Церковь св. Иоанна Предтечи в д. Бобруйщина

 IMG 7895

 

Любознательных Википедия информирует, что деревня Бобруйщина находится в 8 км к северо-востоку от посёлка Подсвилье и в 25 км к северо-востоку от райцентра, города Глубокое. Это глубинка, но к северу и востоку от Бобруйщины находятся три небольших озера — Белое, Кривое и Боброво; километром западнее деревни протекает река Шоша, впадающая в озеро Плисса. А это очень красивые места для любителей природы!

В 1921—1939 годах деревня была в составе гмины Плиса Виленского воеводства Польской Республики. В 1921 год у в деревне было 17 домов,  144 жителя; в 1931 год — 22 дома, 170 жителей. В 1998 году в деревне было 73 жителя, в 2003 -- 52, в 2007 -- уже 36. По данным Псуевского сельсовета в 2022  г. состоит на учёте 14 домохозяйств, прописано 16 человек.  Несмотря на удалённость от центра, в Боруйщине находится агроусадбьба "Медвежий угол", что спасает деревню от умирания.

Babrujshchyna. Fota D.Salash Из достопримечательностей в Бобруйщине был деревянный католический храм св. Антония Падуанского. Построенный в начале ХХ в. храм был заброшен и не действовал, летом 2011 года здание рухнуло.

  

Babrujshchyna Mlyn 6

Привлекает туристов внимание здание бывшей водяной мельницы (к.XIX - нач.XX века), перестроенное в современный чудесный коттедж. 

  

 

 

 

 

Babrujshchyna. Fota S.PlytkevichТак же в Бобруйщине сохранилась каменная православная церковь св. Иоанна Предтечи 1873 года постройки. Церковь освящена в 1876 году и долгое время использовалась как кладбищенский храм, в котором отпевали усопших. Для ее облика характерны декоративные элементы, которые использовались в древнерусском зодчестве. Они придают этому небольшому каменному храму нарядный вид.

Она является объектом историко-культурного наследия ІІІ категории (213Г000373) и включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. 

 Давайте же проследим историю этого храма, которая отражена на страницах «Литовских епархиальных вестей» и  «Вестника Виленского св.-духовскаго братства».

 «МЕСТНЫЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ.

 Главный Начальник Северо-западнаго края, от 11 октября 1864 года, за N. 3210, сообщил Высокопреосвященнейшему Иосифу, Митрополиту Литовскому следующее: «Усматривая из рапорта Генерал-Майора Ковалевскаго и представленнаго им следственнаго дела, от 1 сего октября, за N. 6109, что в местечке Бобровщизне, Дисненскаго уезда, на том месте, где стояла Сгоревшая в 30 годах церковь, построена лет пять тому назад, совершенно произвольно, помещиком Ивашевским Католическая часовня в честь Св. Яна и что с устройством сей часовни возродилось народное поверье, что протекающий близ оной источник исцеляет глазные и другие недуги, вследствие чего к месту сему стекаются ежегодно, особенно 24 июня, толпы богомольцев православных и католиков, приношения которых собирались помещиком Ивашевским, под предлогом раздачи бедным, а потому я вместе с сим распорядился об упразднении помянутой часовни, впредь до особаго распоряжения.

Сообщая о сем Вашему Высокопреосвященству, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Архипастырь, почтить меня Вашим уведомлением: не изволите ли признать полезным разрешить новую православную часовню, во имя св. Иоанна Крестителя, ибо устроенная помещиком Ивашевским есть не что иное, как деревянная на четырех столбах будка; часовню следовало бы причислить к Старо-Псуйской Троицкой приходской церкви, Священнику которой и поручить служить в оной молебствие ежегодно в день св. Иоанна Крестителя 24 июня и в другое время, по желанию богомольцев, так как из произведеннаго дознания о сей часовне видно, что в прежнее время таковыя молебствия совершались униатскими священниками.  Его Высокопреосвященство, в ответе г. главному начальнику края от 13 октября за N. 2637-м, соглашаясь на это дело и признавая оное спасительным, между прочим объяснил Его Высокопревосходительству: «По моему мнению еще было бы полезнее, вместо часовни построить здесь небольшую приписную церковь, в которой священник Старо псуйской церкви мог бы по временам совершать, кроме молебнов, и литургию. Это с Божиею помощию, может быть подействовало бы к возвращению на лоно православия окрестнаго народа, совращеннаго никогда из унии в  Латинство. 

