29.03.17
Книжная выставка – это средство раскрытия библиотечного фонда, информирования о новых документах и пропаганды лучших документов, одна из наглядных форм рекомендации книги, широко распространенная и оперативная форма массовой работы. Выставка дает возможность раскрыть перед читателями книжные богатства библиотеки и обратить их внимание на книги, статьи, другие источники информации, в которых затронуты наиболее актуальные для них вопросы на момент экспонирования.
Этапы создания книжной выставки.
§ Выбор темы, определение целевого и читательского назначения.
- актуальность
- соответствие кругу интересов
- корректность
§ Подбор необходимых документов по разным источникам, включая ИНТЕРНЕТ.
§ Изучение материалов по теме, подбор цитат.
- просмотр книг, для дальнейшей консультации по теме
- подбор книг для обзора
- раскрытие смысла через цитаты (афоризмы, мысли великих людей, цитаты из книг, оригинальные аннотации).
§ Разработка дизайна. Подбор иллюстративного материала. Библиографическое оформление.
- выбор цветового, композиционного решения
- иллюстративный материал: иллюстрации, поделки, предметы интерьера, природный материал и т.п.
§ Оформление выставки.
- визуальное представление выставки
§ Реклама выставки.
- реклама на доске информации на ТВ и радио
- презентация выставки
- обзор литературы с выставки
§ Изучение эффективности.
- изучение эффективности по листкам статистики
- тетради или книге отзывов
- изучение с помощью тестирования
Структура книжной выставки:
§ Заглавие
Придумать заглавие наиболее важный момент в создании выставки, здесь вы как нигде должны проявить креативность, удачное название выставки – вершина творческого проявления ее создателя. От названия во многом зависит эффективность выставки, есть такая поговорка: как ребенка назовешь, таким он и будет, это вполне подходит к названию выставки.
- заглавие должно быть емким, но не длинным, можно использовать рекламный сленг, нельзя использовать профессионализмы, просторечие.
§ Название разделов
- названия разделов должны быть по смыслу связаны с заглавием выставки, и иметь логическую взаимосвязь между собой ( соблюдение логики раскрытия темы)
§ Цитаты или тексты к разделам
- служат для создания мотива чтения, желания рассмотреть проблему, затронутую на выставке более глубоко, оформляются в единой цветовой гамме и стиле.
§ Иллюстративный материал
- иллюстративный материал должен визуально отражать идею выставки
- иллюстративный материал должен привлекать к книге, а не отвлекать от нее
- декоративный иллюстративный материал не должен быть перенасыщенным и иметь контрастность в исполнении
§ Библиографические списки
- библиографические списки, отсылка к каталогам, другим источникам информации расширяют представления читателей о круге дальнейшего чтения, при условии, что он проявил к ней интерес
- библиографические списки, карточки с библиографическим описанием источника, если он представлен на выставке в раскрытом виде, должны соответствовать ГОСТУ
Оформление выставок – это проявление художественного вкуса и дизайнерского мастерства библиотекаря. Дизайн имеет свои правила. Например, помня о том, что дизайн – это прежде всего, искусство «общения» с деталями, можно каждый заголовок обыграть, сделав его в виде цветка, пирамиды, дерева, солнышка и т.п.
Большое значение имеет подбор цвета и цветовых сочетаний. Желательно использовать при оформлении не более трех цветов, если многоцветие не обозначено в названии (Разноцветные рецепты, Веселая мозаика, Калейдоскоп фантазии и т.п.)
Существует три основных цвета: красный, синий, желтый, - и дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый.
Немаловажное значение имеет и соблюдение пропорций в расположении выставочного материала. Вся важная информация, в том числе название выставки должно находиться на уровне глаз. Книги большого размера лучше уравновесить, поместив их на задний план, но, не перекрывая доступ к книгам небольшого формата. Либо расположить их с левой стороны, помня, что просмотр выставки, как и чтение книги, идет слева направо и сверху вниз, и такое расположение книг более комфортно для восприятия.
На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок:
- Выставки новых поступлений
- Выставки по актуальным темам и проблемам
-- Персональные выставки
- Жанровые выставки
- Выставки к знаменательным и памятным датам
- Выставки в помощь учебному процессу
Нетрадиционные формы книжных выставок появились в последнее десятилетие. К ним относятся:
- Выставка – сюрприз
- Выставка – викторина
- Выставка – диалог
- Выставка – конкурс
- Выставка - досье
К сожалению, часто за красивым названием скрывается традиционная выставка с небольшим дополнением, которое носит чисто внешний, исполнительский характер. Поэтому стоит серьезно подойти к методике проведения данных форм выставок.
сост. Т. А. Силенкова
КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
сост. Т. А. Силенкова
Книжная выставка – одна из наглядных форм рекомендации книги, широко распространенная и оперативная форма массовой работы. Выставка дает возможность раскрыть перед читателями книжные богатства библиотеки и обратить их внимание на книги, статьи, другие источники информации, в которых затронуты наиболее актуальные для них вопросы на момент экспонирования.
