Патриотический урок «Беларусь – страна единства» 

14 сентября работники Глубокской детской библиотеки провели  патриотический урок «Беларусь – ст…

День народного единства в Глубокском районе 

ПЛАН&nbs приятий по празднованию 17 сентября 2021 г. Дня народного единства в Глубокс йоне…

“Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь!” 

У Падсвільскай гарпасялковай бібліятэцы прайшла сустрэча, прымеркаваная да году народнага адзінства,…

Священнослужители церкви Рождества Пресвятой Богородицы, д. Голубичи

Golubichi Hram 01 7

Первое летописное упоминание о православных храмах на Глубоччине относится к 1552 году. Именно в этом году была проведена инвентаризация земельных владений Полоцкого воеводства. Изучив этот документ можно утверждать, что на землях Глубоччины в то время действовало 6 православных храмов, среди них и церковь в м.Голубичи «В Голубичах церковь Святого Юрия наданья панов Корсаков».

В 1622 году Ян Корсак Голубицкий, каштелян Полоцкий «живучи в вере святой христианской греческой старожитной» записал на «церковь Голубицкую христианскую греческую русскую» своё «…имение Карачаново, в воеводстве Полоцком лежачее, а до того и фольварок Вороново…». Согласно завещанию, «держачими надания и церкви Голубицкое мають быть законницы набоженства греческого веры стародавное».

Его брат, Евстафий Корсак Голубицкий, войский воеводства Полоцкого, завещал свою половину имения Голубичи базилианам Виленского Свято-Троицкого монастыря. В завещании он постановил, чтобы после его смерти жена София Корсак (Островская) построила в Голубичах при церкви богадельню и ежегодно давала на содержание в ней нищих провизию. В 1630 году, за невыполнение условий завещания, священником Голубицкой церкви Антонием Селявой она была вызвана в земский суд.

Golubichi Hram Raspjatie В документах конца 18 века в селе Голубичи упоминается униатский храм Святого Николая, который сгорел в пожаре 1822 года. В этом храме хранилась уникальная скульптура «Распятие», которая сегодня находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Датируется она 14 веком и, вероятно, оказалась в небольшой деревенской церкви через монахов Троицкого монастыря, которые владели Голубичами во второй четверти 17 века.

Достоверность приведённых в «Полоцкой ревизии 1552 года» сведений подтверждают и «Писцовые книги 16 века». [1]

В исследовании Дениса Лисейчикова «Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839» . – Минск, Беларусь, 2015 имеются сведения об униатских священниках, которые служили в храме.

Адольский Якуб

 Посвящен в сан митрополитом Киприаном Жоховским; священник церкви м.Голубичи Полоцкого уезда, 1703.

Бородич Сидор

Священник церкви м.Чашники Полоцкого воеводства. 04.11.1759; священник церкви м.Голубичи Полоцкого уезда, 19.10.1783-15.04.1790. Жена София Иллинич.

Бородич Франтишек сын Сидора

Родился 04.11.1759, крещен в костеле в д. Прозороки Полоцкого воеводства. “Слушал риторику”; и.о.викария 19.10.1783, администратор 05.05.1798 и священник 1806 церкви м.Голубичи Полоцкого уезда, “уважают его коляторы и парафиане имеют приверженность” 1806.

Герасимович Михаил сын Яна

Родился в 1764 году. Пономарь церкви в м. Голубичи Дисненского уезда 1816-1817; пономарь церкви в м.Заборье Дисненского уезда. 1817.

Дыман Михал

Из семьи священника, служка церкви в м. Голубичи Дисненского уезда 19.04.1834. Жена Юзефа.

Конюшевский Савелий

Пономарь церкви в м. Голубичи Дисненского уезда. 19.04.1834. Жена Анна; сыновья: Василий учится в школе при Березвечском монастыре базилиан 19.04.1834, Стефан; дочери: Дарья, Варвара.

Косецкий Стефан сын Клеменса

Родился 06.11.1790 года. Крещен в церкви д.Язно Полоцкого уезда. Учился в школе при Беразвечском монастыре базилиан (патент от 14.09.1808) и Виленской Главной духовной семинарии (21.09.1808 - 13.05.18120; исключен за плохое поведение; посвящен в сан 1813; администратор 1815-27.11.1819 и священник 19.04.1834-25.02.1837 церкви в м. Голубичи Дисненского уезда.

Жена Розалия Щербицкая (род. 1799) Венчались 17.08.1813 в Венужье Дисненского уезда. Сыновья: Клеменс (нар.1814), учится в школе при Вербиловском монастыре базилиан 19.04.1834, Антон (род.1819) учится в школе при Вербиловском монастыре базилиан 19.04.1834, Станислав. Дочь Бенигна (род. 1817). Дядя Бернард Косецкий (род. 1783). Мать Клара, вдова 19.04.1834.

Малиновский Даниил

Служка церкви в м. Голубичи Дисненского уезда 1816; уволен из духовного сословия до 19.04.1834. Жена Текля (род.1806); сын Людвик (род.1832).

Романовский Ян

Служка церкви в м. Голубичи Дисненского уезда 1816; уволен из духовного сословия до 19.04.1834

Семеновский Михаил

Служка церкви в м. Голубичи Дисненского уезда 1816; уволен из духовного сословия до 19.04.1834.

Шеверновский Леон

Родился в 1774 году. Дьячек церкви в м. Голубичи Дисненского уезда 19.04.1834. Сын Порфир*1796, умер до 19.04.1834. Умер до 19.04.1834.

Юшковский Иосиф

Дьячек церкви в м. Голубичи Дисненского уезда 19.04.1834; вдовец 19.04.1834. Дочь Тереза. Возможно брат Яна Юшковского.

 

После 1839 года церковь стала православной. В 1876 году приход состоял:

«Успенская в с. Голубичах.

Настоятель 1. Псаломщик 1.

с. Голубичи. Д. Большие Давыдки, Малые Давыдки, Медведево, Отвалки, Слободка, Новоселка, Пузыри, Отвалки, Промешки, Анапасенка, Селище, ІІІалагарье, Крупена, Защесли, Каролевичи, Шабалы, Слободка. Ясевичи, Михали, Городище и Нивье»[2]

В 1886 году приход насчитывал 1918 душ обоего пола. [3]

Сохранились сведения о пожертвованиях на церковь.