На сей отзыв последовал следующий ответ Его Высокопревосходительства, Михаила Николаевича, от 31 октября за N. 3457-м: «В ответ на отзыв Вашего Высокопреосвященства, от 13 сего октября, за N. 2637, имею честь уведомить Вас, Милостивый Архипастырь, что мною вместе с сим разрешена постройка в местечке Бобровщизне Дисненскаго уезда, небольшой православной из булыжнаго камня церкви, во имя св. Иоанна Крестителя с тем, чтобы она причислена была к Старопсуйской приходской церкви, на что и ассигнована мною сумма в 1500 руб. сер.» [1]

«Постановление Виленскаго Губернскаго церковно-строительнаго Комитета.

Комитет об устройстве Православных церквей в г. Вильне и Виленской губернии, усматривая, что учрежденные, по распоряжению Главнаго Начальника края, уездные Комитеты действуют крайне не единообразно, так что одне почитают себя вправе распоряжаться отпущенными в их заведывание суммами совершенно безконтрольно, опираясь на то, что постройки должны производиться хозяйственным образом; другие же напротив, стесняясь составленными сметами и данными чертежами и тем, что существует губернский Комитет, отвергают всякую самостоятельность в работах, возбуждают безчисленное множество вопросов по таким предметам, которые положительно могут быть разрешены на месте, признал необходимым, для установления, по возможности, однообразнаго порядка в имеющих начаться по уездам постройках, и для соглашения по возбужденным вопросам, вызвать в заседание на 27 Марта Военных Начальниковъ Дисненскаго, Вилейскаго, Лидскаго и членов Ошмянскаго, Лидскаго и Вилейскаго Комитетов: гг. Сырейщикова, Ушакова и Снитко.

Вместе с сим было предложено, вызываемым членам представить точныя сведения, по каким именно церквам, в течении наступающаго лета, будут начаты работы и по каким заготовляться материалы, с тем, чтобы самыя работы по постройке могли непременно начаться в следующем году. Вследствие такого распоряжения, в заседаниях, происходивших 27 и 28 Марта, были выслушаны записки о ходе работ по устройству церквей по уездам Дисненскому, Вилейскому, Ошмянскому и Лидскому и приняты к разрешению разнаго рода встреченные уездными Комитетами вопросы и сомнения.

По уезду Дисненскому:
1) Дисненский Комитет ходатайствует, в течении наступающаго года, в виду бывшаго везде неурожая, падежа скота и вследствие того значительнаго обеднения крестьян, отложить производство работ до следующаго года, ограничась в нынешнем году только заготовлением по тем церквам, на которыя последовал отпуск сумм, необходимых строительных материалов.
2) Требует, чтобы в уезде были постоянные техники, которые бы и состояли в ведении Комитета.
3) Желает разъяснения, в каких отношениях должны быть церковные Советы по производству работ к уездному Комитету.
4) Просит разрешить могущую произойти против сметы передержку при постройке одной церкви относить на сбережение или остатки от другой; а также по одной и той же церкви дозволить переводить остатки с однаго сметнаго предмета на другой.
5) Требует назначения особых сумм на содержание письмоводителя в Комитете и на канцелярские расходы.
6) Требует разрешения на командировки членов Комитета, для приобретения материалов, не только в  уезды здешней губернии, но и в разныя места других губерний и отпуска по этим  командировкам суточных и прогонных денег.
7) Просит, указать порядок, какой должен быть веден по хранению денежных сумм и приобретаемых материалов.