Обратимся к терминологии. В «Справочнике библиотекаря» 2001 года издания книжная выставка определена как «публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления».
В «Терминологическом словаре по библиотечному делу» 1995 года выставка определена как основная форма наглядной пропаганды литературы, в терминологическом словаре, 1997 года – форма библиотечного обслуживания. Анализ терминов и вычленение из них рационального зерна позволило Галине Кирилловне Олзоевой дать следующее, наиболее емкое, на мой взгляд, определение выставки: «Библиотечная выставка – это средство раскрытия библиотечного фонда, информирования о новых документах и пропаганды лучших документов».
Этапы создания книжной выставки.
§ Выбор темы, определение целевого и читательского назначения.
- актуальность
- соответствие кругу интересов
- корректность
§ Подбор необходимых документов по разным источникам, включая ИНТЕРНЕТ.
§ Изучение материалов по теме, подбор цитат.
- просмотр книг, для дальнейшей консультации по теме
- подбор книг для обзора
- раскрытие смысла через цитаты (афоризмы, мысли великих людей, цитаты из книг, оригинальные аннотации).
§ Разработка дизайна. Подбор иллюстративного материала. Библиографическое оформление.
- выбор цветового, композиционного решения
- иллюстративный материал: иллюстрации, поделки, предметы интерьера, природный материал и т.п.
§ Оформление выставки.
- визуальное представление выставки
§ Реклама выставки.
- реклама на доске информации на ТВ и радио
- презентация выставки
- обзор литературы с выставки
§ Изучение эффективности.
- изучение эффективности по листкам статистики
- тетради или книге отзывов
- изучение с помощью тестирования
Структура книжной выставки:
§ Заглавие
Придумать заглавие наиболее важный момент в создании выставки, здесь вы как нигде должны проявить креативность, удачное название выставки – вершина творческого проявления ее создателя. От названия во многом зависит эффективность выставки, есть такая поговорка: как ребенка назовешь, таким он и будет, это вполне подходит к названию выставки.
- заглавие должно быть емким, но не длинным, можно использовать рекламный сленг, нельзя использовать профессионализмы, просторечие.
§ Название разделов
- названия разделов должны быть по смыслу связаны с заглавием выставки, и иметь логическую взаимосвязь между собой ( соблюдение логики раскрытия темы)
§ Цитаты или тексты к разделам
- служат для создания мотива чтения, желания рассмотреть проблему, затронутую на выставке более глубоко, оформляются в единой цветовой гамме и стиле.
§ Иллюстративный материал
- иллюстративный материал должен визуально отражать идею выставки
- иллюстративный материал должен привлекать к книге, а не отвлекать от нее
- декоративный иллюстративный материал не должен быть перенасыщенным и иметь контрастность в исполнении
§ Библиографические списки
- библиографические списки, отсылка к каталогам, другим источникам информации расширяют представления читателей о круге дальнейшего чтения, при условии, что он проявил к ней интерес
- библиографические списки, карточки с библиографическим описанием источника, если он представлен на выставке в раскрытом виде, должны соответствовать ГОСТУ
Оформление выставок – это проявление художественного вкуса и дизайнерского мастерства библиотекаря. Дизайн имеет свои правила. Например, помня о том, что дизайн – это прежде всего, искусство «общения» с деталями, можно каждый заголовок обыграть, сделав его в виде цветка, пирамиды, дерева, солнышка и т.п.
Большое значение имеет подбор цвета и цветовых сочетаний. Желательно использовать при оформлении не более трех цветов, если многоцветие не обозначено в названии (Разноцветные рецепты, Веселая мозаика, Калейдоскоп фантазии и т.п.)
Существует три основных цвета: красный, синий, желтый, - и дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый.
Немаловажное значение имеет и соблюдение пропорций в расположении выставочного материала. Вся важная информация, в том числе название выставки должно находиться на уровне глаз. Книги большого размера лучше уравновесить, поместив их на задний план, но, не перекрывая доступ к книгам небольшого формата. Либо расположить их с левой стороны, помня, что просмотр выставки, как и чтение книги, идет слева направо и сверху вниз, и такое расположение книг более комфортно для восприятия.
На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок:
ü Выставки новых поступлений
ü Выставки по актуальным темам и проблемам
ü Персональные выставки
ü Жанровые выставки
ü Выставки к знаменательным и памятным датам
ü Выставки в помощь учебному процессу
Нетрадиционные формы книжных выставок появились в последнее десятилетие. К ним относятся:
ü Выставка – сюрприз
ü Выставка – викторина
ü Выставка – диалог
ü Выставка – конкурс
ü Выставка - досье
К сожалению, часто за красивым названием скрывается традиционная выставка с небольшим дополнением, которое носит чисто внешний, исполнительский характер. Поэтому стоит серьезно подойти к методике проведения данных форм выставок.