«В церковь Глубокскаго благоч. Голубинскую - две иконы св. Великомученика Георгия и святителя Николая в золоченных рамах, ценою каждая в 30 руб. сер., на каковой предмет пожертвовано священником 15 р. сер., а прихожанами 45 руб [4]

«В Голубинскую церковь, Дисненскаго уезда, пожертвовали: помещ. им. Голубич Сейфорт 5 р., крест. Лев Дорощенок 1 р. и крестьяне дер. Королевич - 4 лампады с позолоченными свечами - в 12 р. 60 к [5]

«Пожертвования. По Глубокскому благочинию, Дисненскаго уезда, в минувшем году поступили след. пожертвования в церкви: 1) Голубинскую от прихожан на возобновление некоторых икон и вообще ремонт церкви 102 р. 75 к.» [6]

«Пожертвование. В Голубичскую церковь, Дисненскаго уезда, пожертвовано: 1) от причта и прихожан 112 р. 40 к. в добавок к церковным и братским деньгам для приобретения колокола в 10 п. 35 ф.; 2) от крестьянки дер. Королевич Софии Павловой Бурневой - пелена на престол шерстяной материи ценою в 4 р., цветной войлочный коврик в 4 р. и деньгами 1 руб.; 3) от Московскаго городового Осипа Романова Ледника 10 р., - всего 131 р. 40 к [7]

«Пожертвования.

В Голубинскую церковь поступили следующие пожертвования: от дворянки Стефаниды Станиславовны Вержбицкой сто рублей на вечное поминовение умерших родственников; от нея же образ Св. Князя Владимира, писанный на цинке, в дубовом киоте с серебрянным венком ценою 110 р., от крестьянина Иакова Барон образ Божией матери всех скорбящих Радосте с лампадою - ценою 27 руб. 50 коп.; от крестьян Илариона, Нестира, Луки и Иоанна Хоревочей, Иосифа Ковалевскаго и Стефана Пискуновича образ Воскресения Христова в 44 р.; от крестьянина Евфимии Апанасенок литографированныя икона Б. Матери в золоченой раме в 10 р.; от неизвестной покровцы и воздух в 5 р.; от крестьянина Леонтия Артимонок Крест Голгофе с предстоящими ценою 75 р. Кроме сего, на приобретение колокола поступило от причта 11 р., от дворянина Александра Нещеретова 10 р., от крестьянина Леонтия Артимонок 2р., от прихожан 202 р. 50 к., от приходскаго братства 133 руб., от крестьянина Иосифа Дорощенко 25 р., а всего поступило на сумму 778 рублей. Всем жертвователям изъявляется архипастырская благодарность с призыванием Божия Благословения». [8]

Жертвовали и сами прихожане и приходской священник:

«По разосланным в прошлом году во все церкви пригласительным и подписным листам, для сбора пожертвований, в пользу несчастных жертв войны с Турцией, сверх прежде поступивших и отосланных по принадлежности приношений, в последнее время собрано новое пожертвование на тотъ же предмет, от 13 причтов и приходов Глубокскаго благочиния, 107 р. 16 к. сер., именно: … 8) от свящ. Голубичской церкви Фавста Лечицкаго 4 р. и от прихожан 6 р. 30 к.; Таковыя деньги представлены мною в С.-ІІетербург, в Главное Управление Общества Краснаго Креста, при отзыве, от 28-го Марта сего года, за № 216. Прописанныя выше приношения, вместе с представленными мною разновременно прежде пожертвованиями от причтов, церквей и прихожан, по подписным листам, составляют по Глубокскому благочинию 181 р. 43 к. сер. Сверх сего, нужно упомянуть о денежном взносе, последовавшем по особенному усердию священ. Свильской церкви Евфимия Сулковскаго, в пользу раненных воинов 7 руб., и на тот же предмет от свящ. Голубинской церкви Фавста Лечицкаго—1 р. серебром. Этот взнос препровожден мною в Виленское Губернское Управление Общества Краснаго Креста. при отношении, отъ 28-го истекшаго Марта, за № 217; Так как Благочинный свящ. А. Кетлинский [9]

Большое внимание в приходе уделялось образованию.

«Сведения о школах церковно-приходских и о домашних школах грамотности, действующих в настоящем 1884/5 учебном году.

Глубокскаго благочиния, Дисненскаго уезда.

Голубинскаго прихода, в д. Королевичах, подвижная школа грамотности, открыта в 1884 г.; учеников 16, православные; учитъ кр. Федор Филипов Ледник, кончивший Ковальское народное учил., холост. 2) Того же прихода, в дер. Ясевичах, подвижная школа грамотности, открыта в 1884 г.; учеников 16, православные, учит кр. Александр Иванов Крупеня, обучавшийся в Голубичской церк.-прих. школе, холост. 3) Того же прихода, в д. Промешках, подвижная школа грамотности, откр. в 1884 г.; учеников 14, православные; учит кр. Александр Михайлов Товстик, обучавшийся в Плисском нар. учил., холост.» [10]

 

«Ведомость о домашних школах грамоты Литовской епархии за 1886-87 год.

…167) Голубинскаго прихода. Школа находится в д. Королевичах, в 4 в. от ц. Открыта в окт. 1884 г. Передвижная. Учащихся 15 м.

168) Школа наход. в д. Ясевичах, в 6 в. от ц. Открыта в окт. 1884 г. Передв. Уч. 13 м.

 169) Школа наход. В д. Промешках, в 3 в. от ц. Открыта в окт. 1884 г. Передв.Уч. 18 м» [11]

Были пожертвования и на школы.

«Пожертвования духовенства на церковно-приходские школы.

Священник Голубинской церкви, Глубокскаго благочиния, Фавст Лечицкий израсходовал 12 р. 55 к. на увеличение вознаграждения учителей школ грамотности Королевичской (6 р. 25 к.), Ясевичской (5 р.) и Промеш- ковской (1 р. 30 к.)». [12]

В 1909 году в Голубичской церковно-приходской школе состоялась рождественская ёлка, вот как об этом событии писал “Вестник Виленского св.-духовскаго братства” №3

Ёлка в Голубинской ц.-приходской школе, Дисн. у. Рождественскими святками в Голубинской ц.-приходской школе состоялась для детей елка с литературно-вокальным вечером.