За тем Военный Начальник словесно заявил, что, хотя Дисненский Комитет и находит необходимым отложить работы по постройке церквей до следующаго года, по что он, с своей стороны, не смотря на затруднительное положение уезда, полагает возможным в нынешнем году приступить к возведению церквей: Воскресенской в г. Дисне, для которой заподряжено 356 т. кирпича, подвезено булыжнаго камня до 5 куб. саж. и начаты столярныя работы; Григоровичской, для которой имеется готоваго кирпича до 70 т., вывозится лес и заготовляется остальной кирпич; Узменской, на которую заготовляется кирпич, Бобровщизненской и Друйской. Ко всем остальным церквам, в нынешнем лете, по мнению Военнаго Начальника, будет заготовляться материал и по некоторым приступится к устройству фундаментов.Babrujshchyna 2 07 46 283big hram.by 5

….По соображении всего вышеизложеннаго с инструкцией, данной Виленскому Комитету об устройстве Православных церквей в губернии и разосланной к руководству Уездным Комитетам, а также и с другими распоряжениями, послеѣдовавшими в разное время от Главнаго Начальника края, Губернский  Комитет постановил:
1) О имеющемся начаться в течении нынешняго лета возведении церквей: по уезду Дисненскому: Воскресенской (в Дисне), Григоровичской, Узменской и Бобровщизнской (все из кирпича); по уезду Вилейскому: Молодечанской, Яршевической, (из булыжнаго камня), и Лебедевской (из кирпича)». [2]

 «Пожертвование на церковь.

Советом общества ревнителей православия и благотворителей в С. Западномъ крае, пожертвованы в новоустрояемую Бобровскую церковь, приписную к Старо-Псуйской, Глубокскаго благочиния, след. вещи: напрестольный сребро-позлащенный крест, серебряная лампадка с стаканчиком, два напрестольные подсвечника, выносный подсвечник, две лампады к иконостасу, двадцать один аршин малиноваго бархата для облачения престола и жертвенника. Настоятелем церкви, священником Константином Имшенником, пожертвовано из собственных средств, по недостаточности суммы отпущенной на эту церковь, разновременно деньгами 160 руб, сер., и из утвари церковной: 28 арш. белаго глазета на 11 руб., 20 коп. желтаго газу 30 арш. 4 р. 50 к., две иконы Спасителя и Божией Матери 2 руб., лампадка на горнее место 2 руб., два напрестольные подсвечника 2 руб., ковш с блюдцем и копие 2 р. 75 к., ковер  4 р. 50 коп., ситцевой подкладки на 4 р. 50 коп.—всего пожертвовано на сумму 208 руб. 45 коп.» [3]

«Дисненскаго уезда, Бобровщинская церковь. Знаменательная икона Иоанна Предтечи, малиноваго полубархата для облачения престола жертвенника и аналоев 26 арш., серебрянная лампадка с стаканчиком 1, подсвечников на престол 2, выносной 1, серебряновызолоченный крест 1, висячия лампады к местным иконам 2.» [4]

«Пожертвование на церковь. В Бобровскую церковь, Глубокскаго благочиния, пожертвованы священником Старо-Псуйской церкви Константином Имшенником след. вещи: дарохранительница в 15 руб. сер., 2 лампадки в 7 руб., кадило в 1 р. 75 к., кропило в 75 к., Евангелие в 5 р. 50 к., 2 подсвечника в 2 р., 23 арш. галунов на 3 руб., 2 ф. свечей 1 р. 90 коп» [5]

«Освящение церкви. 23 Апреля освящена, во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, Бобровщизнянская, приписная к Псуйской, построенная на средства казны, канонная церковь». [6]

«Освящение Бобровщизнянской церкви. Дисненскаго уезда, приписной к приходской Псуйской.

Село Бобровщизна в 6-ти верстах от приходской Псуйской церкви. Это - небольшое селение, состоящее из нескольких дворов лежит в прекрасной местности, окружонной со всех сторон лесом и озерами; летнею порою Бобровщизна по своей живописности представляется одною из лучших местностей Дисненскаго уезда, Виленской губернии. Бывший некогда владелец Бобровщизны помещик Самуйло не жалел ничего, лишь бы это любимое свое селение сделать восхитительным, и потому к природным красотам Бобровщизны он придал много искуственных прелестей.

