На какую бы тему не были «Разговоры о важном», их главная цель — воспитать уважение к истории нашей страны, а также способствовать развитию таких качеств личности, как историческая память, забота, человечность и гражданское достоинство. Для этого и учителям, и родителям, просто необходимо рассказывать детям о жертвах и подвиге наших предков. 

Познакомьте детей с понятием «геноцид», историей геноцида советского населения со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Расскажите, что геноцид — это планомерные действия, направленные на уничтожение представителей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств. 

Чтобы по-настоящему достучаться до ребенка, необходимо затронуть его чувства. Для этого можно рассказать о лагере смерти Красный, организованном немецкими оккупационными властями на территории совхоза вблизи Симферополя, мемориале Змиёвская балка – одном из самых больших в России мест захоронения жертв геноцида народов СССР, а также о детском концлагере в Вырице. В сентябре 1942 года гитлеровцы организовали в Вырице концлагерь, куда из разных населенных пунктов Ленинградской области были свезены дети, потерявшие родителей. Более 200 детей в возрасте от трёх до тринадцати лет. Малолетних узников фашисты заставляли зимой работать на переборке картофеля и овощей, а летом в парниках. Рабочий день доходил до 12 часов, питание было отвратительным. Дети теряли силы и умирали. Хоронили их на территории лагеря. От более здоровых детей фашисты брали кровь для своих раненых офицеров. 

В завершении беседы важно также рассказать ребенку, о том, что преступления нацистов не остаются безнаказанными. Напомните о Нюрнбергском трибунале – судебном процессе, проходившем в городе Нюрнберг с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Международный военный трибунал рассмотрел дела 24 человек, входивших в высшее государственное и военное руководство нацистской Германии, а также вопрос о признании преступными основных нацистских партийных, государственных и военных организаций. Приговор ризнал подсудимых виновными в осуществлении заговора в целях планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивных войн, то есть в преступлениях против мира; в убийствах и в других жестокостях, совершённых против гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, то есть в преступлениях против человечности; в убийствах заложников, убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, разграблении общественной и частной собственности, то есть в военных преступлениях. 

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

  • Что такое геноцид? 
  • Почему преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны рассматриваются как геноцид и не имеют срока давности?
  • Что такое концлагерь? Для чего они создавались?
  • Чему нас учит история Великой Отечественной войны? 
  • Что делают наши современники, ваши ровесники, что можем сделать мы, чтобы сохранить историческую память о данных событиях?

Подборка материалов 

Предлагаем вам тематическую подборку для детей разных возрастов, которая дополнит беседу:

  • Фильм «Отец солдата», 1964 год, 0+
  • Мультфильм «Василек», 1973 год, 6+
  • Повесть В. Дубровина  «Мальчишки в сорок первом», 6+
  • Фильм «Повесть о настоящем человеке», 1948 год, 6+
  • Мультфильм «Солдатская лампа», 1984 год, 6+
  • Фильм «Сестренка», 2019 год, 12+
  • Поэма А. Твардовского «Вечный огонь», 12+
  • Роман А. Фадеева «Молодая гвардия», 12+
  • Фильм «Судьба человека», 1959 год, 12+

 

События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно...

ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?

       События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более. Мамы и папы стараются всесторонне развивать детей до школы, давая им знания в самых разных областях. Нельзя забывать про взращивание патриотизма. Детям интересно будет узнать о стране, о войне, о подвигах, благодаря которым мы сейчас живем. Родители, бабушки, дедушки, педагоги детских садов и развивающих центров должны посвящать детей в эту тему, воспитывать в них любовь к Родине, прививать знание истории и военных событий с малых лет.

        С ребенком следует поговорить об этом. Рассказать о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки о войне, о горестях и радостях во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном ВОВ. Они найдут общий язык, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел. Мальчишкам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившихся на войне. Девочкам интересно знать о подвигах женщин-героев во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.

Расскажите детям о войне!

 

 

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастит всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, непонятное и очень туманное. Как же рассказать ребенку, что такое Великая Отечественная Война?

Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи.

С ребенком следует поговорить об этом. Рассказать о том, что вам рассказывали ваши родители, бабушки и дедушки о войне, о горестях и радостях во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном ВОВ. Они найдут общий язык, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел. Мальчишкам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившихся на войне. Девочкам интересно знать о подвигах женщин-героев во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.

Старый альбом.

Всем детям интересно узнать, что было, когда их еще не было на свете. В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваша мама показывала вам эти снимки, рассказывая о них. Пришла пора и вам рассказать ребенку о прадедах - героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи – на маму, бабушку или дедушку? Обратите внимание малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.

Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор – отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясните ребенку незнакомые слова. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далекого прошлого запечатлеется в памяти ребенка.

Бабушкин сундук.

Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню волнующих вопросов. Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.

Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.

Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми, а затем совместно обсудить полученные впечатления о прочитанном:

  • С. П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы.
  • Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть.
  • А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу.
  • С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.
  • Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
  • В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. («Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
  • А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юн бат Иванов».
  • В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
  • К. Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
  • И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
  • Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
  • Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
  • Л. Кассиль «Твои защитники»;
  • С. Михалков «День Победы».

Накануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не спешите выключить телевизор. Вместе с ребенком устройте семейный вечер просмотра военных фильмов: «В бой идут одни старики», «Аты - баты шли солдаты», «А зори здесь тихие». Посмотрите только отрывки. Маленький ребенок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. Песни военных лет поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме.

Каждый родитель стремиться привить ребенку качества, которые в будущем помогут ему достичь успеха: целеустремленность, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость. К сожалению, бывает, что родители забывают о таких важных понятиях, как «сопереживание», «великодушие». И случается, что дети вырастают в черствых, эгоистичных людей. От этого страдают в первую очередь сами родители, в конечном итоге – человечество. Помогите малышу стать сильным и добрым, жестким и милосердным одновременно! В вашем распоряжении — исторический пример Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражаясь до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Нам есть на кого равняться! 

Расскажите детям о войне!

Воспитываем патриотов с детства

 Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь.

   Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется  традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре.

    Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества  характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

     Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям,  сопричастности к современным событиям.

  Реализация содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

 Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста определены в учебной программе дошкольного образования:

развивать:

- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

- любознательность к понятию «Родина» (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

- активное  участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

- адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

- национальное самосознание;

- знания о  государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

- патриотические чувства, гражданственность;

- чувства любви к родному краю и гордость за него;

- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

 Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом принципов:

- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;

- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;

- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;

- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

     И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более что нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

     Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

     Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  И наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (учреждения дошкольного образования, родного края), общественные события и т.д.

  Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в учреждении дошкольного образования включает в себя целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, дошкольному учреждению, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду (человеку-труженику, результатам его труда);

- развитие интереса к белорусским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах  Беларуси;

- знакомство воспитанников с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Пошук па сайту

Russian Belarusian Chinese (Traditional) English French German Italian Spanish
Версия для слабовидящих

Banner 2 belyj fon

Simvaly RB

kulturaby

gb 2025

80 гадоў вызвалення Беларусі

mchs

pravo.by logo main

glub rik

02

kidspomogut.by

nlbby1

vlib

vggazetaby

afgan

uni

vit

Vitebskie vesti

pomogut.by

scyag gerb

ncpi

qr

 

Счетчик посещений

Сёння 1

Учора 286

За тыдзень 842

За месяц 4371

Усяго 193083

Перыяд:

2018-01-01 - 2025-01-23

Зарэгістравалася: 290