Заботы по изысканию, средств на елку взял на себя местный священник о. М. Игнатович, привлекший к пожертвованиям соседей помещиков и внесший от себя посильную лепту на это детское удовольствие. Достаточная жертва была принесена сюда учительницей М. В. Ватолиной и псаломщиком А. М. Деруго. Елка была красиво и богато убрана. Все жертвователи, школьники (41) и их родители явились на лицо. Собралась большая масса посторонней публики из крестьян, так что маленькое временное помещение школы не вмещало их и половины. Вечер начался пением национальнаго гимна, за которым последовало произношение стихотворений и исполнение разнообразных номеров, песен. Стихотворения произносились в соответствующих действующим лицам костюмах и приводили в восторг всех присутствующих художественностью исполнения. С неменьшим успехом были выполнены и различные номера пения. Видно учительница школы М. В. Ватолина потрудилась тутъ не мало. В антракте раздавались детям снимаемыя с елки лакомства, а после окончания вечера в довольно большом количестве такого же рода подарки. Сияющия, возбужденныя личики детей, громко выражаемое удовольствие их родителей с избытком удовлетворили устроителей детскаго праздника и вознаградили их за понесенные труды и расходы.

В такой глуши, где нет и намека на общественныя развлечения, где даже школа - этотъ необходимый культурный светоч - существует только второй год, такого рода вечера имеют важное просветительное значение. Они открывают новый мир этому темному, погрязшему в незнании люду, - толкают его ум и чувство к здоровым развлечениям. Остается выразить признательность устроителям таких полезных развлечений и сказать им во всех их такого рода хороших начинаниях: “В добрый путь".

Старое здание обветшало. Вопрос о постройке нового храма в начале ХХ века был очень важным.

«Пожертвования. На нужды проектируемаго к постройке новаго храма в с. Голубичах, Дисненскаго уезда, о. протоиереемъ И. И. Сергиевым прислано 100 рублей.» [13]

 «В нашей Литовской епархии церковно строительное дело в истекшем 1907 г. находилось в следующем положении: По Виленской губерніи: 1) окончены работы по постройке каменной церкви в с. Замошье, Дисненскаго уезда, на ассигнованную Св. Синодом сумму 11400 р. и назначена комиссия для освидетельствования здания церкви

2) Производились и окончены работы по капитальному ремонту и расширентю каменной церкви в г. Троках на сумму 10000 р; ассигнованную военным ведомством.

 3) Устроена и освящена домовая церковь при Дисненском тюремном замке.

 4) Устроена и освящена каменная церковь при Виленской центральной тюрьме.

 5) Продолжались работы по постройке каменной церкви в с. Блошниках, Дисненскаго уезда, на ассигнованнную Св. Синодом сумму 13400 р.

6) Продолжались работы по постройке каменной церкви в с. Голубичах, Дисненскаго уезда, на ассигнованную Св. Синодом сумму 23000 р.

7) Продолжались работы по постройке каменной церкви в м. ІІрозороках, Дисненскаго уезда, на отпущенную Св. Синодом сумму 12370 рублей» [14]

В 1908 году состоялось торжественное освящение нового храма в деревне Голубичи. Здание новой каменной церкви было построено на государственные средства в типичном ретроспективно-русском стиле, популярном в строительстве сельских церквей. Началось строительство в 1905 году благодаря выделенным Святым Синодом деньгам в размере 3 000 рублей. Храм был построен не в самой деревне, а на расстоянии 2-х вёрст от села, рядом с домом священника. Причём здание старого деревянного храма Успения Матери Божей, который был построен прихожанами в Голубичах ещё в 1840-х годах, являлся действующим на момент освящения новой церкви.

Golubichi Hram 7Освятил ново построенную церковь Рождества Пресвятой Богородицы архиепископ Никандр. Это торжественное события произошло 7 сентября 1908 года при огромном стечении прихожан: «Народу собралось так много, что он не помещался в церкви, а стоял на погосте возле церкви и на площади. Красивую картину представляла эта площадь, уставленная бесчисленными повозками и занятая народом…»

Вот как это событие описывалось в «Литовских епархиальных новостях» и «Вестнике Виленскаго свято-духавскаго братства»

 «7 сентября Архиерейским служением совершено освящение в с. Голубичах, Дисненскаго уезда, Глубокскаго благочиния, новоустроенной на счет казны церкви в честь Рождества Богородицы. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Никандр, Архиепископ Литовский и Виленский, в сопровождении ключаря Собора протоиерея М. Голенкевича, соборных диаконов: Круковскаго, Недельковскаго и Разумовича, 5 сентября, в 2 ч. 15м. по полудни, отбыл из гор. Вильни по Либаво-Роменской ж. д. в село Голубичи. Прибыв сюда 6 го сентября, Владыка совершил торжественно всенощное бдение и затем 7 сентября, в воскресенье, в сослужении 14-ти священников и 3 диаконов освящение новой церкви в честь Рождества Богородицы, божественную Литургию и молебен. На Литургии был возложен набедренник на местнаго священника Михаила Игнатовича в награду за понесенные им труды по постройке новой церкви, ц.-приходской школы и причтовых помещений. Было при освящении церкви местное Начальство и несколько тысяч народа, прибывшаго крестным ходом из сел Свили и Заборья во главе со священниками Чистовским и Николаем Голенкевичем». [15]

 «Поездка Высокопреосвященнаго Архиепископа Никандра в Дисненский уезд, Виленской губернии, для освящения церкви в с. Голубичах и обозрения соседних церквей.

Архипастырь со всеми сопровождавшими его лицами направился в с. Голубичи, где на следующий день предстояло освящение новаго храма. Село Голубичи расположено на границе Виленской губернии, а часть его находится в Минской губ., Борисовском уезде. Уже в 16 в. был в Голубичах храм св. великомуч. Георгия. Один из владельцев Голубич завещал, чтобы богослужение в этом храме совершали правосл. монахи, но сын завещателя, черезъ три года после этого (1626 г.), перешел в унию и записал имение Голубичи после смерти жены Виленским Св.-Троицким базилианам; завещание это оспаривалось его родственниками, но тем не менее часть Голубич долго еще принадлежала базилианам. В конце 18 в. в Голубичах была церковь униатская Свят. Николая; потом устроен в 40-х годах прихожанами храм Успения Божией Матери, вместо древняго храма, сгоревшаго в 1822 г.; этотъ последний убогий ветхий деревянный храм сохранился до нашего времени и стоит на холме среди села Голубич. - Новый храм каменный, построен на казенныя средства; архитектура храма обычная для наших сельских церквей. Находится новый храм в разстоянии 2-х с лишним верст от села, при усадьбе священника. Архипастырь прибыл в с. Голубичи в 5 ч. вечера 6-го сентября, а в 6 ч. началось в новом храме, наполненном прибывшим народом, всенощное бдение; службу начал быв. священник Голубинской церкви о. Стефан Щербицкий с диаконом о. Недельским. На литию и на полиелей выходил Владыка; ему сослужило 14 священников и 3 диакона; пел довольно стройно хор певчих из м. Глубокаго; церковь сияла огнями и была красиво иллюминована как внутри, так и снаружи, и ярко выделялась на фоне темной сентябрской ночи. На следующий день самое освящение новой церкви началось в 9 ½ ч. утра. Божественную Литургию и после нея молебствие Пресвятой Богородице Архипастырь совершил в сослужении многочисленнаго прибывшаго на торжество окрестнаго духовенства. Народу собралось так много, что он не помещался в церкви, а стоял на погосте возле церкви и на площади. Красивую картину представляла эта площадь, уставленная безчисленными повозками и занятая народом.... Пред молебном Владыка обратился к народу приблизительно с нижеследующим словом:

 «Приветствую вас правосл. собратие, с торжеством освящения сего новосозданнаго храма. Для вернаго христианина день освящения храма есть великий день; это - светлый праздник; это - великое, редкое торжество. Для отдельных селений это - дело, можно сказать, вековое; ибо храм для известнаго селения строится обыкновенно на долгое время, особенно—каменный: он переживает целые века, его видят многия поколения людей, сменяя одни других, тогда как храм все остается один и тот же. Поэтому, наши православные храмы служат лучшими священными памятниками древности христианской веры и благочестия православных людей, прошедших в своей религиозно-духовной жизни чрез эти храмы и ими освящаемых. Да будет же и этотъ ныне освященный храм на долгое и долгое время, на целые века, сколько благословитъ на это Господь, священным памятником веры и благочестия христианскаго для местнаго православнаго населения!.. Да послужит он к вящему торжеству православия среди окружающаго иноверия!.. Не забудем, братие, что храм есть драгоценное учреждение для христианина верующаго, ищущаго спасения, - такое учреждение, котораго ничем другим нельзя заменить для духовной жизни человека, на какой бы высокой ступени образования ни стоял последний. Поэтому, храмы искони веков устраивались на земле - и временные, и постоянные, и неподвижные и переносные. Сам Бог указалъ человеку на эту необходимость и научил его созидать храмы. В священной книге Библии есть особые законы па этотъ счет... Спаситель наш, во время своего пребывания на земле, всегда с величайшим уважением относился к храму: Сам посещал его с учениками своими, ревновал о его чистоте и святости, изгонял из него сквернителей храма, называл его домом молитвы, домом Отца небеснаго. Как Господь храма, конечно, Сам Он не нуждался в этом, а если делал это, то, очевидно, для нашего вразумления... Так и Апостолы научили христианъ устроят храмы и с величайшим благоговением относиться к ним. Поэтому, правосл. собратие, если кто будетъ смущат вас и говорить вам что нибудь против правосл. храмов, отвлекат вас от них, считать их излишними и ненужными для нас и проч., - не слушайте такого человека. Знайте, что это - недобрый человек, неблагонамеренный, противник Богу и нашему св. Православию, слуга диавола и враг нашего спасения.

dziedzina papoushchyna carkva 4783 1431353060 b1

У первых христиан, во время гонений, храмы устроились даже в пещерах и подземельях, при самой бедной обстановке; и, однако же, как они сохранили христианское учение и православную веру во всей их чистотѣе и неповрежденности!.. Сколько воспитали христианских мучеников и исповедников православия!.. Что толку в большом доме, но опустелом, чуждом истинно благодатной силы и жизни?.. То-ли не величественный был Иерусалимский храм еврейский времен Христа Спасителя, строившийся в течение 46 лет, как говорит Евангелие (Иоан. 2,20). Но когда евреи отвергли Господа, не признали Его Сыном Божиим, истинным Мессией, не уверовали в Него и не пошли за Ним, то и Господь отверг их и отнял от храма их святыню Божию, сказав: се оставляется вам дом ваш пусть (Лук. 13,35). И, действительно, слава Божия оставила его, и он погиб в развалинах, при завоевании Иерусалима римлянами. С тех пор мерзость запустения воцарилась там на месте святе, пока не занял этого места новый, благодатный, христианский храм....

Вы же, дорогие мои собратие во Христе, будьте верны своей духовной Матери, св. церкви Православной, которая возродила вас благодатию св. Духа, возрастила и питала вас духовно пищею Христовою, хлебом жизни, которая врачует вас от духовных болезней, очищает и освящает вас от греховной нечистоты, которая благословит вас и на будущую блаженную жизнь в вечности, если будете того достойны. Все это будет и впредь совершат над вами св. церковь и приготовлять вас к будущей блаженной жизни чрез этот новосвященный храм, со всею присущею ему теперь святынею Божьяго престола, богослужений и таинств. Будьте только усердны и с благоговением относитесь к нему; неленостно посещайте его для участия в общественной молитве и богослужении, для очищения и освщения себя от нечистоты греховной. Не поддавайтесь въ праздничные дни искушениям лености и якобы усталости от недельных трудов. Все это будут лукаво нашептывать вам враги нашего спасения: греховная плоть и диавол или покорные ему злые и недобрые люди. Превозмогайте все подобныя искушения молитвой и призыванием имени Божия, и тогда Господь благословит вас во всем.

Да поможет же вам Пречистая Матерь Божия, имени которой, в честь ея преславнаго Рождества посвящен новосозданный храм сей...» [16]

Во вновь построенном храме сохранилось множество вещей из старого храма, которые были переданы в Литовское епархиальное древлехранилище.

«От Литовскаго Епархиальнаго Древлехранилища.

В течение февраля 1910 года в Древлехранилище поступили следующие предметы:

Из Голубинской церкви.

  1. Крест выносный, деревянный, 4-конечный, с резным деревянным Распятием. Очень ветхий, изломанный и сбитый гвоздями. Дл. 1 ар. 19 д., шир. 15 д.
  2. Крест оловянный, 4-конечный, сломанный в нижней части и вставленный в деревянную подставку. На кресте медное литое Распятие с надписью I. N. R. I. На обороте медный круг с инициалами I. Н. S. От креста исходят лучи. Выш. 11 д., шир. 7 д.
  3. Оловянное литое Распятие от креста. С 3 гвоздями. Длина 9 д.
  4. Крестъ медный старообрядческий, надворотный, с изображениями Распятия, серафима и нерукотвореннаго образа.
  5. Потир медный, золоченый, выш. 7 ¼ д., диам. чаши 3 д., пьедестала

4 ½ д. Гладкий.