Но что особенно сделало Бобровщизну ценною в глазах народа - это существование здесь с незапамятных времен церкви, с чудотворным образом и целебным источником воды, у стен храма. Предание говорит, что источник этот указан явленною иконою крестителя Господня Иоанна, во имя котораго основана была церковь, существовавшая много лет, и бывшая свидетельницею многих чудес над страждущими разными болезнями. Прилив народа, в разное время, был так велик, что оказалось небходимым иметь здесь постояннаго священника, для совершения Богослужения и Христианских треб. Надобно полагать, что народонаселение как в Бобровщизне, так и во всей окрестности было древлеправославное; равным образом, и первая церковь, во имя Крестителя Иоанна, долго сохраняла свою заветную форму, пока уния не изменила ея внешности и назначения. Это видно, между прочим, из того обстоятельства, что один изъбывших здесь, в 1812 году, священников Иоанн Жиркевич, подвергаем был со стороны унии гонению, за свои православныя стремления.

Не смотря на свою давность и ветхость, прежняя церковь была свидетельницею повсеместнаго в крае возстановления православия в 1839 г., и несколько времени даже послужила для благочестиваго народа в духе древле отеческаго исповедания. Наконецъ, несколько лет тому назад, оказалось необходимым разобрать разрушавшийся деревяный храм, чем и кончилось его существование. Преданность народа древней святыне и вера в чудотворную силу источника воды, указали на необходимость построения повой церкви, на месте прежней, отжившей свой век; особенно горели желанием к этому делу местный настоятель, Константин Имшенник и прихожане, только средств для этого не было никаких.

Последовало представление по начальству, последовало ходатайство об ассигновании суммы на постройку, но результаты его были мало удовлетворительны: сумма дана была в таком  незначительном размере, что приступать к постройке храма, ни у кого не было ни смелости, ни резона. В виду затруднения и нерешительности, является помощь свыше, располагающая к делу Божиему благочестивых ревнителей. Мировой посредник Дисненскаго уезда, Павел Александрович Яньков, владелец имения Юстинова, живущий в 2-х воротах от Бобровщизны принял деятельное участие в этом деле. Пример его воодушевили и местнаго священника о. Имшенника. Павел Александрович пожертвовал весь лесной для работы материал, также кирпич, известь, и прочее, более необходимое; местный же священник при скудости своих средств и многочисленности семейства, решился принять на себя расход в 300 рублей, и расположить прихожан к доставке камня, дерева, кирпича, извести и к некоторой другой работе.

С такими задатками для дела Божияго, было приступлено к почину онаго. П. А. принял на себя труд руководить всем ходом постройки. Особенно важным для него затруднением было приискание по средствам, архитектора, но это затруднение устранилось, когда П. А. принял на себя издержки по этому делу. [Архитектором храма был Альминский К.]

Условленный техник сделал план здания, составил смету расходам и указам функцию (?) строения. Три года продолжалась постройка, окончившаяся созданием благолепной каменной церкви, стоящей до пяти тысяч рублей серебром.

Babrujshchyna 2 07 46 283big hram.by 1Babrujshchyna 2 07 46 283big hram.by 3Если говорить о внешности здания, то нельзя неудивляться смелости плана, который и по красоте формы, и по гармоническому сочетанию частей представляется весьма солидным. Внутреннее устройство обнаруживает утонченный вкус и знание дела. Размер здания не велик, может поместиться неболее 200 человек; пол досчатый, чистый и прочный; колокольня соединена с храмом сплошною стеною с южной и северной сторон, так что средина между ними образует притвор, с большою створчатою дверью; крыша на церкви железная, окрашенная масляною краскою; купола обиты белою аглицкою жестью; восемь окошек большаго размера, со стеклами лучшаго белаго сорта, делают внутренность храма очень светлою; в алтарной части в окнах  - стекла разноцветныя, от чего святилище кажется немного сумрачным, но прекрасная игра цветов производитъ приятное впечатление. Иконостас изобилует рѣезною работою, в нем виден кропотливый труд и искуство; материал весь дубовый; из него сделаны не только иконостас, но оба клироса и даже аналои. В резьбе иконостаса участвовал сам Павел Александрович нетолько как составитель рисунка, но и как трудолюбивый скульптор. Утварь, ризница и св. сосуды новаго храма, неоставляют желать ничего лучшаго. В подготовке и устройстве всех богослужебных принадлежностей, много потрудился отец Константин, бывший во всех отношениях достойным пособником г. Янькову, и помере сил своих неотстававший от него в личном труде и пожертвованиях.

