островское народное училище Гродненской области. 1998-1903 - учеба в школе с.Южный Остров Гродненской области.
1908-1910 - послушник в Свято-Духовым монастыре г.Вильно. 1910-1921 - псаломщик в Княгининской церкви Кривичского района. 1921 -1939 - псаломщик в церкви м. Долгиново Кривичского района. 1939-1943 - псаломщик в Яргиновичской церкви Родошковичского района и учитель в г.Молодечно. 4.05.1943 - рукоположен в сан диакона епископом Стефаном (Севба). 1943-1947 - диакон в церкви м.Городок Родошковичского района. 27.04.1947 - рукоположен в сан священника и назначен священником в Михайловскую церковь с.Люденевичи Житковичского раона Полесской области. 30.06.1947-19.10.1961 - священник в Преображенской церкви д.Верхнее Глубокского района. 19.10.1961 - освобожден от должности настоятеля Преображенской церкви д.Верхнее Глубокского района.[77]
Бурейко Роман, псаломщик
? - 26.12.1910 - псаломщик Преображенской церкви д.Верхнее. 26.12.1910 – перемещен к Поставской церкви.[78]
Жемойда Евгения Семеновна, псаломщик
с 6.10.1960 - псаломщик Преображенской церкви д.Верхнее Глубокского
района.[79]
Житковский Владимир Владимирович, псаломщик
Послушник Виленского монастыря. - псаломщик Дукштанско-Гейкшицкого прихода Виленско-Трокайского благочиния (7.12.1923-26.11.1924), церкви м.Троки (26.11.1924-5.08.1926), церкви м.Никольск Воложинского благочиния(5.08.1926-13.08.1926), церкви м.Кобыльники Поставского благочиния (13.08.1926-30.05.1930), церкви м.Камень-Спасский Долгиновского благочиния (30.05.1930-12.10.1931), церквей м.Лужки Дисненского благочиния и м.Иказань Браславского благочиния (12.10.1931-18.07.1935), церкви м.Камень-Спасский Долгиновского благочиния (18.07.1935-14.11.1936), церкви м.Верхнее Глубокского благочиния(14.11.1936-22.12.1936), церкви д.Дубрава Раковского благочиния(22.12.1936). Умер 17.05.1978 года.[80]
Иванкевич Игнатий, псаломщик
4.02.1910–? -псаломщик церкви д.Верхнее Глубокского района.[81]
Макаревич Фёдор, псаломщик
? -27.05.1881 –псаломщик Цветинской церкви Диснеснкого уезда.
27.05.1875–9.11.1888 -псаломщик церкви д.Верхнее Глубокского района.
9.11.1888- перемещен к Маньковской церкви Виленского уезда.[82],[83]
Малентинович Николай, псаломщик
?-1.04.1875 – и.д.псаломщика Спягельской церкви
1.04.1875– 1876 -псаломщик церкви д.Верхнее Глубокского района.[84]
Малышевский Кирилл, псаломщик
1876- окончил курс Полтавской семинарии
10.10. 1876 -псаломщик церкви д.Верхнее Глубокского района.[85]
Матиевский Иосиф Михайлович, псаломщик
26.05.1947-9.07.1952 – псаломщик церкви д.Верхнее Глубокского района.[86]
Мацкевич Владимир, псаломщик
? -28.08.1903 – псаломщик Спягельской церкви Свентянского уезда
28.08.1903-17.06.1904 - псаломщик церкви д.Верхнее Глубокского района.
17.06.1904 – уволен от места и службы по прошению.[87],[88]
Пашкевич Иоанн, псаломщик
Послушник монастыря в г.Полоцк.
20.02.1899 – 28.07.1903- псаломщик церкви м.Верхнее Дисненского уезда.
28.07.1903 – перемещен к Поставской церкви.[89],[90],[91]
Прозрецкий Дмитрий, псаломщик
? -15.06.1876 – и.д.псаломщика Чересской церкви/ 15.06.1876-5.02.1879 - псаломщик церкви м.Глубокое Дисненского уезда.
5.02.1879-12.08.1883- псаломщик церкви д.Рымки Диснеснкого уезда. И.о. псаломщика церкви д.Индура Виленского уезда.
12.08.1883-17.06.1885 - псаломщик церкви м.Высокий Двор Трокского уезда.
17.06.1885-28.11.1889 – псаломщик церкви д.Снитово Кобринского уезда.
28.11.1889-7.01.1891 - псаломщик церкви д. Новоельня Слонимского уезда.
19.12.1891-8.10.1894 - псаломщик церкви д.Верхнее Дисненского уезда.
Прозрецкий Никандр, псаломщик
17.11.1894-8.02.1899 - и.о.псаломщика церкви д.Верхнее Дисненского уезда.
8.02.1899 - псаломщик церкви м.Лужки Дисненского уезда.[94],[95]
Савич Михаил, псаломщик
12.08.1904 -и.д. псаломщика церкви д.Верхнее Дисненского уезда.