  1. Такой-же дискос к нему, диам 5 3/8 д, пьедестала 4 1/2 д.
  2. Такая же дароносица в виде блюдца с крышкой. Диам. 4 1/2 д., выс. 3/8 д.

161—162. Два медных ящичка из дарохранительниц.

  1. Звездица медная, гладкая, кустарной работы, диам. 5 д.
  2. Лжица красной меди, дл. 4 3/4 д.
  3. Копие, надломленное, с грубой деревянной рукоятью.
  4. Чаша от потира, медная, гладкая. Диам. 2 ¾ д.
  5. Четыре деревянных напрестольных подсвечника, окрашен. в бѣлую краску, вышин. 19 1/2 д.
  6. Плащаница полотняная, выш. 28 д. шир. 45 д. Спаситель главою влево от зрителя, правая рука вдоль, левая на груди; левая ступня закрывает правую. У изголовья гвозди и терновый венец. Вверху и по сторонам Камни пещеры. В тропаре разночтения: «благоуханны» и «закрыв».
  7. Икона на холсте 36*28 д. с изображениями Иосифа, Девы Марии и Отрока Иисуса, над которым Дух Святый в виде голубя. Очевидно, на текст: «Отроча же растяше и крепляшеся духом». Живопись западнорусская. Икона очень ветха». [17]

 «От Литовскаго Епархиальнаго Древлехранилища.

В течение марта и апреля 1910 года в Древлехранилище поступили слѣдующие предметы:

От причта Голубицкой церкви.

  1. Потир оловянный с крышкой (униатская пушка). Выш. 5 1/2 д. диам. чаши З 3/8 д„ пьедестала 35/в д. Гладкий. На верху крышки 4-конечный крест.
  2. Такой же потир, выш. 7 д„ диам. чаши 2 3/4 д. пьедестала 4 1/2 д. Гладкий. На крышке 4-конечный крест.
  3. Потир медный, чаша внутри вызолочена. Выш. 7 1/2д., диам. чаши 3 1/8 д., пьедестала 4 ¾ д. Гладкий.

206—208. Три чаши от потиров, медныя, с следами позолоты. Гладкия.

  1. Потир медный, вызолоченный. Выш 9 д., диам. чаши 3 1/2 д., пьедестала 5 3/7д. Гладкий. На пьедестале снизу надпись: „Ten kielih szpozondzony od Franciszka Pietucha. D.G.P.M. “.
  2. Кадильница медная с 8 конечным крестом, выш. 8 д Прорези в виде треугольников; по краям орнамент.
  3. Кадильница медная с 6-конечным крестом, выш. 9 1/3 д. Прорези в виде звездочек и листков. Гладкая.
  4. Крест напрестольный медный, выш. 103 3/4 д. шир. 6 5/8 д. с накладными финифтяными изображениями.
  5. Мирница деревянная в виде гладкаго ларца, с 8-конечным медным крестом, врезанным в крышку. Сосудцы утрачены.
  6. Мирница медная в виде гробницы, с резными изображениями: 8-кон креста на крышке, с копием и тростию, Крещения Господня, на передней стенке, и Благовещения - на задней. На боковых растительный орнамент. Сосудцы утрачены.
  7. Евангелие напрестольное. Московской печати, 1821 г. Лл. выходной+457 in-f. Четыре гравюры евангелистов. Переплет сплошной металлический. На верхней доске накладныя финифтяныя изображения Воскресения Христова и евангелистов, на нижней выпуклое изображение Благовещения, на корешке Всевидящее Око, скрижали, завеса, ковчег.
  8. Мирница оловянная в виде плоской круглой чашки. Выш. 1/8 д. диам. 2 5/8 д. По краям инициалы 0. М. С.
  9. Мирница оловянная в виде трех спаянных стаканчиков с завинчивающимися крышками. Вышина каждаго 1 3/4 д. диам. 1 3/8 д.
  10. Дароносица медная в виде храма. Вышина с крестом 6 д , шир. 2 3/8 д. глуб. 1 1/2 д. На дверце резное изображение Распятия с предстоящими, над ним щит Давида в лучах с надписью „БГЪ". Внутри ковчежец для запасных даров, потир и ляжица.
  11. Дароносица такая же, с утраченным крестом, выш. 4 3/8 д. шир. 2 5/8 д. глуб. 1 7/8 д. На дверце выпуклое изображение Распятия с предстоящими и видом Иерусалима, над ним в облаках Бог Отец с Духом Святым. Внутри часть ковчежца и потир. Клеймо „К. Серебряков".
  12. Дароносица такая же, с следами позолоты. Вышина с крестом 5 3/4 д., глуб. 1 1/3 д. На дверце редкое изображение 8-конечнаго креста в лучах, с копием и тростию. Внутри, в бархатных вместилищах, серебряные вызолоченные сосуды: ковчежец, потир, лжица и сосуд для вина. На них штемпеля: „В. К. 84, 1870".
  13. Лжица медная, грубой работы, дл. 4 1/2д., па рукояти орнамент и изображение женской головы в короне.
  14. Лжица медная золоченая, дл. 4 1/4 д. На конце рукояти 4-кон. Крест». [18]

dziedzina papoushchyna carkva 4783 1431353952 b1В 1916 году приход посетил Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Литовский и Виленский. Об этом мы узнаём из «Вестника Виленского св.-духовскаго братства» №12 за 1916 год.

«Обозрение Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Литовским и Виленским, храмов и приходов Литовской епархии.