Babrujshchyna Kapluca hram.by 7Временем освящения избран был день святаго Великомученика Георгия - 23 Апреля, весьма чествуемый местными и окрестными жителями. Поэтому, к торжеству собралось множество народа, и, сверх того, прибыло из города несколько чиновников. Погода вполне благоприятствовала. Местный благочинный, совершавший освящение, принял заблаговременно все меры к возможной торжественности самаго освящения. Вызваны были четыре священника; трое кроме того, сами прибыли; явилась четыре псаломщика, три учителя народных училищ. Псаломщики с учителями составили изрядный хор, управление которым на левом  клиросе принял на себя любитель и знаток пения, духовник Глубокскаго благочиния, о. Евфимий Сулковский. Чин освящения совершен по чиноположению стройно и благолепно; это видимо возбуждало во всех чувство умиления и восторга. В копце освящения сказано было священником Сулковским приличное торжеству слово; затем, провозглашено обычное многолетие.

Для полноты блеска храмоваго торжества в с. Бобровщизне, г. Яньков нарочно к этому случаю, пригласил из города Дисны полный хор певчих. Несмотря на дальность разстояния и краткость остававшагося времени, певчие прибыли и послужили украшением всего чина Богослужения, приняв первенствующее участие в  пении Литургии. Хор состоит под управлением судебнаго пристава Дисненскаго уезда, Николая Игнатьевича Волк-Левоновича. Николай Игнатьевич, из одной любви к церковному пению, не жалеет трудов и издержек, сопряженных с обязаностями регента: пение его хора вполне безукоризненно; голоса певчие добраны сильные и звучные, исполнение церковных пьес обнаруживает в регенте искустнаго знатока своего дела, а в певчих хорошую подготовку и понимание. Левонович, как известно, занимается церковным пением по усердию; служитъ этому Божиему делу так, что, кроме собственных издержек, неимеет в виду ничего. Но, за то, как охотно жители г. Дисны посещают церковное Богослужение, когда И. И. присутствует в церкви с своим хором. Это делает честь усердному труженнику. Православные жители г. Дисны незабудут своего любимаго регента, и останутся всегда признательны ему за труды, доставляющие услаждение и назидание чувству благочестия. В конце литургии говорил слово местный благочинный, о значении для христиан храма, о его святости и важности, об обязанностях христиан к храму и о преданности их православной вере. Непосредственно затем отслужен был молебен святому Иоанну Крестителю, и молебном окончено торжество всего чина Богослужения, продолжившагося до трех часов пополудни. Радушный и гостеприимный Павел Александрович пригласил все духовенство на обед, который был приготовлен в его имении. Здесь многоуважаемое его семейство своим искренним обращением, угощением и дружески откровенною беседою восполнило для всего собрания приятность радостнаго дня. Местный настоятель, о. Константин Имшенник в свою очередь пригласил все собрание к вечеру того же дня к себе в дом. Здесь завершилось торжество праздника вечерним чаем и закускою, с пожеланием многих и счастливых лет гостеприимным хозяевам и процветание в чести, славе и пользе новосозданнаго храма.

Глубокский Благочинный, свящ. Александр Котлинский [7]

«Церковно-строительное дело в Северо-Западном крае при гр. И. Н. Муравьеве.