20.12.1906 утвержден в должности.[96],[97]
Харлампович Яков, псаломщик
? -9.11.1888- псаломщик Юрбургской церкви
9.11.1888- псаломщик церкви д.Верхнее Дисненского уезда.[98]
Хруцкий Викентий, псаломщик
? -7.12.1877- и.д. псаломщика Александро-Слободской церкви, Ковенского уезда. 7.12.1877 – 27.05.1881- псаломщик церкви м.Верхнее Дисненского уезда. 27.05.1881- перемещен к Цветинской церкви Диснеснкого уезда.[99],[100]
Старостами церкви в разное время были крестьянин с.Верхнее Иван Васильевич Хруцкий (1876-1879,1882-1885), крестьянин д.Матясы Иван Шикуть (1879-1882), крестьянин дер.Васьки Викентий Осипович Адамович (1885 - 1904), крестьянин Антон Миклашевич (1904-1907), крестьянин Викентий Игнатьевич Жихарь (1907-1913), крестьянин Виктор Антонович Крамич (1913-1916), Антон Миклашевич (1916-1919).[101]
«Не одно столетие простояла Верхнянская церковь, войны ее не нарушили. А в 1965 году местные власти заставили отца Иосифа Жемойду пойти на заслуженный отдых. На то время церковь требовала ремонта, был куплен материал, чтобы крышу перекрыть, другие работы выполнить, но верующим не позволили это сделать. В августе церковь обобрали, алтарь и царские врата поломали. Только и успели местные жители спасти несколько икон. Трех женщин – Матиевскую Зинаиду, Вертинскую Лилю и Телицу Ольгу забрали в милицию. Их обвиняли в том, что они бросились на представителей власти с серпами. А этот женщины просто защищали царские врата от грабежа.
Не имели страха перед Богом, когда ломали алтарь и царские врата. Каменную, старинную ограду разрушили из этой камня построили свинарник. У самой церкви разрыли карьер. Песок на дорогу возили, которую на Раковцы строили. Материал был "отменный" - кости, черепа людские. Когда-то у церкви было кладбище. Был похоронен батюшка Константин Богаткевич, который много служил в этой церкви. С левой стороны от алтаря решили дверь прорезать, чтобы можно было на технике заезжать. Никто из местных жителей не решился. На партийном собрании поручение дали коммунисту-строителю Ивану Николаеву. Что он думал, никто не знает, но задание товарищей по партии выполнил. А через сколько времени Степан Опетенок порубил его топором на куски, а потом на себя руки наложил…
Пошла в церковь техника. Сыпали там зерно, складывали металлолом, благо, напротив строили машинный двор.
Прихожане разрушенной церкви окормлялись в церкви Осингородка. Как только началась перестройка, отец Анатолий, настоятель этого храма, поинтересовался у верхнянцев:
– Долго еще ваша церковь пустыми ставнями зиять будет? Я рад, что вы с нами молитесь. Однако время и о своей разрушенной церкви позаботиться.
На колхозном собрании выбрали актив, который занялся восстановлением святыни – Людмила Аркадьевна Хотько, Николай Устинович Дырко, Игнат Крамич, Екатерина Надей, Владимир Крамич.
Начались хождения в различные инстанции, писали заявления, создали общину. Пожертвовали все. Деньги поступали и от католиков, людей из ближних и дальних деревень. Отец Анотолий нашел честных ремонтников. Все было готово. Но разрешения на ремонт храма не хватало. Писали самому Горбачеву. Направили посланника, который просьбу доставил в приемную первого президента. Ответ от Горбачева не замедлил, и дело сдвинулось с места. В августе 1989 года работы по возрождению святыни начались. 9 декабря того же года в День Георгия Победоносца Свято-Преображенская Верхнянская церковь была освящена. Настоятелем церкви назначен протеирей Иосиф Поляк.»[102],[103],[104],[105]
«Святые церкви, храмы Божии! На холмах и возвышенностях, на берегах рек и озёр , в самых прекрасных уголках родной земли венчают они богозданную красоту видимого мира. С чем сравнить вас, жилища Божии? Каждый храм, как душа человека, уникален и неповторим.
… Взирая на белоснежную красоту наших храмов, на вознесенные ввысь купола и кресты, вспомним историю родной земли. Прошли века, тысячелетия. Время способно предать забвению и разрушению всё. Но храмы Божии выстояли. Как вечен Бог, как непобедима сила истины Божией, так несокрушимы и неподвласны времени маяки вечности – храмы Божии.