Въ 7 часов вечера того же дня (22 июля) Его Высокопреосвященство изволил проследовать в с. Голубичи, отстоящее от Ковалей в 6 верстах. В Голубичском храме, расположенном вдали от населенных пунктов прихода, не смотря на не прекращавшийся дождь в 6 ½ часов по полудни, собралось более 600 прихожан. По вступлении Владыки в храм, его приветствовал настоятель о. Михаил Игнатович речью, в которой высказал мысль, что прибытие Его Высокопреосвященства во время самаго разгара полевых работ напоминает об обязанности не оставлять заботы о душе и не погружаться всецело в заботы об удовлетворении лишь телесных потребностей, что это прибытие в дни войны внесет в сердца прихожан дух успокоения, утешения, а затем просил молитв и благословения. В ответ на приветствие о. настоятеля Архипастырь обратился к присутствующим со словом, в котором, более обстоятельно развив изложенную в приветственной речи мысль о необходимости на ряду с заботами о телесном хлебе не покидать забот и духовном хлебе и пище, в последовательном, наглядном и понятном для простолюдина, изложении, с ссылками на священноисторическия события, раскрыл мысль о великом значении и могущественнейшем влиянии на судьбу и жизнь целых народов и царств людей, не оставляющих забот о духовном хлебе и насыщении—праведников, затем, переходя к событиям переживаемых нами военных невзгод, Архипастырь призывал молящихся в сильных, глубоко проникающих в душу, выражениях на путь праведной жизни, побуждая к сему указанием на то, что за дела любви и милости, за молитвы праведных Господь, проведя через горнило страданий, очистит русскую землю и дарует ей светлые дни могущества, радости и славы. Слово Архипастыря произвело на слушателей сильное впечатление: чувства особаго умиления и духовной отрады наполнили душу под влиянием глубоко запечатлевшейся мысли о безпредельной любви и безконечной милости к человеку Бога, милующаго и грешных за праведника. По окончании слова совершено было молебствие о даровании победы; молящиеся стояли с возженными свечами. Затем следовало благословение молящихся и раздача крестиков. В 9 ½ часов вечера Владыка отбыл в квартиру настоятеля, где былъ предложен ужин и ночлег.

П. К.»

Отдельно хочется сказать о священниках храма.

Скобаланович Александр Корнилович, иерей (униат, перешел в православие)

Родился в 1803 году в семье священника.

Крестили 18.03.1803 года в церкви д.Саки Кобринского уезда. 27.07.1819 - окончил полный курс Белостокской гимназии. 09.1819 - выдержал экзамен на священника в Белорусском консистории. 19.03.1829 - рукоположен в сан священника Иаковым (Мартусевичем), архиепископом Полоцким. 19.03.1829-1840 - священник церкви Иоанна Богослова с.Голомысль Дисненского уезда (ныне Миорский район).

1840-1854 - настоятель Успенской церкви в.Голубичи Дисненского уезда (сейчас — Глубокский район).

1854-1863 - настоятель Свято-Ильинская церковь в.Нарочь Вилейского уезда. 1863-20.09.1879 - почислен за штат при Чижевский церкви Бельского уезда. 20.09.1879-21.02.1880 - 2-й священник церкви святителя Николая Чудотворца с.Черессы. Умер 21.02.1880 года от воспаления легких.  Похоронен с правой стороны у входа в церковь с.Черессы.

Жена - Юлия Матвеевна Кушевич 1808, венчались 31.01.1828 в костеле м.Солы. Не приняла православие и осталась в униатстве. Дети: Петр 1827, Константин 1829, Юзефа 1832, Людвика [19,20,21]

Шелепин Виктор Иоаннович, священник

1865-1868 – священник церкви м.Голубичи Дисненского уезда. Имел сына Ивана.

Умер 10.04.1868 года. [22,23,24,25]

«Не приняты на казенное содержание в Жировицкое училище: по силе резолюции: «Отцы должны воспитывать детей своих в низшем отделении училища на собственном содержании: Иван Шелепин - сын священника Голубиц. церкви; Владимир и Александр Серединские - сыновья дьячка Голубицкой церкви; Иринарх Пигулевский - сын священ. Глубоцкой церкви» [26]

Лечицкий Фавст Иванович, священник

Родился в 1830 г. 1847 - окончил курс Литовской духовной семинарии.  Воспитатель монаст.уч. семинарии, в должности с 15 июня 1868 года. 1864 –1868 (?) - священник церкви в м.Браслав.

1869 -1900 - священник церкви м.Голубичи Дисненского уезда.

С 1901 – священник-настоятель Александро-Невской церкви г.Гродно. Имел сына Александра. [27,28,29,30]

Щербицкий Стефан Антонович, священник

1880 – родился с.Плисса Виленской губернии. Окончил курс Литовской духовной семинарии. 3.09.1895-14.01.1900 - псаломщик собора в Белостоке.

14.01.1900 -1903 - священник церкви м.Голубичи Дисненского уезда.

До 1915 - служил в церквях Лидского уезда. В 1915 выехал в Россию Служил священником в церкви с. Завидово  Оленинского района Калининской (ныне Тверской) области.

Арестован 3 марта 1938 г, осужден 25 марта за антисоветскую агитацию, расстрелян 28 марта.  Реабилитирован в 1958 г. [31,32,33]

Игнатович Михаил Александрович, священник

1907-1923(?) – священник церкви м.Голубичи Дисненского уезда.

В 1910 - священник в д.Ковали Дисненского уезда. [34]

 

F Luzgin s matushkoyЛузгин Филипп Яковлевич, протоиерей

Родился в 1857 году в г.Сенно Могилевской губернии в семье псаломщика.

1880 – окончил Витебскую духовную семинарию по 2-му разряду. 6.08.1880-1884 – помощник настоятеля церкви Святителя Николая Чудотворца д.Новый Двор Лепельского уезда. 11.04.1882 – рукоположен в сан священника Маркелам (Попелем), епископом Витебским и Полоцким в Кафедральном соборе г.Витебска. 1884-22.02.1902 - 2-ой священник церкви Святой Параскевы Пятницы г.Лепель. 22.02.1902-1918 - настоятель собора Преображения Господня г.Лепель.

Приход большевиков и начало гонений на церковь заставил священника покинуть Лепель и переехать во время немецкой оккупации в Западную Беларусь.

1918-02.1920 - священник в Глубокском благочинии (дакументально не подтверждено, возможно в церкви д.Голубичи). 

03.1920-18.12.1936 - настоятель церкви Преображения Господнегов д.Язно. 18.12.1936 – почислен за штат. Умер в 1939 году.

mogila Luzgina Похоронен возле церкви в д.Язно.

Награды: -набедренник, скуфья, 19.04.1900 - камилавка, 1907 - сан протоиерея, 6.05.1908 - Орден Святой Анны 3 степени. 30.07.1908 - Орден Святой Анны 2 степени. 1932 - золотой наперстный крест с украшениями. 18.03.1902 – благочинный 1-го Лепельского округа.