Заботы М. И. Муравьева о православных храмах не ограничивались их строением и постановкою иконостасов, храмы очень нуждались в образах, церковной утвари и облачениях. По донесениям чиновников бедность церквей в этом отношении была поразительная: даже в городских церквах не было дарохранительниц, плащаниц, напрестольныя Евангелия и священные сосуды были ветхи и из дешеваго материала.

Обращаясь к членам Царствующаго Дома, к своим знакомым и известным московским благотворителям, М. Н. Муравьев в непродолжительное время своего управления успел снабдить почти все Церкви края утварью и облачениями. Как видно из последняго отчета бывшаго начальника С. З. края, при его содействии в православныя церкви поступило одних облачений 2646, икон 641, подсвечников 908, евангелий 342 и проч.  Нет нужды в подробном перечислении всех этих предметов, скажем кратко: едва-ли найдется в крае хоть одна, существовавшия в 1863-1865 г.г. церковь, в которой-бы ничего не напоминало имени Муравьева и не связывалось тесно или отдаленно с его церковно- благотворительной деятельностию. Между прочим для снабжения православных храмов и на будущее время хорошими иконами, в Вильне в 1864 г. была устроена выставка церковных вещей московской работы, и тогда-же положено начало школы иконописи и позолоты.

Переходим к перечислению всех православных церквей и часовен, выстроенных вновь, перестроенных, возобновленных и отремонтированных при гр. М.Н.Муравьеве, при его непосредственном содействии, или же по его инициативе. Пользуемся для этого архивными делами б. Виленскаго генерал-губернаторства и Муравьевскаго Музея Думаем, что наш список, кроме его историческаго значения, будет служить напоминанием для тех церковных причтов, у которых вследствие пожара, или потери клировых книг, потеряна точная дата основания церкви или часовни.

В Дисненском уезде:

1) Возведена на 700 человек Воскресенская церковь в гор. Дисне по сметена сумму.......................................................... 24485 р. 35 к. .

2) Устроена во имя Чудотворца Николая каменная церковь в селе Узмянах (закладка совершена 26 мая 1865 г. В 3. Р. 1865—66 №12 стр. 273) по смете на сумму . . 4912 р. 21 к.

3) Переделана церковь в гор. Друе с устройством новой колокольни по смете на       ....................... 3625 р, 58 к.

 4) В с. Николаеве                                                                                                               ....................... 4432 р. 52 к.

5) Переделан упраздненный костел в селе Озерцах в церковь на сумму                     ................................ 1500 р.

6) Устроены три деревянныя часовни в дер. Трибуховщине на . . 150 р. 7) Близ м.Бобровщины, на месте бывшей католической часовни во имя св. Яна, построена и освящена церковь на сумму  .................... 1500 р. (В. 3. Р. 1864—55 октябрь, 485 стр.)

Все вышеозначенныя церкви говорится в отчете, из котораго мы брали сведения,— возведены и возводятся по Виленской губернии исключительно каменныя, на том основании, что постройка церквей есть дело вековое». [8]

***

И по сегодняшний день приходит в храме богослужение в день св. Иоанна Крестителя. Кресный ход с иконой святого и литургия возле каплицы с освящение воды ежегодно собирает как православных, так и католиков поклониться святому и испить воды из священного источника.

Службу в храме пророка Иоанна Предтечи д. Бобруйщина проводит протоиерей Вячеслав Пешко.

Источники информации:

[1] Литовские епархиальные ведомости.-1864.-№20

[2] Литовские епархиальные ведомости.-1866.-№10

[3] Литовские епархиальные ведомости.-1873.-№42

[4]  Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№30

[5]Литовские епархиальные ведомости.-1874.-№36

[6] Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№20

[7]  Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№29

[8] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1913.-№5

Использованы фотоматериалы с сайтов: Радима.нет 

Планета Беларусь 

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

sm

kulturaby

2023 god miru

01

glub rik

02

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

uni

vit

Vitebskie vesti

pomogut.by

qr

 

Счетчик посещений

Сёння 2

Учора 47

За тыдзень 478

За месяц 1957

Усяго 97966

Перыяд:

2018-01-01 - 2023-03-26

Зарэгістравалася: 236