Войди , человек, в церковь Божию и прислушайся к своей душе…
Феодосий, Епископ Полоцкий и Глубокский»
Несмотря ни на что, и сегодня церковь в д.Верхнее собирает прихожан на богослужения. Настоятелем храма является о.Пётр (Дайлиденок)
[1] Акты издаваемые Виленской археографической комиссией. Том 9: Акты Виленского земского суда, магистрата, магдебургии и конфедерации.– Вильно, 1878.– С. 82-84
[2] Там же.– С.123
[3] Там же.– С.133
[4] Там же.– С.190
[5] Там же.– С.333
[6] Лісейчыкаў, Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.– Мн.: Беларусь, 2015. – С.531
[7] Лісейчыкаў, Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.– Мн.: Беларусь, 2015. – С.563
[8] Там же
[9] Там же
[10] Там же
[11] Лісейчыкаў, Д. Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839.– Мн.: Беларусь, 2015. – С.568
[12] Там же. – С.585
[13] Литовские епархиальные ведомости.– 1913.– №24
[14] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.– 1912.– №22
[15] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №15
[16] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №14
[17] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №23
[18] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №4, №9
[19] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №42
[20] Литовские епархиальные ведомости. – 1886. – №52
[21] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №16
[22] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1911.-№17
[23] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – № 4
[24] Литовские епархиальные ведомости.– 1887.– №43
[25] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №12
[26] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №2
[27] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №25
[28] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №10
[29] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №12
[30] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №31
[31] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №42
[32] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №19
[33] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №15-16
[34] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №24
[35] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №13-14
[36] Памятные книжки Виленской губернии на 1865-1884 годы
[37] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №18
[38] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №32
[39] Духовенство Глубоччины в ревизских сказках Поставского уезда Минской губернии на 1795// сайт Глубокского историко-этнографического музея http://glubmusej.by/be/nasha-spadchyna/gistoryya-glybochchyny/dukhavenstva-glybochchyny-revizskikh-skazkakh-pasta-skaga-paveta-minskaj-guberni-za-1795-god
[40] Памятные книжки Виленской губернии на 1886-1888 годы
[41] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.312
[42] Там жа. – С.729
[43] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.202
[44] Памятные книжки Виленской губернии на 1889-1892 годы
[45] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.343
[46] Литовские епархиальные ведомости.– 1892.– №48
[47] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.934
[48] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.437
[49] Памятные книжки Виленской губернии на 1880-1915 годы
[50] Литовские епархиальные ведомости 1881-1916
[51] Grzegorz Sosna-Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX-XXI wieky-Ryboly -2012 rok.
[52] Сайт прихода храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г.Миоры http://www.hram-miory.vitebsk.by
[53] Памятная книжка Виленской епархии на 1899 год
[54] Сайт Религиозные деятели русского зарубежья http://zarubezhje.narod.ru/kl/K_957.htm
[55] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/
[56] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.470
[57] Памятные книжки Виленской губернии на 1899-1903 годы
[58] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.965
[59] Памятные книжки Виленской губернии на 1903-1910 годы
[60] Исследования учащихся ГУО «Прозорокская детский сад-средняя школа Глубокского района им.Т.И.Буйницкого»
[61] Памятные книжки Виленской губернии на 1907-1915 годы
[62] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.431
[63] Там же.- С.885
[64] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012 г.
[65] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/
[66] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.812
[67] G.Sosna”Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku” - Ryboly - 2012..-С.361
[68] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by/svyatari_Leonpol.html
[69] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by
[70] Там же
[71] Берніковіч, С. Самі не ведалі, што тварылі // Веснік Глыбоччыны.– 2003.– 7 чэрвеня
[72] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.122
[73] Некролог // Журнал Московской Патриархии.-1978.- № 9.- С. 19.()
[74] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012 г.
[75] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012 г.
[76] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://hram-miory.vitebsk.by
[77] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс. – Витебск.-Горидовец В.В., 2012 г.
[78] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №2
[79] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины (1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс). - Витебск.-Горидовец В.В.,2012 г.
[80] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.989
[81] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №4
[82] Литовские епархиальные ведомости.– 1881.– №23
[83] Литовские епархиальные ведомости.– 1888.– №46
[84] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №14
[85] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №42
[86] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012 г.
[87] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №36-37
[88] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №25-26
[89] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.– С.656
[90] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №9
[91] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №30-31
[92] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.701
[93] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №25
[94] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.701
[95] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №46
[96] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №33-34
[97] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №2
[98] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №46
[99] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №50
[100] Литовские епархиальные ведомости. – 1913. – №23
[101] Литовские епархиальные ведомости за 1876-1916 гг.
[102] Берникович, С. Самі не ведалі, што тварылі // Веснік Глыбоччыны.– 2003.– 7 чэрвеня
[103] Блышко, Л.Верхнянская церковь: 20 лет со времени возрождения // Веснік Глыбоччыны.– 2009.– 5 снежня
[104] Сутула, Г. Астравок веры и выратавання // Веснік Глыбоччыны.– 1996.– 9 жніўня
[105] Сіўко, Л. Наша святыня // Веснік Глыбоччыны . – 1998.— 1 красавіка
17.04.2020, Спасибёнок В.Т., директор ДУК "Глубокская ЦБС"