2.07.1926 - духовник Дисненского благочиния.

Жена – Ольга Степановна Канюшевская, дочь священника церкви д.Гарспляны Полацкого уезда; венчались 7.01.1881. Дочь - Пелагея.Сын - Сергей. Сын - Василий, псаломщик, Ветрино. [35,36,37,38]

 

 

 

 Батян Пётр, священник

? -17.02.1930 – священник церкви м.Голубичи Дисненского уезда.

17.02.1930-16.05.1931 – священник церкви м.Лужки Дисненского уезда. 16.05.1931-13.12.1933 – свяценник церкви м.Дрисвяты Браславского благочиния. 13.12.1933 - священник в церкви м. Кобыльники Поставского благочиния. [39]

Зубович Антон, священник

Родился в 1890 году. 25.11.1923 - рукоположен в сан священника. 28.11.1923-12.03.1924 - священник церкви м.Дукшта Виленско-Трокайского благочиния. 12.03.1924-23.06.1926 - священник церкви д.Побререзье Виленско-Трокайского благочиния. 23.06.1926- 23.03.1928 - священник церкви с.Рудомино Виленско-Трокайского благочиния, священник церкви м.Гейшишки Виленско-Трокайского благочиния. 23.03.1928-17.02.1930 - священник Щучинского благочиния.

17.02.1930-18.04.1935 - священник церкви м.Голубичи Дисненского уезда.

18.04.1935-24.01.1936 - священник церкви д.Ситцы Докшицкого благочиния. 24.01.1936-27.03.1937 - священник церкви д.Мыто Лидского благочиния. 27.03.1937-14.07.1945 - священник церкви м.Городьки Воложинского благочиния.

14.07.1945 - арестован. Осужден на 10 лет лагерей. [40]

Латышенок Геннадий Степанович, протоиерей

Latyschonok

Родился 7.08.1896 года в г. Шарковщина.

1906-1908 - учеба в народном училище г.Шарковщина. 1911-1914 - учеба в учительской школе в м.Оболь.

1919 - окончил педагогические курсы в м.Дисна. 2.12.1919-26.02.1935 - псаломщик церкви в г.Шарковщина. 7.12.1922 - в Виленской духовной семинарии сдал экзамен для рукоположения в сан диакона.

27.02.1935 - 13.03.1942 - диакон церкви в м. Голубичи Плисского района.

8.03.1942 - в Минске сдал экзамен для рукоположения в сан священника. 14.03.1942- рукоположен в сан священника митрополитом Пантелеимоном (Рожковским). 

1942-1943- священник в Поречской церкви Глубокского благочиния.

с 13.03.1943-1966- настоятель Петро-Павловской церкви в м.Дрисвяты Видзовского района Молодечненской области. 28.04.1966 - скончался в м. Дрисвяты. [41,42,43]

 

Мойсеенок Никифор Федорович, протоиерей

Mojseenok NikiforРодился 1.02.1887 в д.Ледники Плисского района.

1899 - окончил Ковальское народное училище.

1902-1905 - учеба в Красногорской учительской школе Ковенской губернии. 1905-1908 - преподавал в учительской семинарии д.Боруны Ошмянского района. 1908-1909 - учитель церковно-приходской школы д.Жижма Лидского уезда. 1909-1913 - учитель церковно-приходской школы с.Нарочь Вилейского уезда.

1914 - рукоположен в священный сан архиепископ Литовский и Виленский  Тихон (Белавин).

1913-1917 - преподаватель 2-классной учительской семинарии и диакон в  церкви м.Боруны Ошмянского уезда. 1917-1919 - диакон церкви д.Званка нижегородской губернии и преподаватель епархиального женского училища. 1919 – во иереи возвел митрополит Виленский и Литовский Елевферий  (Богоявленский). 1919-1921 - настоятель Андреевской церкви в д.Андроны Поставского района. 1921-1935 - настоятель церкви в д.Стефанполь Дисненского района и благочинный округа.

1935-1962 - настоятель церкви в д.Голубичи Плисского района.

1941- священник одного из храмов Полоцка. 12.03.1962 - зачислен за штат с предоставлением пенсии.

9.04.1963-8.12.1964 - настоятель церкви св.Параскевы в д.Плисса Глубокского района.

Проживал в г.Глубокое. Умер 1.12.1974 года. Похоронен на кладбище в д.Ковали.

Особые награды: 1930-1935 – Дисненский благочинный,1934 – награжден саном протоиерея

Отец – Фёдор Игнатьевич, 1864-1927 Ковали. Жена – Лидия Иосифовна Пугачевская, 1890, дочка псаломщика д.Нарочь, венчались 29.06.1911 в церкви д.Нарочь. Сын - Александр 25.03.1912. [44,45] 

Zerkow foto M Tarasenok В конце ХХ нач. ХХI вв. в церкви служили о. Владимир (Лавцевич), о.Дмитрий (Авсиевич), о.Вячеслав (Пешко).

Псаломщиками церкви были:

Дерюго Амвросий, псаломщик

Учитель школы грамоты. Из крестьян Куренецкой волости, Виленского уезда.

9.11.1900-26.02.1935 – псаломщик церкви м.Голубичи Дисненского уезда.

26.02.1935-24.12.1937 – псаломщик церкви м.Свержень Старый Столбцовского благочиния.

24.12.1937 года – умер. [46,47]

Игнатович Николай, псаломщик

15.11.1879-22.01.1886 – псаломщик Роговской церкви Вилькомирского уезда.

22.01.1886-30.03.1892 - псаломщик церкви м. Старый Мядель Вилейского уезда.

30.03.1892-12.10.1900 – псаломщик церкви д.Голубичи Дисненского уезда.

12.10.1900 – псаломщик церкви д.Дукшта Виленского уезда. [48]

Киюта Симеон, псаломщик

? -11.12.1877 – и.д. псаломщика Трабской церкви

11.12.1877 –30.03.1892 - псаломщик Голубичской церкви Дисненского уезда

30.03.1892 года – перемещен к Старо-Мядельской церкви Виленского уезда [49,50]

Кушикович (Кушакович?) Николай, псаломщик

Исполнял обязанности псаломщика церкви д.Масаляны Гродненского уезда.

10.07.1876-8.11.1876 - псаломщик церкви м.Голубичи Дисненского уезда.

8.11.1876-2.01.1894 - псаломщик церкви д.Сидерка.

Умер 2.01.1894 года. [51,52]

 Серединский (?), псаломщик

1867- псаломщик церкви м.Голубичи Дисненского уезда. [53]

Серединский Александр, псаломщик

Послушник монастыря г.Вильно. 14.12.1876-3.11.1877- псаломщик церкви м.Голубичи Дисненского уезда.

3.11.1877- на военной службе. [54,55,56]

Старостами прихода были:1870-1878 - Александр Антонов Радзюкевич [57],

1878-1882 - Мартин Васильев Кукшинский, крестьянин м.Голубичи [58,59,60], 1882-1895 - Андрей Иванов Артименок, крестьянин д.Малые Давыдки [61,62,63], 1895-1904 - Иларион Иванов Артимёнок, крестьянин дер. Малые Давыдки [64,65], 1904-1908 - Василий Юревич, крестьянин дер.Новоселки [66], 1908-1911 - Георгий Редько, крестьянин дер.Королевичи[67], 1911-1914 – Антон Фомич Ледник [68],

1914-? - Николай Францев Лавникович [69]

Источники информации:

[1] – Сайт Глубокского историко-этнографического музея

[2] Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№15

[3] Литовские епархиальные ведомости.-1886.-№14

[4] Литовские епархиальные ведомости.-1875.-№16

 [5] Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№6

[6] Литовские епархиальные ведомости.-1882.-№10

[7] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№45

[8] Литовские епархиальные ведомости.-1911.-№18

 [9] Литовские епархиальные ведомости.-1878.-№21

 [10] Литовские епархиальные ведомости.-1885.-№20

 [11] Литовские епархиальные ведомости.-1887.-№43

[12] Литовские епархиальные ведомости.-1886.-№36

[13] Литовские епархиальные ведомости.-1900.-№42

[14] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.-1908.-№6

[15] «Литовские епархиальные ведомости».-1908 -№20

[16] Вестник Виленского св.-духовскаго братства.- 1908.- №18

[17] Литовские епархиальные ведомости.-1910.-№6

[18] Литовские епархиальные ведомости.-1910.-№9

[19] Некролог//Литовские епархиальные ведомости .-1880.-№25;

 [20] Лисейчиков, Денис. Священник в белорусском социуме: прасапаграфия униатского духовенства 1596-1839 гг. - Минск: Беларусь, 2015.

[21] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[22] «Памятные книжки Виленской губернии на 1865-1867 годы»

 [23] Литовские епархиальные ведомости.-1867.-№14

[24] Литовские епархиальные ведомости.-1868.-№10

[25] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.847

[26] Литовские епархиальные ведомости.-1867.-№14

[27] «Памятные книжки Виленской губернии на 1875-1900 годы»

[28] Черепица В.Н. Гродненский нсторический калейдоскоп. Глава 3.-3.6 Коранационные награждения духовенства белорусских епархий 1896гг.

 (http://zapadrus.su/bibli/geobib/grodnok/1309-v-n-cherepitsa-grodnenskij-istoricheskij-kalejdoskop-glava-3.html?start=5)

[29] Черепица В.Н. Гродненский православный некрополь (с древнейших времен и до начала ХХ века). - Гродно, 2001 http://orthos.org/biblio/publication/prosopografia-sobor

[30] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.481

[31] Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т.1. Тверь: "Альба", 2000. С.485.

http://www.lida.info/lidskij-uezd-1915-god-organy-vlasti-i-samoupravleniya/

[32] «Памятные книжки Виленской губернии на 1901-1903 годы»

[33] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.845

[34] «Памятные книжки Виленской губернии на 1907-1915 годы»

[35] Сайт прихода храма Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Миорского благочиния http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[36] Стома Ірына. “Я любоўю звязаны з вамі”// Царкоўнае слова.- 2012. - №27.

[37] Сайт Лузгины. Исторический очерк http://samlib.ru/l/luzgin_w_n/luzginyistoricheskijocherk.shtml;

[38] G.Sosna-“Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku” - Ryboly - 2012.

[39] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.121

[40] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.969

[41] Некролог//Журнал Московской Патриархии.-1966-№8.-с.24

[42] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

[43] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.481

[44] Судьбы православного духовенства и мирян Витебщины(1917-1990). По страницам архивных документов. (Электронный ресурс).-Витебск.-Горидовец В.В.,2012г.

 [45] Сайт прихода храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г.Миоры http://www.hram-miory.vitebsk.by/

[46] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.200

[47] Литовские епархиальные ведомости.-1900.-№46

[48] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.-С.306

[49] Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№51

[50] Литовские епархиальные ведомости.- 1892 -№16

[51] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.469,470

[52] Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№29

[53] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.769

[54] Grzegorz Sosna и Antonina Troc-Sosna

Hierarchia i kler kościoła prawosławnego w granicach II Rzeczypospolitej i Polski powojennej w XIX- XXI wieku - Ryboly – 2012.- С.769

[55] Литовские епархиальные ведомости.-1876.-№52

[56] Литовские епархиальные ведомости.-1877.-№47

[57] Литовские епархиальные ведомости.-1875.-№31

[58] Литовские епархиальные ведомости.-1878.-№33

[59] Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№30

[60] Литовские епархиальные ведомости.-1881.-№37

[61] Литовские епархиальные ведомости.-1882.-№21

[62] Литовские епархиальные ведомости.-1885.-№25

[63] Литовские епархиальные ведомости.-1891.-№41

[64] Литовские епархиальные ведомости.-1895.-№11

[65] Литовские епархиальные ведомости.-1899.-№5

[66] Литовские епархиальные ведомости.-1904.-№47-48

[67] Литовские епархиальные ведомости.-1908.-№7

[68] Литовские епархиальные ведомости.-1911.-№24

[69] Литовские епархиальные ведомости.-1914.-№22

Использованы фотоматериалы из личных архивов М.Тарасенка, Виталия Колосовского, сайта прихода храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне г.Миоры http://www.hram-miory.vitebsk.by/

 

Пошук па сайту

Версия для слабовидящих

 Глыбоцкі Дом рамёстваў.

sm

kulturaby

god adzinstva

sm full

glub rik

sb kk

dps 2020

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

2018 03 26 00987

gogul

webland

uni

vit

Vitebskie vesti

 

Счетчик посещений

Сёння 7

Учора 56

За тыдзень 258

За месяц 937

Усяго 64040

Перыяд:

2018-01-01 - 2021-09-17

Зарэгістравалася: 203